Содержание:
- Я хочу запустить стартап. С чего мне начать?
- Команда и идея для стартапа есть. Что дальше?
- Акселераторы, фонды, корпорации. К кому лучше обратиться сначала?
- Организаций много, а требования к стартапам везде разные. Как выбрать, к кому обратиться?
- Что делать, если инвесторы отказали в поддержке?
Я хочу запустить стартап. С чего мне начать?
С поиска команды и проработки идеи для стартапа. Есть несколько вариантов, как это сделать:
Пройти обучение и получить бизнес-компетенции. Если у вас нет опыта в запуске продуктов, лучше начать с обучающего онлайн-курса в Преакселераторе ИТМО. Там вы научитесь создавать и упаковывать продукт для продаж, находить целевую аудиторию и рынки сбыта.
Если у вас есть не только идея и желание запустить проект, можно присоединиться к Акселератору ИТМО. Это следующий этап обучения, который представляет собой практический курс для работы с уже готовым продуктом. Основной упор в Акселераторе ИТМО сделан на развитие маркетинга и продаж. Участники учатся проектировать воронки продаж, привлекать инвестиции, а также проходят путь получения патента.
Например, в прошлом году стартап по продаже аудиотуров WeGoTrip привлек $900 тыс. Особенность продукта в том, что он первым в мире предложил путешественникам аудиоэкскурсии с билетами в музеи на одном экране приложения. А придумали такую идею три выпускника ИТМО — Александр Головатый, Станислав Петряков и Кирилл Чернаков.
Развивать проект в стартап-студии при университете. В ИТМО есть собственная стартап-студия и SCAMT Startup Factory, которая работает на базе научного центра SCAMT. В стартап-студии можно присоединиться к уже собранной команде, у которой есть идея, или предложить свой продукт и попробовать получить первичное финансирование.
Найти поддержку в Технопарке Санкт-Петербурга. Здесь можно консультироваться с разными экспертами ― например, вместе с ними проверять бизнес-гипотезы и бизнес-модели. Также можно участвовать в профильных мероприятиях для стартаперов — например, улучшить навыки коммуникации и презентации своего продукта на интенсиве или получить обратную связь от менторов.
Найти команду на хакатонах. По словам доцента факультета технологического менеджмента и инноваций и научно-образовательного центра инфохимии ИТМО Ольги Орловой, такие соревнования помогли ей собрать команду студентов из разных городов и вместе с ними запустить бизнес.
Прочитайте также:
Команда и идея для стартапа есть. Что дальше?
Теперь можно искать поддержку у представителей профессиональных сообществ — бизнес-ангелов, технопарков, венчурных фондов и корпораций. Но чтобы получить помощь, придется пройти отбор и доказать, что именно ваша идея и команда достойна внимания.
На что прежде всего смотрят инвесторы? По опыту экспертов Startup Aquarium, есть несколько конкретных вопросов, от которых будет зависеть успех дальнейшего общения:
Насколько мотивирован стартапер. По словам начальника управления по инвестициям в университетские стартапы Фонда «Сколково» Андрея Зверева, когда инвесторы знакомятся со стартапом, они оценивают, насколько идейный вдохновитель бизнеса готов поступиться всем ради реализации проекта. Например, готов ли он совмещать учебу и развитие стартапа и что он поставит в приоритет ― деловые вопросы или бытовые задачи.
Хорошо ли определена идея стартапа. Важно четко и кратко сформулировать идею своего стартапа и уметь понятно объяснять ее инвесторам, добавляет Андрей Зверев. Эти навыки сэкономят время и уберегут от отказов при подаче заявок на гранты.
Насколько осознанно команда подходит к делу. Консультант проектов по взаимодействию с партнерами и вузами Технопарка Санкт-Петербурга Мария Калинина подчеркивает, что для инвесторов важно, чтобы команда адекватно реагировала на обратную связь и критику, а также ясно понимала, какие этапы должен пройти стартап и каким будет результат. Помимо этого, нужно постоянно поддерживать мотивацию коллектива, чтобы продолжать выигрывать гранты и конкурсы и успешно развивать продукт.
