Для чего нужны чат-боты

Чаще всего как бизнес, так и госсектор используют ботов для разгрузки работы с клиентами. Например, один бот-обзвонщик помогает сократить штат какого-нибудь колл-центра с сотни человек до десятка, или один чат-бот на сайте может значительно облегчить работу менеджерам интернет-магазина. Обычно бот создает входную точку для клиента, выясняет его запрос и потребности, а далее уже переводит на человека-консультанта.

Чат-боты в мессенджерах и соцсетях могут полностью заменить собой работу с продавцом-консультантом: пользователь прямо не выходя из мессенджера может решить все свои вопросы, совершить оплату, заказать доставку и так далее. Это не только облегчает весь процесс совершения покупки, но и работает на лояльность клиента.

Самые продвинутые боты становятся полноценными виртуальными помощниками, такими как Алиса от Яндекса или Алекса от Amazon.

Конструкторы ботов

Источник: shutterstock.com

Источник: shutterstock.com

Боты стали популярным инструментом, и теперь сложно представить себе современный сервис или магазин без них. А создание ботов упростилось настолько, что теперь не нужно никаких, даже поверхностных, познаний в программировании или администрировании. На рынке появилось множество простых и понятных конструкторов, благодаря которым любой может разработать бота под свои нужды.

Например, Санкт-Петербургская компания Just Ai, занимающаяся разработкой бизнес-решений на основе искусственного интеллекта, создала свой конструктор — Aimylogic. Он позволяет создавать не только текстовые чат-боты, но и боты обзвонов, которые можно встроить на любой платформе: на сайте интернет-магазина, лендинговой странице, в телеграм-канале и так далее. Есть интеграция и с крупными системами для бизнеса, такими как Битрикс24, LiveTex и Webim.

В конструкторе есть большое количество готовых шаблонов и скриптов, например, обработка заявок на кредит, онлайн-заказы для интернет-магазина, бронирование столика в кафе, сбор информации для доставки, бот для обработки типовых запросов и сбора лидов, HR-бот с интеграцией Trello и сервисом автоматизации IFTTT.

Разработка бота происходит в удобном и интуитивно понятном визуальном редакторе. Также имеется множество обучающих материалов, благодаря которым можно очень быстро разобраться во всем функционале.

Источник: shutterstock.com
Источник: shutterstock.com

Важной особенностью Aimylogic является блок «Интенты», благодаря которому можно легко настроить сценарий взаимодействия с пользователем. В него можно добавить ключевые слова и фразы, которые могут написать (или произнести) пользователи и таким образом активировать определенную ветку сценария. Причем у конструктора есть встроенный алгоритм машинного обучения, благодаря которому он может понимать и реагировать на пользовательские фразы на естественном языке. То есть вам достаточно указать в блоке «Фразы» примеры слов, а дерево синонимов, схожих выражений или вариантов написания с ошибками выстроится автоматически.

Есть и готовые шаблоны интентов: реакция на приветствие и прощание пользователя, его отказ или согласие, распознавание нецензурной лексики, сбор данных о местоположении, поле пользователя, его контактных данных и так далее.

Сайт предоставляет бесплатный пробный период 14 дней по тарифу «Developer». Из недостатков платформы можно выделить довольно высокую стоимость (она рассчитывается из количества пользователей бота в месяц), отсутствие функции автоматических рассылок и вебхуков — механизма оповещения системы о событиях, например, совершения оплаты через сайт банка.

Чат-боты для мессенджеров

Источник: shutterstock.com
Источник: shutterstock.com

Botmother специализируется на создании ботов для мессенджеров и соцсетей: Telegram, Facebook, Viber, Одноклассников и Вконтакте. В отличие от предыдущего конструктора, функционал включает автоматические рассылки по базе пользователей, встроенные платежи в Telegram, статистику пользователей и их взаимодействия с ботом. Однако все эти дополнительные функции недоступны в бесплатном режиме.

Прежде чем начать работу с конструктором, необходимо создать заготовку через BotFather в Telegram. В нем нужно придумать и зарегистрировать уникальное имя бота, после чего генерируется специальный токен, позволяющий встраивать бота уже на своей площадке. Этот же токен используется и в конструкторах. Дальше уже его можно настроить, задать алгоритм взаимодействия с пользователем и так далее.

К слову, BotFather позволяет создать только заготовку бота: единственное, что в нем можно настроить, это описание, аватарка и приветственное сообщение. Все остальные функции добавляются уже через конструкторы.

Компания Спб ИАЦ разработала свой конструктор ботов для Telegram — Isaak.io. Сейчас проект находится в стадии тестирования, но большинство функций вполне рабочие. Конструктор абсолютно бесплатный, поэтому он может стать отличной площадкой для обучения и тренировки.

Источник: shutterstock.com
Источник: shutterstock.com

Функционал также реализован в виде наглядного графического дерева связей. На сайте представлен весь необходимый инструментарий для тонкой настройки бота: вывод определенного текста, отправка медиа-файлов (картинки, видео документа), запрос API — то есть подключение к данным, хранящимся во внутренних системах компании. Например, бот может показать баланс на карте. Также есть функция настройки рассылки, сбора статистики и вебхуки.

Начало работы также происходит через создание заготовки в BotFather. Далее в конструкторе можно добавить кнопки навигации, окно для ввода данных пользователем, сценарий взаимодействия через функцию «Условие», логирование, которое помимо сбора статистики может использоваться для ограничения действий пользователя (например, если нужно, чтобы пользователь мог проголосовать или ответить на вопрос только один раз). Также есть функция загрузки данных с внешнего сайта через кнопку «HTTP запрос», например, если нужно посмотреть товары в наличии в интернет-магазине или отсортировать вакансии с агрегатора вроде hh.ru.

В разработке используется сторонний сервис от Google — Dialogflow, который помогает научить алгоритм распознавать текстовую и голосовую речь пользователя в ее естественном виде. Также в будущем планируется интеграция с голосовыми помощниками — Алисой от Яндекса и Google Ассистентом.