Главный инструмент тестировщика — это голова, натренированная правильным образом.

Если говорить о конкретных качествах, то, условно, можно выделить следующие параметры: критический ум, хорошая обучаемость, желание докопаться до сути, ответственность, живое любопытство, внимательность, интерес к технике, вариативность мышления, умеренный перфекционизм и способность не останавливаться на очевидных сценариях, а предсказывать различные, даже маловероятные шаги.

Представляя такой обширный список качеств, мы предвидим вопрос: а зачем их так много для человека, который просто ищет баги?! Дело в том, что тестировщик выполняет гораздо больше функций и поэтому играет достаточно серьезную роль в команде. Более того, его можно назвать связующим звеном между отделом разработки, продуктовым менеджментом и технической поддержкой.

Источник: shutterstock.com
Источник: shutterstock.com

Как это выглядит на деле? Product-менеджеры продумывают будущий IT-продукт, делают исследование рынка, описывают необходимые фичи, чтобы проект выделялся среди конкурентов и был востребованным. Отдел Development (программисты, архитекторы) решают, как реализовать эти планы с технической точки зрения, а техподдержка помогает клиентам уже после запуска ПО или приложения, собирает фидбек от пользователей.

В этой связке тестировщик находится на стыке этих трех отделов, потому что он обеспечивает качество продукта и технически, и с точки зрения бизнес-логики. Конечно, тестировщик ищет баги в процессе разработки продукта, но точно так же он предусматривает рыночные реалии и оптимальность той или иной фичи в конкретном проекте. Более того, получая фибдек от пользователей, он анализирует причины ошибок и, если они кроются в плохой коммуникации между каким-то из отделов, то именно тестировщик должен сказать об этом.

Таким образом, мы видим, что узкое понимание тестировщика, как человека, который просто тестирует и проверяет продукт, — это не совсем корректная формулировка, потому что она не описывает весь спектр обязанностей и полномочий этого специалиста.

Итак, мы разобрались, кто такой тестировщик. Теперь посмотрим, как строится его карьера в компании.

Источник: shutterstock.com
Источник: shutterstock.com

Почему именно про тестировщика говорят, что он пришел и научился всему на месте, то есть, не имея знаний в IT, построил в этой сфере карьеру. Как же это возможно?

Зачастую человек приходит в профессию хотя бы с минимальным бэкграундом, иногда граничащим просто с пониманием сферы. Хотя бывают случаи, когда на работу могут взять специалиста совсем без опыта в тестировании, при условии, что он готов много учиться и спустя некоторое время уже сможет показать результат — такие случаи тоже имеют место. Junior-тестировщик много времени должен посвящать обучению: он делает первые шаги, начинает искать баги, читает книги, смотрит видео и тренируется на практике.

Постепенно, становясь более профессиональным специалистом, он движется к позиции middle. Middle-тестировщик уже готов разобраться в задаче от А до Я самостоятельно. Ему можно отдать фичу на тестирование, и он сам соберет информацию о ней, разберется в том, как она устроена технически, напишет план тестирования, проверит ее и даст полноценное, обоснованное заключение: да, это стоит брать в работу или все-таки нет. После достижения ступени middle тестировщик может развиваться в двух направлениях: двигаться по технической стезе к позиции senior, архитектору или же переключится на руководство и пойдет в сторону teamlead'а.

Также важно отметить, что, развиваясь в техническом направлении, тестировщик может заниматься не только автоматизацией, но и качественным продуктовым тестированием: определять, насколько проект хорошо выполнен, как он ложится на бизнес-логику, будет ли пользователям удобно его применять.

Основная задача и вид деятельности тестировщика в широком смысле — это эксперимент.

«У нас, как у ученых, ты можешь предполагать все что угодно, но пока ты не проверишь это экспериментально, не подтвердишь свои догадки — ты по сути ничего не знаешь», — говорит Денис Полев.

Советы начинающим специалистам

Источник: shutterstock.com
Источник: shutterstock.com

Также в рамках вебинара специалист компании VEEAM предложил слушателям испытать свои навыки в тестировании на примере паспорта. Задача была аналогична работе с IT-продуктом: определить основные критерии качества паспорта, как его можно улучшить, что пользователи в нем оценят, а что воспримут как излишек. Такая зарядка для ума никак не противоречит принципам работы тестировщика, а наоборот ― раскрывает ее грани и востребованность этих специалистов, добавил эксперт.

В завершение вебинара Денис Полев ответил на вопросы гостей эфира и рассказал, что на собеседовании нужно проявить логическое мышление, продемонстрировать, как быстро и разносторонне может работать ваш мозг. Кстати, компания VEEAM приглашает к себе начинающих тестировщиков. Для начала есть возможность пройти оплачиваемую стажировку, а затем уже устроиться в штат.

Эксперт также дал некоторые рекомендации начинающим специалистам.

  • Во-первых, всем желающим развиваться в тестировании следует подтянуть знания английского языка, потому что на протяжении работы необходимо будет читать документацию, которая в большинстве случаев на английском.

  • Во-вторых, не лишним будет прочитать книгу «Тестирование программного обеспечения» Сэма Канера, Джека Фолка и Енга Кек Нгуена, а также книгу «Lessons Learned in Software Testing» (авторы ― Брет Петтихорд, Джеймс Маркус Бах и Сэм Канер).

Перейти к содержанию