Будут ли у продукта потребители. Инвесторам важно знать, какую проблему решает продукт и кто готов купить его, добавляет Ольга Орлова. Даже если у вас нет команды, инвесторы могут помочь ее найти.
Есть ли нужные компетенции у команды. Если команда уже собрана, нужно убедиться, что у нее достаточно компетенций, чтобы сделать продукт и продать его, резюмирует Ольга Орлова.
Прочитайте также:
Питчи, презентации, переговоры: как правильно рассказать о своем бизнесе, чтобы привлечь инвестора
Акселераторы, фонды, корпорации. К кому лучше обратиться сначала?
Для начала определитесь: на какой стадии находится ваш стартап. От этого зависит, к кому лучше идти за поддержкой.
«Если у вас нет бизнес-компетенций, стоит идти в бизнес-инкубаторы или акселераторы, они есть, например, при университетах. Если у вас есть бизнес-компетенции, ваша команда провела Custdev-исследование аудитории, сделала MVP и сейчас ищет источники финансирования, стоит обратить внимание на гранты Фонда содействия инновациям», — отметила Мария Калинина.
Что делать на первых этапах развития стартапа. Начинающим стартаперам также подойдут программы «Умник» (можно получить до 50 тыс. рублей на поддержку коммерчески ориентированных научно-технических проектов) и «Студенческий стартап» (можно получить до 1 млн рублей на разработку новых товаров, изделий, технологий или услуг с использованием результатов собственных научно-технических и технологических исследований).
Еще один вариант получить инвестиции на ранних стадиях — обратиться к бизнес-ангелам и частным инвесторами. Так советует поступить партнер венчурного фонда Genome Capital Светлана Гаврилова.
Прочитайте также:
Медицина, химия, цифровые технологии: стартапы студентов ИТМО получат гранты на миллион рублей
Что делать на более поздних этапах. Если у стартапа уже есть прототип, первые продажи или вы планируете масштабировать свой продукт, стоит идти за поддержкой в фонды.
«В "Сколково" лучше идти, когда получение выручки рядом. До этого лучше набраться знаний, получить большой опыт выступлений, участвовать в разных конкурсах и активно рассказывать о своей идее другим — искать партнеров и обмениваться с ними историями, кто и как преодолевал трудности. Но можно обращаться в "Сколково" и на более ранней стадии, когда есть только команда, но при этом у стартапа должен быть источник финансирования для развития», — рассказал Андрей Зверев.
Организаций много, а требования к стартапам везде разные. Как выбрать, к кому обратиться?
В России есть разные федеральные и региональные программы, государственные институты и частные компании, которые поддерживают предпринимательство. Среди них:
- Фонд содействия инновациям
- Платформа университетского технологического предпринимательства
- Федеральное агентство по делам молодежи
- Платформы для взаимодействия стартаперов и инвесторов, например SberUnity или Startech.Base
Рассказываем подробнее, какую помощь стартапам предлагают конкретные институты поддержки, венчурные фонды и корпорации и как ее получить.
Институты поддержки
Бизнес-инкубатор «Ингрия» Технопарка Санкт-Петербурга предлагает три направления поддержки:
- Материально-техническое обеспечение: офисы и коворкинги для работы, бизнес-залы для презентаций продуктов, лаборатории для экспериментов.
- Полное сопровождение стартапа. Консультанты инкубатора дают рекомендации, где найти инвестиции и команду, как внедрить новые технологии на рынок и так далее. Также резиденты инкубатора получают доступ к сети контактов экспертов, инвесторов и крупных компаний.
- Технологическая поддержка. В Технопарке Санкт-Петербурга есть центр прототипирования, в котором помогут напечатать прототип изделия на 3D-принтере, региональный инжиниринговый центр в области микрореакторного синтеза активных фармацевтических субстанций, полезны для стартапов в области BioTech и фармацевтики, региональный инжиниринговый центр «Развитие рынка систем безопасности информационных и кибер-физических систем» и многое другое.
