Одним из фаворитов регионального этапа конкурса стал проект аспиранта кафедры безопасных информационных технологий Университета ИТМО Игоря Пантюхина. Молодой человек предлагает одно из новых решений для IT — систему постинцидентного анализа вредоносных атак. С ее помощью удастся построить предиктивную систему защиты на основе имеющихся данных. Работая с big data, например, в банковском секторе, она не допустит повторения взломов, произошедших ранее. Пока что разработчик видит будущих клиентов в государственном секторе, банках и дата-центрах. При этом система не дублирует фаерволы или антивирусы, а проводит проверку системы безопасности уже после возможных атак. Подобные решения есть у пары зарубежных компаний, однако в России аналогов такому ПО нет, и этот факт придает Игорю Пантюхину уверенность в успехе системы.
В свою очередь, студент первого курса факультета систем управления и робототехники Сергей Громенюк намерен предложить рынку мультиагентную систему для поисковых операций в трудных условиях. Такая система, установленная на квадрокоптер, способна находить людей даже в условиях задымления в труднодоступных местах. Кроме того, на данный момент она может распознавать пол человека с точностью в 95%, а тропинки в лесу и деревья — с точностью в 85%. Член жюри, выпускник Открытого университета Сколково Александр Атращенко предложил участнику конкурса переориентировать проект, увидев в нем возможность решения проблемы технического зрения, над которой работают многие компании. Управляющий партнер ITMO Future Technologies Андрей Мясков также отметил, что разработчикам лучше отказаться от квадрокоптеров и сконцентрироваться на алгоритме, который впоследствии будет проще продать клиентам.
Другой финалист конкурса, студент факультета систем управления и робототехники Леонид Сульдин предложил применять RFID-метку в супермаркетах, маркируя товары. Как утверждает молодой человек, метка удобна тем, что с ее выходом на рынок ритейл станет «умным» и сможет обходиться без касс. Сейчас эта технология стала гораздо дешевле, чем это было еще лет пять назад: метки стоят буквально 3−5 рублей. В России их выпускает предприятие «Микрон». Недостатки заключаются в том, что RFID-метку можно легко отлепить и украсть товар, а также ее нельзя прикреплять к алюминию — она не будет считываться.
«Схема следующая: человек приходит в магазин, выбирает товар, проходит через считыватели и сразу видит возможную стоимость своей покупки. Однако пока это актуальнее для строительных магазинов, где многие товары недешевы, есть большие очереди и много крупногабаритных товаров. С помощью технологии удобно следить за товарами и их наличием. Сейчас такой технологией готова воспользоваться сеть супермаркетов премиум-класса», — пояснил молодой человек.
Однако члены жюри привели в противовес решению Леонида Сульдина пример недавно запущенных магазинов Amazon Go, которые не работают на технологии RFID, и при этом не нуждаются в кассирах. Основным аргументом против RFID-меток стало то, что труд кассира до сих пор экономически выгоднее, нежели высокотехнологичная метка.
Инженер проекта Healthy Pet Александр Настека рассказал об «умных» кормушке и ошейнике, которые в комплексе предназначены для контроля здоровья животных. Согласно идее разработчиков, кормушка вместе с ошейником фактически следят за весом питомца, анализируя его вес, физическую активность и аппетит, а также объемы съеденного корма. Кроме того, в будущем разработчики хотят сделать для домашних любимцев электронные обучающие игры, чтобы животное не грустило, пока хозяина нет дома. Члены жюри отметили, что разработка может быть востребованной, однако не хватает хотя бы прототипа кормушки. Кроме того, они предостерегли стартаперов о возможной проблеме, решением которой стоит озаботиться заранее: так, пресс-форма для немаленькой пластиковой кормушки будет стоить очень дорого.
Платформа для создания соревновательных квестов, которую предложил первокурсник Константин Мазунин, оказалась проработана с точки зрения предполагаемой аудитории и тестирования. Например, первый квест на своей платформе создатели провели в Калининградском зоопарке, а также продали одному из городских лицеев. Коммерциализовать приложение разработчик намерен через b2c и b2b модели. Как отметил молодой человек, основными конкурентами их платформы являются проекты Surprise.Me и DoctorQuest.
«Чтобы участвовать в командных соревнованиях, вам не обязательно иметь смартфон или приложение: вы можете использовать веб-клиент, участвуя в соревнованиях так же, как если бы у вас было мобильное приложение. Вы также можете посмотреть свой рейтинг среди других участников, а также местоположение. Кроме того, мы хотим дать пользователям возможность создавать свои шаблоны вопросов, чтобы обогатить приложение без вмешательства разработчиков. Наша целевая аудитория — люди, которые захотели создать квест, образовательные организации, которые хотят разнообразить обучение, а также искатели приключений», — рассказал разработчик.
Не обошлось и без курьезов. Например, разработчики приложения для организации мероприятий и собраний Gatherings не знали, что в Петербурге уже есть практически идентичный работающий стартап Kickcity. Судьи конкурса посоветовали представителю Gatherings Андрею Андрианову связаться с коллегами и либо объединиться с ними, либо учиться на их ошибках.
«Все проекты требуют серьезной переработки бизнес-моделей, — резюмирует Александр Атращенко. — Увы, ни один из авторов не представил ни экономику проекта, ни бизнес-часть — нет исследований рынка. Также ребята не ответили на самый главный вопрос: что каждый из проектов может дать потребителю. То есть речь идет даже не о рынке, а о позиционировании продукта, выборе аудитории. Увы, этого нет ни у кого. С точки зрения готовых решений интересной оказалась идея квест-соревнований — у разработчика уже есть приложение, которое можно скачать в PlayMarket. Правда, оно немного подвисает. А остальные коллеги не имеют так называемого минимального жизнеспособного продукта — MVP. Однако, по моему мнению, в рамках заявленных проектов сделать его можно быстро и дешево».