Девизом форума стало оптимистичное утверждение «Решения есть!». Согласно концепции мероприятия, круглые столы должны быть практико-ориентированными. Спикеры обсудили развитие инновационных кластеров в Санкт-Петербурге — кластеры IT и фармацевтики — и в России, пользу технопарков, менеджмент в области инноваций на предприятиях, меры поддержки стартапов и многие другие темы. Одним из ключевых вопросов стала проблема создания инноваций в вузах и их продвижения на рынки. Речь шла во многом о петербургских университетах.
«Петербург — это лидер, в первую очередь, в сфере IT. Не зря именно петербургские студенты выигрывают в международных конкурсах по программированию. С ними встречается высшее руководство страны, и делается это не ради того, что это „круто“, это часть подготовки высококомпетентных кадров в этой области и в области высоких технологий. Город всегда славился не столько промышленностью, агросектором или другими производствами, сколько своими кадрами. Университеты должны рассчитывать на то, что они готовят специалистов первого уровня для будущего. Поддержка стартапов, создание бизнес-инкубаторов, акселераторов — все это инструменты для того, чтобы вырастить поколение инженеров и изобретателей, которые также будут обладать бизнес-компетенциями для коммерциализации своих разработок», — обозначил одну из общественных ролей городских вузов в деле развития инноваций вице-президент НИУ ВШЭ Игорь Агамирзян.
Кроме воспитания кадров, на современные университеты возлагается еще и предпринимательская функция, то есть создание и продвижение на рынке новых технологий. Эта деятельность может заключаться в тесном сотрудничестве с производственными компаниями и выполнении для них каких-либо научно-исследовательских работ. Университет и сам может выступать в качестве инициатора и реализации какой-либо идеи, которая способна заинтересовать крупных игроков на рынке, — в этом случае правильно говорить о коммерциализации идей и их продаже.
Однако без четкого понимания того, как вузы могут добавлять ценность уже давно работающим компаниям, создать какой-либо трансфер технологий из вуза в производство невозможно. Во многих университетах создаются централизованные офисы, которые занимаются продвижением вузовских технологий, — например, Департамент проектной и инновационной деятельности Университета ИТМО, отметила менеджер проектов в НП «Клуб директоров по науке и инновациям» Алина Акиньшина. Такие подразделения занимаются поиском партнеров, заключением договоров, формированием бизнес-инкубаторов и акселераторов, продвижением инноваций на рынок.
«Это хорошо работает для улучшения показателей работы вуза, но не всегда полезно для конкретных НИОКР. Дело в том, что те или иные исследования в любом случае выполняются на кафедрах. Таким образом, более продуктивной может стать мультидивизионная модель, при которой каждая кафедра может работать с заказчиком напрямую. Но тогда университет должен жестко пояснить всем и каждому правила игры. Такая схема реализована, например, в Уральском федеральном университете. Самая лучшая модель — матричная. Она означает, что в вузе работают специалисты по конкретным областям, которые руководят развитием и продвижением проектов по своему профилю. Но найти таких профессионалов непросто: это люди с 20−30-летним опытом работы и ведения бизнеса. Даже в зарубежных вузах таких людей очень мало», — пояснила она.
Алина Акиньшина добавила, что самая худшая ситуация складывается тогда, когда МИПы формируются лишь для того, чтобы университет через эти формальные структуры мог проще продавать свои услуги и своих кадры тем или иным внешним компаниям.
В решении этих проблем любой вуз должен обладать компетентными кадрами, которые понимают, что такое инновации и с чем их едят. Сотрудники Университета ИТМО провели социальное исследование и попытались выяснить, какими навыками должны обладать такие специалисты, по мнению представителей вузов. Оказалось, что во многих университетах должности, связанные с регулированием инновационной деятельности, отсутствуют вообще, сообщила начальник Департамента проектной и инновационной деятельности Университета ИТМО Нина Яныкина. Кроме того, респонденты не считают, что проректор по инновационной деятельности должен иметь опыт работы в бизнесе. При этом специалисты в области трансфера технологий должны обладать знаниями по защите интеллектуальной собственности. Для реализации инновационной политики в вузах лучше всего сразу нанимать команду людей, которые могут с ходу начать продвижение университета в этом вопросе.
