Совет №1: Изучите бизнес-процессы в той области, в которой будете работать.
Большинство специалистов при внедрении IT-систем слабо разбираются в предметной области предприятия. Это факт. Сегодня все информационные системы, которые существуют на предприятиях, рассматриваются просто как средство поддержки стандартных бизнес-процессов, например, чтобы считать не на калькуляторе, а с помощью ПО. Мало кто видит в вычислительных системах возможности для развития конкурентного преимущества. Когда вы улучшаете систему и строите новые алгоритмы, вы подсознательно должны искать пути, как перестроить бизнес-процессы, чтобы они стали эффективнее.
Возьмем примитивный пример. Допустим, вы продаете молоко в магазине. Вы можете поставить систему по учету молока, оптимизировать склад, но это не создаст конкурентное преимущество. А если вы сделаете так, что молоко можно будет продавать в интернете, – вот это уже изменение целой бизнес-модели. Вы как будущие бизнес-аналитики, руководители IT-компаний должны думать, как перестроить бизнес-процессы, чтобы они были эффективны. А для этого нужно понимать, как работает предприятие, что нужно его сотрудникам и клиентам.
Кроме того, много пользователей даже не могут сформулировать, чего они хотят от информационных бизнес-процессов. И вытащить эту информацию из них, если вы не понимаете, как они работает, будет очень трудно.
Совет №2: Заранее просчитывайте риски существующих информационных систем.
Большинство руководителей, которые не связаны с IT, тяжело соглашаются на глобальную перестройку бизнес-процессов. Их можно понять: ведь существующая система работает, зачем рисковать. Однако работа бизнес-аналитиков заключается и в том, чтобы заранее просчитать, как отказ от новой системы сегодня обернется большими рисками завтра. Например, в 2014 году началось санкционное давление на Россию. Наша компания тогда использовала системы Oracle, Microsoft. И уже тогда мы проанализировали риски и поняли, что не хотим зависеть от этих иностранных компаний и стали разрабатывать собственную платформу.
И оказались правы. Постепенно Oracle отказался от поддержки своих продуктов для некоторых компаний в России, в том числе, и для «Газпрома». Для Oracle это невыгодно, но им просто говорят так делать. Поэтому многие другие компании, которые не успели перейти на другое ПО, как мы, сейчас находятся в очень невыгодном положении, ведь им нужно спешно менять бизнес-процессы.
Совет №3: Определяйте причины перехода на новые системы.
Никогда «айтишник» не может в одиночку проталкивать проект по изменению IT-инфраструктуры, как и нельзя навязывать ту или иную систему сверху. Понимание того, зачем это нужно, должно быть у руководства – только так проект будет успешным. Так, причины для перехода на другое ПО в «Газпром трансгаз Санкт-Петербург» были вполне конкретные: ограничение поддержки иностранного ПО, импортозамещение, снижение затрат на обслуживание IT-платформ.
В нашем случае мы меняли систему для финансового и производственного секторов. Это встретило оправданное сопротивление у бухгалтеров: а вдруг важные данные перенесутся на новую платформу неправильно? Поэтому для нас было критически важно задействовать в процессе директора по финансам. А также гендиректора, потому что разработка платформы велась примерно год. Перенос данных мы осуществили за 10 дней. На это время все сотрудники финансового сектора просто не работали, а потом пришли, включили компьютеры и увидели немного обновленный интерфейс.
Совет №4: Лучше потратьте больше времени на тестирование системы
Ресурсы предприятия обычно ограничены. Поэтому порой бывает, что у вас нет достаточного количества серверов, чтобы протестировать, как новая система будет работать, предположим, с 3 000 пользователей. Поэтому вы проверяете систему на 100-200 виртуальных пользователях, она вроде работает, вы внедряете ее… И тут выясняется, что с 3 000 пользователей она уже не работает. Это большой косяк. Поэтому важно придумывать методы, как тестировать систему, например, частями. И не отдавать платформу пользователям, пока вы не убедитесь, что все базовые функции работают отлично.
Конечно, невозможно создать реальную систему, которая сразу будет работать без ошибок. Но мелкие ошибки типа слишком крупного шрифта, неудобного расположения кнопки – все это замечается сразу и быстро исправляется. А вот таких ошибок, когда система работала квартал, а в отчетный месяц оказалось, что она все это время неправильно сводила цифры, быть не должно.
