Точка отсчета
«На первых порах оптимальные траты для выхода на американский рынок — от 500 тысяч долларов до миллиона. Сумма варьируется, так как всё зависит от продукта, который вы запускаете. Если у вас есть инвестиции на эту сумму, а ваша прибыль от бизнеса составляет около 50 тысяч долларов в месяц, то можно двигаться в Штаты», — начал выступление Сергей Фрадков.
Работа за океаном базируется на трех китах: переезд, бюджет и перспективный, стабильно продающийся продукт. Даже очень сильное желание развивать бизнес в Америке вряд ли поможет, если товар не имеет спроса на российском рынке. Как минимум, нужно пройти точку безубыточности и уверенно масштабировать продажи. Если дела идут в гору, Штаты дают огромные возможности для развития: зарегистрировать фирму можно за один день, заплатив немногим больше 100 долларов. И вот тут начинается самое интересное.
Место для офиса стоит выбирать именно в Нью-Йорке. Самая разнообразная аудитория, жизнь, не останавливающаяся ни на минуту, невероятное количество фирм и восьмичасовая разница во времени с Москвой — вот очевидные преимущества этого города. Терять связь с российским офисом компании нельзя, а общаться с коллегами из Нью-Йорка будет удобнее, чем, например, из Калифорнии, где разница во времени составляет 11 часов. Смысл ехать в Кремниевую долину есть в том случае, если у вас специфический бизнес в IT или смежной сфере и вы уверены, что ваш продукт будет конкурентоспособным.
«По своему опыту скажу, что не понимаю, как ребята в Калифорнии работают со своими девелопмент-офисами в России. Одиннадцать часов разницы во времени означают, что вы проснулись, а ваши девелоперы уже засыпают. Общаться удаленно будет крайне трудно», — подчеркивает Сергей Фрадков.
Более того, Нью-Йорк — это удобный транспортный хаб, из которого легко попасть в любую точку Америки. Вплоть до того, что в один день можно съесть ланч с партнером в Бостоне, в обед решить дела в Вашингтоне, а на обратный самолет до Нью-Йорка сесть уже в Чикаго. На день из Калифорнии в Нью-Йорк не слетаешь, это факт.
Что касается аренды помещения, разумеется, в крупнейшем городе США она будет несколько дороже, чем в той же Калифорнии, однако и там дешевой ее не назовешь. Например, цена на аренду коворкинга в NY находится в районе 1500 долларов в месяц. Как бы то ни было, арендовав более дорогую площадь в Нью-Йорке, можно выиграть за счет экономии денег на полетах и продуктивных, а не «сонных» взаимоотношениях с офисом в России.
Найм сотрудников
Поиск людей в компанию в Америке — совсем иной процесс, нежели в России. Так, за объявление «требуется девушка до 35 лет на такую-то должность» уже можно заплатить как минимум крупный штраф. В привычном и безобидном для россиян объявлении кроются две неприемлемых для США вещи — дискриминация по половому и возрастному признакам.
Кроме того, в Америке совершенно другая система налогооблажения. Специалист в России, говоря, что его зарплата составляет 50 тысяч рублей, подразумевает, что такую сумму он получает на руки с учетом налогов. В Штатах сотрудник сам выплачивает отчисления государству со своей зарплаты. Сам налог, который за сотрудника платит работодатель, меньше, чем в России.
Участие в выставках
Не нужно стесняться участвовать в крупных отраслевых выставках. Они предоставляют большие возможности в плане установления новых знакомств при малых затратах. Выставлять свой продукт на ней необязательно — достаточно просто заплатить за вход, заранее выяснить, какие компании и где расположены, а также все знать про свой продукт, утверждает Михаил Авербах.
«Вы хотите познакомиться с реальными игроками на рынке? Выставка — просто и дешево. В Америке нетворкинг — это профессиональная деятельность, а не разовое занятие. Это еще один ответ на вопрос, почему надо базироваться в Нью-Йорке, — в день там происходит больше мероприятий, чем вы физически способны посетить. Помните, что люди там хотят общаться. Они, как и вы, пришли туда, чтобы знакомиться. Так что, если вы планируете прийти, взять бокал вина и стоять в углу, лучше останьтесь дома. Будьте готовы общаться и улыбаться, потом выяснится, что ваш чудовищный русский акцент только играет вам на руку, а вам задают огромное количество вопросов, которые вообще не имеют отношения к бизнесу. Вас запомнят, и вы сможете позвонить новому знакомому через пару дней и пригласить его на ланч, чтобы обсудить все интересующие вопросы. „Обрастайте“ связями и стройте свою сеть знакомств», — советует эксперт.
«Свой» человек
Идеальный вариант работы — это когда у фирмы два основателя: один продолжает работать в России, а другой имеет возможность уехать управлять бизнесом в Штаты, прихватив с собой семью, если таковая имеется. Если человек не живет в стране постоянно, а летает исключительно по рабочим делам, по нему это видно. И это важная тонкость в отношениях с партнерами и клиентами: им важно, что бизнесмен понимает рынок, который он решил завоевывать. Если это понимание не очевидно, то доверие к продукту снижается, чего никак нельзя допустить. Клиент должен быть уверен в продукте, который приобретает, ведь он и так идет на риск, покупая его на старте продаж.
«Если вы приехали, вы турист в командировке, а, если вы там живете, вы легко можете поговорить не только о бизнесе, налаживая тем самым soft touch. Американцы любят, когда с ними разговаривают на хорошем английском и могут пошутить», — добавил Сергей Фрадков.
По убеждению экспертов, бизнес в Америке, да и в любой другой стране, нельзя построить без своего человека, который будет присматривать за ним в отсутствие основателя. Однако и тут возможны подводные камни. Так, нанятый высокооплачиваемый менеджер будет, скорее, работать за зарплату, а не «болеть» за продвижение продукта.
Можно искать «своих» людей и в России, и в США. Местные специалисты дороже, но они лучше осведомлены о правилах ведения бизнеса, характерных для их страны. Делать ставку нужно на сотрудников с немалым количеством опыта за плечами и не одним десятком прочных деловых контактов. Ведь решать предстоит вопросы, связанные с общим структурированием бизнеса, локализацией продукта, грамотным нетворкингом, анализом конкурентов, пиаром, правильной уплатой налогов, наймом людей в соответствии с местным законодательством, переводом денег от продаж для выплаты зарплат разработчикам. Разбираться самим со всем этим можно, однако отсутствие связей и опыта будет стоить многочисленных набитых шишек, а то и вовсе пресловутой «американской мечты».