Откуда пошло «цифровое» поколение
Современный взгляд на мир заложили представители поколения бэби-бумеров, которые заложили ряд основополагающих принципов. Во-первых, это принцип «время и талант в обмен на деньги», во-вторых — это вера в науку и контроль над информацией. Эти люди настолько верили в торжество человеческого разума, что у них не вызывали удивления полеты человека в космос, на Луну. У этого поколения архетип был не такой, как у их родителей — это поколение бесконечной надежды: ты можешь достичь всего. Или: если прилагать усилия сейчас, то завтра будет что-то великое. Именно это поколение построило современную школу менеджмента, когда один лидер может собирать компетенции разных людей, чтобы создать команду для решения какого-либо вопроса. Сейчас эта школа разрушается.
Как цифровизация меняет наше поведение
Современная молодежь, то есть люди в возрасте от 20 до 30 лет — это поколение миллениалов. Оно характеризуется несколькими чертами:
- Виртуальная реальность. Это не та, которая с очками, а которую рисуют медиа. Сегодня вы не можете проверить, правда или нет то, что говорят в СМИ.
- Невозможность скрыть информацию. Даже те, кто не пользуются социальными сетями, все равно попадают в интернет, например, на чьих-то селфи.
- Вынужденная вовлеченность. Если вы видите пост о пропавшей собаке на страничке у друга, вы сразу «забираете» его себе на стену.
- Ложная ответственность. И, продолжая тему с постом о собаке, вы начинаете ощущать ответственность за вещи, которые вас не касаются.
- Ложная темпоральность. Людям тяжело разграничивать события, которые происходят сейчас и которые происходили в далеком прошлом. Взять тот же фильм «Матильда». Кому какая разница сегодня, что там происходило у императора и балерины 100 лет назад?
- Безрадостная экономика. Сейчас люди должны быстро переставать радоваться тому, что у них есть та или иная вещь, иначе они не будут покупать новые вещи. То есть уже никто не радуется тому, что у него есть стильный смартфон или одежда — и сейчас это ощущение радости от вещи пытаются вернуть.
- Пространство потоков. У бэби-бумеров все было понятно с течением событий: вчера была война, а завтра мы полетим на Марс. Они четко понимали, где Европа и Америка. А сейчас нам сложно разграничивать, что было вчера, а что будет завтра, мы не отделяем от себя вещи, которые происходят далеко от нас: взять тех же таиландских мальчиков в пещере, о которых говорил весь мир.
- Ошибка нарратива. Это когда ты выдаешь аргументы только за то, что поддерживаешь.
- Длинный хвост. Материальные сервисы перестали зависеть от логистических цепочек: можно получить смартфон из Китая за один день. При этом технологически не появилось ничего нового: самолеты остались прежними, телепорт не изобрели.
Миллениалам важнее идея, а не способ ее реализации
Какое поведение характеризует миллениалов? Они очень общительны. В мое поколение мы не стремились общаться — мы выживали. Миллениалы рациональны — у них есть «хороший» цинизм. И поэтому они — идеальные стартаперы: если ты легко заработал деньги, то ты молодец. Но поэтому они и плохие стартаперы в том смысле, что их главная цель — это заработать деньги, а не сделать продукт. Получается, что как только они поднимают серьезные инвестиции для своего проекта — они уже выполняют свою цель. Зачем двигаться дальше, если деньги уже есть?
Миллениалы эмоциональны, также им свойственна дегероизация: им невозможно продать, например, «28 панфиловцев». У каждого поколения был свой архетип. У миллениалов все пошло к чертям — это люди неопределенного архетипа, потому что все крайне индивидуальны. Но при этом им свойственна прокрастинация, они находятся в ожидании идей, которые будут воплощать, но они допускают, что могут не справиться с будущей задачей. Они откладывают важные дела на потом.
