Почему японские IT-компании интересуются Россией? Насколько успешно получается у российских стартаперов выходить на японский рынок? В чем разница между российской и японской бизнес-культурой? Все эти вопросы стояли на повестке дня круглого стола «Кросс-культурные бизнес-коммуникации. Япония-Россия».
Дискуссия стала одной из открывающих сессий XII Петербургского международного инновационного форума. Представители IT-сферы двух стран собрались вместе, чтобы поделиться опытом и сделать еще один маленький шаг к активизации бизнес-контактов. Поначалу казалось, что тема не привлекла большого числа слушателей, однако уже к середине дискуссии зал был заполнен, что лишний раз доказывает, что бизнесы двух стран с интересом смотрят друг на друга.
История отношений
Российско-японские деловые взаимоотношения имеют сравнительно короткую историю – долгое время на интенсивность деловых коммуникаций оказывали влияние политические споры, языковой барьер и другие обстоятельства.
«Несмотря на все это, я считаю, что мы должны стремиться к сотрудничеству и работать над тем, чтобы наше сотрудничество процветало, — считает СЕО компании Techsolution Кэнъити Сакагути, который сам говорит по-русски и только по просьбе переводчиков-синхронистов переходит на японский. — Между нашими странами до сих пор есть противоречия, так называемая “стена препятствий”, но мне кажется, что с помощью IT-сферы мы можем преодолеть все преграды».
С не меньшим оптимизмом смотрит на создавшиеся сегодня условия для сотрудничества СЕО другой японской корпорации, «Unixon Systems», Фумихико Кимура.
«Сейчас самое подходящее время для партнерских отношений, — говорит он. — Очень хорошая среда в плане правительственной поддержки. За этот год мне удалось побывать в России три раза, и меня скорее удивляет, почему раньше у нас не было такой тесной коммуникации».
Японские инвесторы в последние годы стали внимательнее наблюдать за тем, как развивается российская IT-сфера, посещают бизнес-инкубаторы в нашей стране. Это уже начинает давать результаты: российские стартапы получают возможность показать свои идеи в Стране восходящего солнца.
«Я приехал на Demo-day в бизнес-инкубатор “Ингрия”, — рассказывает гендиректор компании K.PRO Федор Беломоев о том, как смог представить в Японии свое оборудование для коммуникации со слепоглухими людьми. — На мероприятии были представители японской делегации из города Фукуока, рассматривающие потенциально интересные им проекты. Они выбрали меня, я приехал в Японию, выступил на саммите и даже занял первое место. Уже приехав в Японию, увидев, какой там подход к работе, я поразился уровнем мышления, философии, отношения к бизнесу. А также я был поражен отношением к моей целевой аудитории. В тот момент я понял, что в будущем хочу работать именно с Японией».
Восток и Запад: есть ли разница?
Люди из разных стран, разных культур не всегда легко могут найти общий язык в ходе переговоров. Всякий раз существует опасность, что обычаи делового общения настолько различны, что потенциальные партнеры просто не смогут прийти к соглашению. Во всяком случае, так кажется на первый взгляд. Однако, уверены многие участники круглого стола, сегодня мир IT настолько глобален, что общего между основателями стартапов в Японии и России не меньше, чем различий.
«Мы живем в цифровом мире, в онлайн-режиме, это заставляет нас понимать, что мы все больше похожи друг на друга. Это касается в том числе и деловых коммуникаций: сейчас нет тех границ, что имели место 10-20 лет назад, процессы сближения деловой коммуникации стали много проще – я это чувствую, это чувствуют и мои партнеры», — считает директор маркетингового отдела компании Uploadcare Ирина Раймкод.
«Я считаю, что и в России, и в Японии прежде всего ценятся человеческие отношения, — отмечает Сакагути. — Мы очень похожи в этом. Конечно, есть официальная часть — некое препятствие, которое сложно преодолеть, но когда мы встречаемся на уровне личных связей, отношений, то мы сразу становится легче работать. Здесь с точки зрения японца иногда происходят странные события, нам их иногда сложно понять, но я считаю, что и для российской, и для японской стороны в приоритете стоят человеческие отношения. В мире IT нет границ и расстояний, поэтому я верю, что мы будем очень плодотворно сотрудничать с Россией».
