Новый подход и новый формат
Программа PM School 2021 радикально отличается от других школ проекта Startup Connect (Innocamp и SumIT) тем, что в фокусе внимания здесь находится именно проектная деятельность и стратегии получения финансирования через системы грантов и фондов, а не основание стартапа и поиск венчурных инвестиций.
«Основная идея школы была в том, чтобы создать механизм, который помог бы нашим сотрудникам и обучающимся, инициировать проекты и писать заявки с большой вероятностью получения финансирования, — рассказывает один из кураторов и тренеров школы, начальник управления по развитию проектной деятельности Игорь Куприенко. — Мы как управление часто работаем с подразделениями Университета ИТМО, которые заинтересованы в развитии всевозможных инициатив, особенно международных. Коллеги приходят к нам со своими проектными идеями, которые чаще всего нуждаются в очень сильной корректировке».
По словам Куприенко, международные проекты требуют определенной методики при подготовке заявок. В российских заявках принято добавлять больше формальностей и документов, и меньше реального контента. В европейских — все строго наоборот. Чтобы получить финансирование, нужно реально доказать, кому и зачем нужен проект, каких результатов планируете достигнуть и какими средствами.
«Здесь есть множество тонких моментов, которыми мы и делимся на нашей школе, — объясняет Игорь Куприенко, — Например, мы начинаем подготовку проекта с того, что анализируем потребности финансистов. Это кажется странным, ведь зачастую люди приходят в финансовые источники, просто чтобы получить деньги. Мы же обращаем внимание на то, как конкретный проект может помочь представителям финансовых структур, грантовых фондов выполнить их цели и задачи по государственным и межгосударственным соглашениям».
В качестве лекторов и экспертов выступают сам Игорь Куприенко, начальник отдела международных программ и проектов Светлана Базуева, а также заместитель декана факультета технологического менеджмента и инноваций Игорь Кудинов и заместитель директора центра технологий электронного правительства и специалист по методологии управления проектами Agile, SCRUM и PRINCE2 Дмитрий Трутнев.
Школа отличается не только своей направленностью именно на проектную деятельность, но и новым форматом. Еженедельно участники получают доступ к теоретическому блоку. Все лекции курса были записаны на видео еще до запуска школы, чтобы участники могли ознакомиться с материалом в удобное для себя время. Далее проходят встречи в Zoom — для практической групповой работы и консультации с экспертами. После каждого теоретического блока предполагается небольшой тест для проверки качества усвоения материала и оценки своего прогресса.
К каждой встрече студенты делают домашнюю работу — самостоятельно работают над проектами, пробуя применить теорию на практике. На старте участники школы поделились своими проектными идеями и образовали команды вокруг наиболее интересных проектов. Индивидуальные проекты не прошли отбор, поскольку, по словам организаторов проектная деятельность всегда предполагает именно командную работу.
По признанию Игоря Куприенко, такой формат организации занятий был частично взят у площадок Coursera и EdX, а также из опыта сотрудничества с MIT, которое имело место несколько лет назад:
«Около шести лет назад мы совместно с Российской венчурной компанией делали курс по коммерциализации инноваций. Там были два профессора MIT — у них мы и подсмотрели эту модель предзаписанных курсов, которые можно посмотреть в любое удобное время в течение недели, — вспоминает он. — Формат коротких тестов, который есть на площадках онлайн-образования вроде Coursera, мы немного переделали. Потому что у них вопросы составлены так, что просто дублируют содержание лекций. Мы же стараемся дать на тестах такие вопросы, для которых нужно дополнительно поискать ответы в других источниках».
Умная одежда и сотрудничество с выпускниками
Изначально заявки на участие подали 80 человек. После строгого отбора к обучению приступили 40 человек, но до середины дошли только 25. Как объясняют организаторы, многие не смогли работать дальше из-за возвращения очного формата занятий в ИТМО. Программа школы получилась достаточно насыщенной и интенсивной. Она построена так, что каждая новая неделя — это следующий логичный шаг, пропустить который нельзя, поэтому обучение требует полной вовлеченности и отдачи.
При отборе организаторы особенно приветствовали аспирантов, студентов и сотрудников с опытом в проектной деятельности. Так, например, в школе участвуют создатели «умной» одежды с функцией управляемого электронного подогрева, которые готовят свою разработку к выходу на международный рынок. Другой интересный проект, связанный со взаимодействием ИТМО с индустриальными партнерами через выпускников университета, разрабатывает Людмила Цой, менеджер Центра организации творческих и корпоративных проектов:
«Прежде всего, мне хотелось обкатать свою идею и получить фидбек от более опытных коллег. На первом этапе у меня была возможность войти в команду другого очень интересного для меня проекта, но в итоге мы с другими ребятами объединились и работаем над моей идеей, — говорит она. —Мне кажется, у меня появилось больше понимания о фреймворке — именно потому, что я работаю над своим проектом, который знаю чуть лучше, чем "чужой". Мне кажется, этот курс дает хорошую возможность развить системное мышление и навыки проектного управления. Также это возможность познакомиться и поработать с классными ребятами и их идеями».
Будущее школы
Сейчас PM School проходит в тестовом режиме — только для сотрудников и студентов ИТМО. Но все материалы, в том числе записанные видео лекций, будут использованы и в дальнейшем, в том числе для следующих проектов, реализуемых в рамках программ приграничного сотрудничества. Вероятно, следующая школа по управлению проектами будет проходить уже в международном формате — в рамках проекта Twin Campus.
В будущем курс может проходить уже на коммерческой основе, например, по заказу вузов-партнеров, как недавняя зимняя школа от Технопарка ИТМО для Технологического института Монтеррея в Мексике.