Я постоянно рассматриваю проекты для инвестирования, которые создаются миллениалами. Большинство приходит лишь с идей. Но мало кто может ответить на вопросы, что будет из этой идеи, кто заплатит за это, кто это будет реализовывать. Для миллениала важно, что у него есть идея — как только она появилось, все остальное будет круто. Но они не понимают, как они будут зарабатывать деньги, как вернут эти деньги инвестору.
Digital born — первые люди, которые не воспринимаются себя без технологий
Следующее поколение, которое порождают сейчас миллениалы — это поколение digital born, рожденные в цифровую эпоху. Это первое поколение людей, которое не воспринимает технологии как нечто отдельное от себя. Они уже внутри цифрового мира, они никогда не спрашивают родителей, как пользоваться разными гаджетами, они решают сложные технические задачи точно так же, как задачу нарисовать елочку. И это абсолютно позитивное поколение. Эти дети не знают, что такое «трудно», они воспринимают любую информацию и учатся чему угодно. Они постоянно получают безумный объем знаний. Они не видят разницы возрастов. Их мир — это реальная виртуальность. Появление такого поколения предсказывали футуристы. Это будет совершенно другой биологический вид, у которых не будет идеальных моделей поведения.
Миллениалы также отказались от идеальных моделей поведения своих родителей, но они гениально создали свои модели. Что такое идеальная модель? Это те самые заветы: «Будешь хорошо учиться — все у тебя будет хорошо», «Работать — пять дней в неделю по восемь часов». Эти модели были созданы промышленной эпохой, потому что так было удобно строить рабочий график человека. Сегодня эпохи нет, а модели остались. У миллениалов еще есть какое-то осознание этих моделей, что, например, работа — это «пятидневка», а у digital born его не будет. Они также не будут переживать насчет того, что человек лишился анонимности, и с точки зрения психиатрии это будет гораздо более здоровое поколение: будет меньше невротиков, потому что у них не будет моделей поведения. И это наступающая проблема корпоративного мира, потому что только невротики могут делать никому не нужные вещи изо дня в день.
При этом люди будут очень примитивны: им не нужно будет накапливать опыт, чтобы уметь делать какие-либо вещи, потому что произойдет киборгизация образования. Уже сейчас на некоторых заводах сотрудники используют очки Google Glass Enterprise, с помощью которых они в дополненной реальности могут видеть подсказки, как работать с тем или иным оборудованием. Человеку не нужно будет долго учиться, чтобы делать какую-либо работу.
Подход к предоставлению услуг, который изменил все
В 2008 году Стив Джобс дал «зеленый свет» важнейшему явлению: благодаря смартфонам все то, до чего нужно было идти пешком, теперь можно было приобрести в любой момент через интернет. Когда вы последний раз покупали билеты на поезд в кассах? И это произошло всего пять-шесть лет назад. Сегодня люди очень быстро привыкают к вещам, которые раньше можно было отнести к магии. Мир стал понятным, интуитивным и универсальным — и все это благодаря одному устройству и одному подходу ко всем услугам. Раньше же мы жили в мире, который собирали как пазл.
Некоторые прогнозы о технологиях, которые изменят восприятие мира в ближайшие годы
90% населения планеты будет пользоваться неограниченным хранилищем данных к 2028 году. Уже сегодня каждый человек оставляет в среднем один гигабайт цифрового следа от пользования интернетом.
Напечатанный на 3D-принтере автомобиль появится в 2022 году. Человек будет покупать не автомобиль, а производственный файл с параметрами машины для печати. Также, когда 3D-печать еды станет доступной и дешевой технологией, исчезнут огромные корпорации по производству пищи.
Появится мобильный телефон, который сможет поддерживать работу нейросети и будет таким же мощным, как суперкомпьютер. Такая система сможет агрегировать вычислительные мощности других систем для любой цифровой задачи к 2023 году.
Доступ в интернет станет базовым человеческим правом, потому что получать какие-либо услуги можно будет только с помощью интернета.