Несмотря на все сложности, российский университет, как и любой другой, логично вписывается в концепцию предпринимательского, уверен исполнительный директор «Клуба директоров по науке и инновациям» Владимир Костеев. Ведь предприниматель — это человек, который преодолевает ограниченность ресурсов, и то же самое делает вуз. Но при этом только 20% своих доходов высшие учебные заведения России получают от НИОКР — все остальное поступает от образовательной деятельности.
«Но в западных университетах все точно так же. Есть отдельные прорывные истории успеха вуза в этом вопросе, но системно увеличением доходности от НИОКР никто не занимается. Доля доходов от патентов и стартапов ничтожно мала», — сказал он.
Почему так происходит? Очень многое зависит от «политической воли» руководства вузов и правильной постановки проблем и задач перед сотрудниками. В большинстве случае ректоры воспринимают и понимают единственную функцию вузов — образовательную, а профессора умеют только обучать студентов, считает управляющий партнер IP-акселератора НейроНет, предприниматель Игорь Пивоваров. При этом ученые также не понимают, зачем им нужно проводить НИОКР, — им выгоднее получить грант на те или иные разработки. МИПы приносят вузам незначительный доход, и руководство университета не всегда видит смысл в их появлении.
«Приведу простой пример, чтобы сразу стало ясно, зачем нужны эти инновации и зачем побуждать ученых заниматься прикладными исследованиями. Кто знает, кто такой Семен Лицин? Это один из создателей USB-flash, флешки. Сегодня он и другие изобретатели этого устройства получают по 100 миллионов долларов в год в качестве процента с продаж. Это огромная сумма. На эти средства он содержит лабораторию в Университете Тель-Авива, где он работает. Ректоры должны понять, что таких ученых нужно холить и лелеять, поливать их из лейки, только бы они не ушли из вуза», — привел яркую аналогию Игорь Пивоваров.
Для того, чтобы достигнуть целей НТИ, многим вузам необходимо кардинально менять свои стратегии и видение будущего. На форуме участники оценили, какие зарубежные рынки сейчас наиболее перспективны, какие научные исследования смогут быстрее выйти на рынки в долгосрочной перспективе и другое.
Кроме того, в рамках форума состоялась презентация проектов SafeNet по технологиям безопасности операторов сетей связи. SafeNet — название одного из ключевых рынков НТИ, его «дорожная карта» нацелена на создание отечественных технологий для информационной безопасности. Одним из самых интересных проектов стала инициатива создания регионального инжинирингового центра «Безопасность киберфизических систем». Он будет запущен в ближайшее время и войдет в инновационный кластер Санкт-Петербурга «Развитие информационных технологий, радиоэлектроники, приборостроения, средств связи и инфотелекоммуникаций». Одним из инициаторов этого инфраструктурного проекта стал Университет ИТМО. В инжиниринговом центре будут разрабатываться имитационная модель сети перспективных коммуникаций, web-интерфейс работы с пилотным фрагментом квантовой сети и имитационной моделью, системы управления транспортной сетью с квантовым шифрованием и многое другое. Специалисты центра будут коммерциализировать разработки.
Также все три дня форума работает выставка инновационных проектов и достижений отечественных вузов и промышленности. Различные компании демонстрируют свои разработки и услуги, большой стенд занял Первый городской бизнес-инкубатор, с отдельными выставочными зонами выступили несколько российских вузов, в том числе Университет ИТМО. Первый неклассический представил ветрогенератор Magnus для удаленных домохозяйств пасмурных и ветреных регионов планеты, неинвазивный глюкометр, гидрогель для повышения плодородности почв, технологию цветной гравировки, комплексную систему связи на транспорте и другие разработки.