Совет №5: IT-система должна оставаться понятной и доступной любым IT-специалистам в компании или новым сотрудникам.
Когда вы внедряете новую систему на предприятии, вы должны заранее подумать о том, кто ее будет обслуживать. Ведь люди приходят и уходят из компании. Представьте, если система держалась на знаниях одного системного администратора, а он уволился? Именно поэтому важно документировать принципы работы IT-систем, а также поддерживать некоторый переизбыток компетентного IT-персонала. То есть не только пара людей должны разбираться, как все у вас работает. В этом случае также полезно не зацикливаться на одном фронте работ, а обслуживать и другие системы, например, можно переходить с обслуживания платформ для финансистов на платформы для сотрудников производства. Это также дает понимание того, как работают бизнес-процессы на предприятии.
Во-вторых, нужно очень ответственно подходить к установке какого-либо экзотического ПО, то есть такого, в котором мало кто вообще разбирается. Это относится к различным открытым программным продуктам, в том числе. Если же вы устанавливаете такое ПО, позаботьтесь, чтобы вы и ваши сотрудники действительно в нем разбираетесь и сможете устранять неполадки в его эксплуатации.
Совет №6: Устраивайтесь на стажировку в «Газпром трансгаз Санкт-Петербург»
Можете приходить к нам на стажировку в любое время. Это полезно и для вас, и для нас. Для студентов это важно, так как они понимают, куда им дальше двигаться, как устроены дела в реальной отрасли. Для нас же это важно тем, что очень часто стажеры потом возвращаются к нам на работу. Хороших начинающих кадров мало в любой отрасли. Бывает, что человек проработает 3-4 года в какой-нибудь маленькой компании и все равно не обладает достаточным опытом. Поэтому мы готовы потратить на обучение молодых специалистов пару лет, чтобы сделать из них высококлассных профессионалов. И, на самом деле, так мы получаем от них еще большую отдачу. То, что в «Газпром» попадают только по блату – миф. Если мы видим, что стажер проявляет себя и хочет работать, мы при возможности предлагаем ему должность, может быть, на какие-либо декретные позиции или даже на постоянной основе.
Когда студент приходит к нам на стажировку, мы проводим с ним собеседование, чтобы понять, чего он сам хочет, какие его сильные стороны. И мы стараемся развивать в нем именно то, что у него лучше всего получается. Например, если у человека хорошие аналитические способности, то мы отправляем его в отдел аналитики. Бывает и так, что стажерам хочется узнать всего понемножку – это тоже хороший вариант, потому что чем больше знает человек, тем больше эффективных решений для бизнеса он может предложить. В любом случае, для каждого стажера составляется индивидуальный план с целями стажировки, к нему прикрепляется руководитель. Продолжительность и график стажировки также подбирается с учетом пожеланий студентов, потому что мы понимаем, что им также нужно сдавать курсовые и прочие работы в вузе. Однако некоторая периодичность и системность в стажировке, конечно же, должна быть. В любом случае, мы заинтересованы в том, чтобы дать стажерам максимальные возможности для обучения, нам не интересно, чтобы они, условно говоря, таскали принтеры.
Гостевые лекции и работа с партнерами на базовой кафедре
В конце лекции Дмитрий Москович ответил на вопросы студентов. Плотная работа с индустриальными партнерами – ключевая деятельность на кафедре «Информационные системы и технологии в высокотехнологичном бизнесе». Кафедра сотрудничает со структурами «Газпрома», с «Ростехом», IBM, EMC, Siemens и другими компаниями Кластера, то есть объединения компаний в сфере высоких технологий и инжиниринга Санкт-Петербурга. Во всех этих компаниях студенты могут проходить стажировки, а затем успешно трудоустраиваться, подчеркнул заведующий кафедрой Алексей Кораблев.
«Мы нередко приглашаем в наш вуз специалистов из служб автоматизации и внедрения информационных технологий из этих компаний, чтобы они могли ознакомить студентов с трендами и запросами в области, особенностями работы на конкретных предприятиях. А также о возможностях работы и стажировок. По итогам стажировок студенты пишут практикоориентированные курсовые, дипломные работы, при возможности проводят научно-исследовательскую деятельность», – прокомментировал он.