Конструкция, разработана ведущим инженером Центра юзабилити и смешанной реальности Денисом Столяровым, основателем проектов Resolla.com и Video360production.com. Она представляет собой рабочее место с вращающимся креслом и замкнутым столом вокруг него. По задумке, человек в VR-шлеме может в любой момент положить руки на горизонтальную поверхность, чтобы вернуть себе ориентацию в пространстве. Это помогает от тошноты, головокружения и дезориентации, которые часто сопровождают опыт взаимодействия с виртуальной реальностью.
«Есть специфическая проблема — состояние motion sickness, проще говоря, укачивание, которое возникает у тех, кто пользуется VR-гарнитурой. Дело в том, что современные шлемы немного отстают от поворота головы: изображение перемещается не так быстро, как мы привыкли в реальной жизни. Человек этого может не замечать, но нашему мозгу и вестибулярному аппарату такое очень не нравится. У некоторых чувствительных людей из-за этого может возникать легкое головокружение и тошнота. Стол же возвращает человеку ощущение реальности и решает проблему дезориентации», — объясняет Денис Столяров.
Первый прототип стола появился еще несколько лет назад в ходе совместного проекта ИТМО и MIT по коммерциализации инноваций. Позже конструкция была переработана в более технологичную форму, приспособленную для массового производства — специально для участия в программе трансграничного сотрудничества «Интеррег. Регион Балтийского моря» BaltSe@nioR.
«Программа BaltSe@nioR сосредоточена на решении проблем старения и эйджизма, — рассказывает начальник Управления по развитию проектной деятельности Университета ИТМО Игорь Куприенко. — В рамках этой программы мы и заложили разработку стола. Изначально он делался именно для пожилых — исходя из того, что современный мир стремительно стареет, но при этом становится все более мобильным. Много пожилых людей остается без поддержки и связи с детьми. Для них средства VR могут стать инструментом общения с окружающим миром. Также их можно использовать для досуга, расширения кругозора. Список возможностей максимально широк. Когда мы презентовали свой проект иностранным коллегам, председатель совета директоров Университета XAMK, по совместительству священнослужитель, предложил проводить церковные службы в VR для тех, кто не может их посещать».
Пока что стол существует в единственном экземпляре и находится на территории Технопарка ИТМО, а именно лаборатории Xlab. Изначально планировалось привезти оригинал в Эстонию и Финляндию для демонстрации, но пандемия нарушила все планы. Сейчас заканчивается процесс юридического оформления документов, а конструкторская документация и чертежи отправлены зарубежным коллегам для сборки на местах.
Пока что разработка еще не тестировалась на целевой аудитории, но в ближайшем будущем она станет частью социологического исследования, которое проводит исследовательская группа под руководством Андрея Чугунова.
«Общее направление проекта BaltSe@nioR направлено на улучшение доступности общественных мест пожилыми людьми. Имеются ввиду музеи, театры, библиотеки, парки, помещения, остановки общественного транспорта и т.п. В рамках проекта проведены исследования на базе опроса органов государственной и муниципальной власти в ряде стран, а также написана научная статья, которая сейчас готовится к изданию. Большой вклад в исследовательскую часть внесла начальник отдела мониторинговых исследований Людмила Видясова. Также начаты работы по перезагрузке инициативы ИТМО “Университет третьего возраста”. Данный фронт работ возглавит доцент Института дизайна и урбанистики и директор центра технологий электронного правительства Андрей Чугунов», — рассказывает Игорь Куприенко
К разработке уже проявили интерес ряд финских муниципальных учреждений, а также некоторые учебные заведения на территории России: Северный (Арктический) федеральный университет и Севастопольский федеральный университет. Проект участвует в реализации гранта по созданию виртуального музея, посвященного российской военной истории.