Владимир Демин, ученый, изобретатель в области IT, председатель правления центра цифровых трансформаций «ВЭБ»
Криптосообщество как будто переживает боксерский матч. Когда успешный боксер сначала владел инициативой на ринге, а потом пропустил удар и завис. И мы весь год в состоянии зависания по привычке выбрасываем руки вперед, пытаемся уворачиваться, но все равно ничего не происходит. Мы попали в вязкую трясину. Давайте попробуем разобраться, с чем она связана.
На сегодняшний день перед нами стоят те же самые вызовы, что и год назад. Во-первых, низкая технологическая грамотность служащих, нашего главного заказчика. По некоторым данным, от 70 до 80% всей российской экономики контролируется государством. Поэтому очень логично государство вовлечь в информационные технологии.
По нашему практическому опыту, каждое совещание в любом министерстве любой государственной службы сразу превращается в мини-тренинг. Нужно каждому объяснять, что мы имеем в виду. И эта история будет продолжаться какое-время. Чтобы создать минимальный запас знаний, года пока не хватило.
Вторая проблема — карго-культ. История показывает, что практически каждая попытка внедрить инновационную технологию — это повторение карго-культа. То есть мы действуем по-старому с новой технологией. Наша криптоэкономика не может поместиться внутри наших привычных методов ведения бизнеса. Мы вообще выглядим так, как древние люди, которым вождь племени не разрешил использовать колесо. Мы продолжаем носить тяжелые стволы деревьев, а под мышкой еще и несем с собой колесо.
Кроме того, нам нужно перестать общаться только друг с другоми перейти к другой аудитории. Рядовые гражданы должны понять, где они прикасаются к блокчейну.
Как побыстрее вывести криптоэкономику на улицу? Во-первых, перестать что-то разрабатывать. Проектов уже достаточно, что пора их объединять. Нам нужные не реализации в лабораторных условиях, а реальные вещи. Выбираем любое подходящее решение, находим кейс применения, отпилотировали, если работает — сразу применяем.
Во-вторых, каждому проекту нужен выход на широкие массы населения, чтобы они почувствовали, что такое блокчейн. Социальные сервисы, муниципальные сервисы, медицина. Все, что касается обслуживания большого круга населения. Мы уже отработали технологию блокчейн в области льготного лекарственного обеспечения в Нижегородской области. Эта инновация приносит области 30 миллионов рублей в год, огромные деньги для Новгорода.
В чем я вижу основные причины торможения нашей весьма многообещающей технологии? Во-первых, полное отсутствие регуляторики. Пока область не будет хоть как-то закреплена, мы никуда не продвинемся. Во-вторых, технические вопросы. Оказывается, блокчейн не такой уж и быстрый. В-третьих, у нас нет фокусировки. Хотелось бы наступать, а любой план наступления состоит из точечных прорывов. Мы же сегодня с точки зрения криптосообщества двигаемся равномерным фронтом, сразу объявили, что блокчейн — панацея от всех бед, и пытаемся внедрить в каждой области. Пузырь недоверия людей нужно проткнуть хотя бы в одном месте. Когда люди увидят, что технология правда работает, мы получим внимание к нашей отрасли.
Сергей Хитров, организатор форума, CEO Listing.Help, выпускник Университета ИТМО
Я сейчас много путешествую и выступаю в разных странах: Мальта, Сингапур, Дубай, Гонконг. На всех конференциях я встречаю очень много русских, которые, к сожалению, уехали из страны. Еще полгода или год назад они жили на родине и вкладывались в экономику: покупали дома, квартиры, машины. Сейчас они вместе переехали полностью — перевезли семьи, купили новую недвижимость. На вопрос «Почему не остаться в России?» они отвечают «небезопасно, нет регулирования». Люди, к сожалению, боятся. Они хотят помочь, а им не дают.
А вот, например, Мальта, зовет их к себе, но у нее есть свои экономические нюансы. Главный из которых — членство Мальты в Евросоюзе. У них хватает своих собственных проблем. Но, допустим, пройдет четыре года и блокчейн начнут повсюду использовать. Вот тогда начнем кусать локти и хотеть перевезти к себе специалистов из Мальты. А они же русские!
