Прототип устройства для передачи запахов в виртуальной реальности Константин Малышев (магистр Университета ИТМО, программа «Мультимедиа-технологии, дизайн и юзабилити») разработал в рамках магистерской диссертации и работы в Центре юзабилити и смешанной реальности Университета ИТМО. Разработанное устройство стало дополнением к VR-гарнитурам, с помощью которого пользователь может почувствовать запахи тех объектов, которые видит перед собой в виртуальных локациях. Устройство позволяет почувствовать как один запах, так и целую гамму смешанных ароматов.
«Мы берем уже существующие запахи, это могут быть духи, запах кофе, алкоголя, земли, различные ароматизированные масла – мы не ограничены в их количестве. После того как мы выбрали запах, мы заливаем его в небольшие сосуды, соединенные с частью, расположенной возле носа пользователя, специальной системой трубок. К слову, запахи можно смешивать, регулируя клапаны сосудов, в которых залита жидкость с ароматами. Само устройство не является чем-то сложным, главное было придумать как его собрать и настроить взаимодействие с гарнитурой», – объяснил магистр.
За обработку сигнала отвечает контроллер, который ожидает запроса от приложения. Преимущество разработки в том, что нет необходимости создавать плагины под разные игровые движки, с помощью которых создаются приложения и игры в виртуальной реальности. Все такие движки могут работать с этим устройством, используя обычный протокол HTTP. По словам Константина, на сборку прототипа ушло порядка двух недель, а подготовительные работы длились больше месяца.
Первым кейсом, на котором была проверена работа устройства, стала картина Винсента Ван Гога «Ночное кафе». В формате виртуальной реальности пользователи могли побродить по картине и почувствовать аромат кофе и портвейна. Сейчас Константин совместно с коллегами работает над созданием приложения, в сценах которого запахи будут выделяться в зависимости от действий пользователя. Ранее создатели закладывали концепцию распыления запаха на конкретной сцене вне зависимости действий пользователя (в разных сценках запахи выделялись автоматически).
«Пользователь попадает в зону действия объекта или нажимает кнопку, и в результате компьютер отправляет запрос на устройство, которое, в свою очередь, запускает внутри себя процесс подачи запаха – открывается клапан, и запускается насос, после чего запах распространяется. Затем происходит обратный процесс, чтобы перекрыть подачу запаха. В новом кейсе перед пользователем будут размещены разные объекты, запах которых он сможет ощутить, взаимодействуя с ними», – объяснил разработчик прототипа.
Разработанное устройство является дополнением к гарнитурам виртуальной реальности (крепится непосредственно на гарнитуру) и может использоваться при просмотре Видео 360, классических VR-приложений, но особенно его значение создатель прототипа выделяет в арт-инсталляциях.
«Я рассматриваю применение этого устройства больше в арт-перфомансе. Сегодня VR может позволить современным композиторам добиться того, чего добивались композиторы 1960-70-х годов с привлечением больших средств. Я говорю и про создание архитектуры, и про ее наполнение музыкой и запахами. То есть появилась возможность в виртуальной реальности создавать пространства, моделировать распространение в них звука и даже добавлять туда запахи. Например, у композитора Карлхайнца Штокхаузена есть произведение «Семь дней недели», для которого он хотел построить отдельный музей. По задумке, для каждого дня должна быть отведена комната с определенным посылом. Эту идею можно реализовать в VR с меньшими затратами, но с таким же эффектом. Разработка устройства привела меня к мысли, что VR можно использовать не только для развлечений, но и для решения творческих задач», – объяснил Константин Малышев.
Примечательно, что устройство было собрано из подручных средств. Так, трубки, соединяющие сосуд с ароматом с конечной частью устройства, расположенной на гарнитуре виртуальной реальности рядом с носом пользователя, используются в аквариумах для подачи кислорода. Так как готовых решений в области запахов в VR пока не существует, разработчики используют для прототипов любые предметы с удовлетворяющими физическими свойствами.
«Сейчас это штучное устройство. Но мы планируем создать стартап, чтобы коммерциализировать разработку и в перспективе выйти на рынок. В команду мы ждем специалистов, которые смогли бы разработать качественную плату для устройства, контроллер, заточенный под наши задачи, создать корпус, который мы сможем крепить к разным шлемам, продумать, как упаковывать и продавать запахи. Технология уже есть, ее нужно только сделать более привлекательной для пользователя», – объяснил разработчик.
Сегодня во всем мире существует не больше трех аналогов устройства. Так, российский проект FEELREAL, который также предлагает ощутить запахи в VR, совсем недавно получил финансирование на реализацию продукта, в продаже его пока не найти. Западный проект Olorama представляет собой не персональное устройство, а распределитель запахов для всего помещения. По словам Константина, это перспективная и пока не слишком занятая сфера VR.
Впервые прототип устройства для передачи запахов в виртуальной реальности был представлен широкой публике на международной междисциплинарной конференции EVA SAINT PETERSBURG 2019.