И все же, признаются японские участники дискуссии, в России сложно работать, пока не побываешь в ней, пока лично не ознакомишься с тем, что здесь происходит, какие идут бизнес-процессы и как выглядит IT-рынок.
«Когда я приехал в Россию я понял, что, действительно, пока не придешь в эту страну, ты не поймешь всей ее красоты, привлекательности рынка, —говорит Кимура. — Изначально мы думали, что мы можем какие-то свои изобретения привезти в Россию и внедрить их здесь, но, приехав, поняли, что стоит совместно заниматься исследованиями, развитием IT-сферы, изобретать что-то новое в России и, воспользовавшись опытом российских коллег, внедрять это в Японии. В России очень много стартапов, связанных с IT, здесь занимаются IT в тех областях, в которых мы не можем заниматься в Японии из-за тех или иных ограничений».
Одним из главных барьеров для дальнейшего развития бизнес-партнерства с российскими компаниями японцы до сих пор называют бюрократические проблемы и расхождения в юридической практике.
«Я понимаю, что Россия очень большая страна и поэтому, возможно, какие-то регуляции в плане законодательства в Москве и в других регионах отличаются. Но с моей стороны хотелось бы пожелать, чтобы в плане торговых отношений, торговых сделок все это было бы сведено воедино», — отмечает Сакагути.
Для россиян же самая необычная черта японского бизнеса – длительная подготовка каждого проекта. При совместных проектах не стоит ждать от японских партнеров быстроты решений, а от самого сотрудничества – молниеносных выход.
«В Японии долго запрягают, но зато далеко едут», — обобщает Беломоев.
Взгляд на перспективу
Завершающая часть беседы была посвящена перспективам русско-японского сотрудничества.
«Япония – это настолько сильный технологический бренд, что может показаться, что вроде бы ничего Японии не нужно, — говорит гендиректор Video 360 Production, МИП Университета ИТМО, Денис Столяров. — Но в то же время любая новая технология – это огромный океан возможностей, где много взаимодополняющих компетенций. Естественно, мы рассматриваем сотрудничество с японскими партнерами прежде всего как технологические компетенции, дополняющие наши. Одновременно можно сказать, что японский рынок достаточно большой, активный и хорошо принимает высокие технологии, поэтому является интересным для любой высокотехнологичной компании».
Как отмечает основатель компании Yellot Сергей Чухонцев, большой потенциал кроется в возможности объединения российских теоретических изысканий и японской педантичности, внимания к реализации проектов.
«В России наше кредо – это придумать что-то невозможное и потом про это скорее всего забыть или не доделать – в реализации возникают проблемы. А в Японии мне очень импонирует внимание к деталям, к мелочам. Я не раз сталкивался с тем, что если вы придумали что-то в фундаментальной области, то лучшая реализация — в Японии», — добавил он.
По мнению СЕО японской компании «Team AIBOD» Хисато Мацуо, интерес для японских компаний также может вызывать сотрудничество с Россией в области высокотехнологичной энергетики, чистых технологий получения энергии.
«Все мы знаем, что Россия – это страна с богатыми ресурсами, но мы не знаем, что будет через 30 – 40 лет, и нам следует задуматься об этом. Я уже в России в третий раз и понял, что здесь делается акцент на эффективной энергии. Со своей стороны хотелось бы надеется на сотрудничество с вами, чтобы оно привело к тому, чтобы каждый в своей стране взял бы для себя более правильные и важные походы в плане выработки энергии», — сказал он.
В завершение круглого стола был подписан меморандум о сотрудничестве между компаниями «Unixon systems» и компанией «Uploadcare».
О форуме
XII Петербургский международный инновационный форум (ПМИФ) проходит в конгрессно-выставочном центре «ЭкспоФорум» с 13 по 15 ноября. Организатором форума выступает Комитет по промышленной политике. В этом году партнерами мероприятия стали ОАО «Российские железные дороги» и ООО «УК “РОСНАНО”».
В павильонах ЭкспоФорума проходят дискуссии, круглые столы, питч-сессии, посвященные выходу на внешние рынки, развитию человеческого капитала, экспорту и национальной конкурентоспособности. Также на площадке развернуты павильоны, где представлены технологичные товары компаний из разных регионов страны.
В качестве страны-партнера Форума в этом году выступит Япония. Павильон страны находится в центре выставки, предприниматели из Страны восходящего солнца присутствуют на различных мероприятиях форума.