Как рассказал генеральный директор Технопарка Санкт-Петербурга Олег Якимов, воспользоваться поддержкой бизнес-инкубатора могут индивидуальные предприниматели и юридические лица с регистрацией в Петербурге. При этом стартап должен быть технологическим (может развиваться в разных областях, например IT, BioTech, радиоэлектронике, машиностроении, фармацевтике или разработке промышленного ПО) и иметь инновационный прототип или MVP с преимуществами перед аналогичными разработками.
Стать резидентом бизнес-инкубатора можно, заполнив заявку на сайте.
Российская венчурная компания (РВК) агрегирует на платформе GenerationS корпоративные акселераторы от разных корпораций. Любой стартап может выбрать подходящую программу, подать на нее заявку и помочь решить конкретную задачу компании в EdTech, транспортной, банковской и других сферах. По словам менеджера по внутрикорпоративным инновациям РВК Елизаветы Морозовой, для стартапов участие в GenerationS — это возможность понять, что именно сейчас хочет рынок, а для корпораций — шанс решить свою задачу. Поэтому GenerationS в основном фокусируется на стартапах на стадии MVP, чтобы в дальнейшем помочь молодым предпринимателям провести тестирование, пилотирование, а затем и масштабирование технологий.
Выбрать подходящий акселератор и подать заявку можно на сайте.
Фонд развития интернет-инициатив (ФРИИ) также помогает найти корпорациям стартап под запрос. Для этого ФРИИ организует серию корпоративных акселераторов, которые фокусируются на банковском секторе, телекоммуникациях и ритейле. Также фонд при поддержке Минцифры России организует отдельный акселератор «Спринт». Главная цель акселератора — помочь IT-стартапам увеличить продажи. Для этого команды проходят несколько образовательных модулей, проводят встречи с менторами и представляют результаты работы на демо-днях.
Участвовать в акселераторах могут IT-стартапы, зарегистрированные в России, с командой от двух человек. Как отметила руководитель корпоративных программ ФРИИ Алена Самолетова, перед подачей заявки на акселератор нужно изучить, над чем работает конкретная корпорация. Зачастую у компаний нет готового технического задания на нужный им продукт, поэтому стартаперам следует быть готовыми предложить собственную идею.
Фонд «Сколково» предлагает несколько мер поддержки для участников проекта «Сколково», рассказал Андрей Зверев. Среди них — налоговые льготы, возможность получать разные виды инвестиций (например, гранты на внедрение цифровых решений и микрогранты), пользоваться разными услугами на льготных основаниях и проходить акселерационные программы. Чтобы стать получателем поддержки, стартап должен иметь юридическое лицо, зарегистрированное в России, и развиваться в области IT, BioTech, EnergyTech или PromTech.
Узнать, как стать участником «Сколково», и подать заявку можно на сайте.
Венчурные фонды
Kirov Group Ventures инвестирует в стартапы на стадии seed (стадия, на которой стартап дорабатывает продукт и проводит первые продажи — прим.ред.). Руководить стартапом должна русскоговорящая команда, у которой есть амбиции выйти на международный рынок, объясняет директор по развитию фонда Елена Морозова. В первую очередь фонд интересуют компании, разрабатывающие B2B-продукты в сфере HR, FinTech и цифровизации. Например, сервис цифровых двойников или приложение для улучшения работы проектных команд. Чтобы получить поддержку Kirov Group Ventures, у стартапа должен быть рабочий продукт с преимуществами перед аналогами, который команда хочет масштабировать на международный рынок.
Genome Capital фокусируется на MedTech-стартапах, которые развивают телемедицину, 3D-печать, доступную диагностику (например, домашние экспресс-тесты) и роботизацию в медицине, рассказывает партнер фонда Светлана Гаврилова. Как правило, MedTech- и BioTech-стартапы должны пройти клинические испытания и получить сертификацию для своих MVP, поэтому лучше присоединиться к фонду, когда этот этап будет пройден.