Чтобы развивать индустрию в России, нужно как можно скорее предложить людям реальный проект и учить технологии рядовых граждан. Потому что сейчас даже руководство, верхушка ведущих компаний в стране, с которыми я недавно общался, уверены, что блокчейн лопнул из-за падения стоимости биткоина. Но блокчейн это технология, а биткоины — финансовый инструмент. Чем скорее мы научим людей этой разнице, тем скорее начнется настоящий прогресс.
Элина Сидоренко, профессор МГИМО и руководитель рабочей группы по снижению рисков оборота криптовалют
Когда мы говорим, что Россия нам не мила с точки зрения правового регулирования, мы лукавим. Может, от незнания, может, специально. Дело в том, что весь мир находится в одинаковом положении. Мы фактически не знаем нюансов правового регулирования в чужих странах, но нас влечет чужбина. А давайте возьмем для примера Швейцарию. Там уже открылась крипто-долина. Но кто назовет нам хотя бы одну компанию, которая получила разрешение фирмы и открыла криптовалютный счет в швейцарских банках? Таких компаний нет. Лишь одна компания получила разрешение на подобную работу, но мы не знаем даже деталей.
Мы должны понимать: цифровой мир, особенно тот огромный плуг, который открывает для нас с вами блокчейн, на сегодняшний день делает нас чрезвычайно уязвимыми по многим компонентам, с которыми юристы пока жить не хотят. Во-первых, кибератаки, которые на сегодняшний день только начинают набирать оборот. Во-вторых, делегализация преступных доходов. Криптовалютная история не может быть априори в правовом поле: она всегда немного «серенькая», а в некоторых странах совсем «черная». В-третьих, использование криптовалют в теневом интернете.
Когда мы говорим о цифровой экономике, мы должны понимать: цифра сейчас это не только криптовалюты, но и цифроактивы в широком смысле этого слова. Может быть, это покажется очень смелым, но скажу так: в ближайшие годы нам без ICO не обойтись. В центрах цифровой экономики мы предупреждали, что 90 процентов ICO будут фиктивными. Мы ошиблись — цифра оказалась 97 процентов.
Со своей стороны мы предлагаем концепцию создания в России первого цифрового суда по защите рынка. Ведь по большому счету нигде в мире мы не можем сейчас четко определиться, как мы можем защитить себя как участники смарт-контрактов. Если Россия сейчас покажет, что есть правовые механизмы защиты, подписав смарт-контракты, появится регулирование и к нам придут серьезные инвестиции.
На сегодняшний день крупные международные и российские компании уже готовы внедрять блокчейн-технологии и смарт-контракты. Но они понимают, что сегодня ни процедуры правопринятия, ни оценки добросовестности нет. Вот сейчас мы запускаем проект и очень надеемся на то, что мы запустим новую глобальную цифровую хартию бизнеса. И Россия будет первой страной в мире, которая начнет идти по миру семимильными шагами.
Артем Шейкин, советник губернатора Санкт-Петербурга и председатель молодежной коллегии при губернаторе Санкт-Петербурга
Блокчейн это очень важное направление, особенно в работе государства и IT-сферы. Ее главное преимущество: ничего нельзя изменить, ничего нельзя подделать. Это поможет реализовать антикоррупционные проекты.
Однако технология достаточно молодая, и, к сожалению, нет возможности применять ее в работе с органами власти. Сначала она должна пройти проверку временем. Сейчас цель взаимодействия органов исполнительной власти и IT-компаний — обмен опытом. Нам важно знать, как технология развиваются.
Кроме того, молодежная коллегия поддерживает IT-проекты от молодых разработчиков. В коллегию входят 12 комиссий, одна из них как раз посвящена поддержке молодежных проектов и инициатив. Туда постоянно приходят различные проекты, которые отрабатываются, а затем отправляются в рабочую группу «Умный город», которой руководит бывший губернатор Петербурга Геогрий Полтавченко. Она создана на базе Университета ИТМО. И сегодня там собрали много различных проектов. Из последних — внедрение дистанционных счетчиков воды и газа. Это существенно упростит работу управляющих компаний.
Блокчейн — интересная и перспективная область, она собирает молодых ребят, которые работают в органах исполнительной власти. Наша задача — ускорить процесс внедрения этих технологий в органы государственной власти, чтобы эта работа и там выстраивалась правильно и быстро.