Венчурный фонд «МТС» ориентируется на стартапы в сфере FinTech, EdTech, AdTech и MarTech, экономики совместного потребления, интернета вещей и облачного хранения. По словам руководителя регионального отделения MTS StartUpHub Андрея Иванова важно, чтобы стартапы соответствовали трем критериям: имели стратегическую ценность для продуктов экосистемы «МТС», привлекли инвестиции от $0,5 до $5 млн и находились на стадии seed, Round A или A+ (на Round A и выше у стартапа уже есть готовый продукт, который он хочет масштабировать на другие рынки — прим.ред.).
Привлечь инвестиции от венчурного фонда «МТС» можно, заполнив заявку на сайте.
Прочитайте также:
Венчурные инвестиции: зачем они стартапу и как с ними работать?
Корпорации
MTS StartUpHub — одно из подразделений департамента открытых инноваций и инвестиций «МТС». Его цель — помочь стартапам стать частью экосистемы продуктов компании и получить инвестиции от венчурного фонда «МТС». Помимо этого, стартапы могут рассчитывать на грантовые программы, финансирование пилота, доступ к каналам продаж и инструментам для разработчиков. Требования к будущим участникам MTS StartUpHub такие же, как и у венчурного фонда «МТС», — иметь продукт, соответствующий направлениям компании.
Подать заявку можно на сайте.
Kaspersky Product Studio нацелен на сотрудничество с компаниями, у которых уже есть готовый продукт. По словами руководителя продуктовой студии «Лаборатории Касперского» Николая Майданчика, продуктовая студия ожидает стартапы в области кибербезопасности и разработки ПО — например, для геймеров или криптоинвесторов.
Yandex Cloud предлагает гранты стартапам, создающим продукты для IT-инфраструктуры, — например, сервера, менеджмент баз данных, средства для машинного обучения и так далее. Перед началом сотрудничества с Yandex Cloud руководитель группы по работе со стартапами Никита Ражев советует стартапам заручиться поддержкой партнеров компании, среди которых Технопарк ИТМО и Бизнес-инкубатор «Ингрия». Одобрение стартапов со стороны партнеров Yandex Cloud — своеобразная проверка, которая говорит о том, что стартап будет развиваться, а основатель не совершит глупых ошибок.
Фармацевтический холдинг «БСС» также работает через партнеров, в том числе через Технопарк Санкт-Петербурга, и проводит краш-тесты MedTech- и HealthTech-стартапов. Как объяснила операционный директор медицинского направления «БСС» Юлия Гуккина, на краш-тестах стартаперы могут получить обратную связь от экспертов фармацевтического холдинга и шанс запустить свой продукт в компании.
Что делать, если инвесторы отказали в поддержке?
Партнер венчурного фонда Genome Capital Светлана Гаврилова советует не сдаваться. Если в первый раз не удалось получить инвестиции — можно подать заявку снова. Еще один хороший вариант — писать в ежемесячных или ежеквартальных отчетах, сколько новых клиентов привлек стартап или сколько удалось сделать продаж, и прислать эту информацию инвесторам. Специалисты могут показать ваш отчет коллегам, которые, возможно, заинтересуются продуктом и предложат инвестиции.
Офлайн-митап Startup Aquarium состоялся в ИТМО 26 мая при поддержке Технопарка ИТМО, Технопарка Санкт-Петербурга, ITMO Alumni и выпускницы ИТМО, а сейчас консультанта проектов по направлению «Инвестиции» бизнес-инкубатора «Ингрия» Татьяны Антиповой. На площадке ИТМО предприниматели и менторы провели серию дискуссий, как стартапам сотрудничать с разными государственными и частными компаниями, а студенты получили консультации экспертов, как развивать свой бизнес.