Fintech Cup — это ежегодный студенческий кейс-чемпионат от лаборатории «Финтех Лаб». В ходе состязания студенты и аспиранты вузов из различных регионов России получают реальные задачи в области финансовых технологий и решают их с помощью знаний и умений в бизнес-аналитике и программировании.
Команде студентов Университета ИТМО под названием APLe досталось задание от консалтинговой компании Accenture, которая помогает клиентам в областях стратегического планирования, оптимизации и организации аутсорсинга бизнес-процессов. Кейс подразумевал создание инновационного продукта для банка, который можно было бы продавать клиентам и бизнесу.
Участники команды, студенты факультета инфокоммуникационных технологий Валерия Стромцова, Артемий Магарин и Петр Ревякин предложили проект Interface — систему для перевода денег на основе распознавания лица. Наводишь камеру на лицо держателя карты, которому хочешь переслать деньги, приложение распознает область лица и отправляет на сервер. Там нейронная сеть сопоставляет фото с лицами клиентов и высылает данные обратно в приложение для заключения перевода. Плюсы проекта в удобстве для пользователя и защите приватных данных: номеров банковской карты и телефона.
Идея легко реализуема — банки уже начали собирать биометрию клиентов.
«Моя бабушка недавно рассказывала, как в банке сотрудники записывали ее голос и фотографировали лицо, — рассказывает Валерия Стромцова. — Совсем скоро она сможет пользоваться банкоматом без физической карточки. “Сбербанк” уже поставил первые подобные аппараты в метро Петербурга. По оценкам экспертов, к 2020 году уже два миллиарда человек будут регулярно пользоваться платежами, используя биометрические данные».
Прототип продукта ребята не разрабатывали, только продумали и представители визуальный концепт. Возможно, признаются участники команды APLe, будь у них больше времени, они бы сделали демо и показали процесс сканирования лица.
На конкурсе Fintech Cup члены жюри по-разному отреагировали на идею студентов Университета ИТМО. Организаторы из компании Accenture сразу оценили прототип и ситуации, в которых система оказалась бы полезна. Например, друзья сидят в кафе, кто-то оплатил счет, а остальные без лишних проблем с номерами быстро перекинули деньги. Противники идеи указали ребятам на опасность сервиса: мошенники могут фотографировать людей на улице, посылать им по 10 рублей, а потом получать в банке выписку с номером карты.
Студенты признаются, что на этапе продумывания такие возможности, действительно, не учли. Но, с другой стороны, те же самые махинации можно проводить и с номерами телефонов. Члены жюри предложили сделать систему распознавания лица опциональной и поставить ограничение на количество переводов в день. Несмотря на недочет с безопастью, команда получила приз за самое креативное решение кейса.
«Для нас это был первый опыт участия в соревновании Fintech Cup, — рассказывает Артемий Магарин. — Другие участники показывали графики, таблицы, глубокий анализ рынка. А мы пришли и показали красивую презентацию. Собственно, поэтому наша команда и называется APLe. Это одновременно и отсылка к известной компании, и первые буквы имен участников».
Команда надеется продолжить работу над проектом в будущем. Как студентам-программистам, им хотелось бы перейти от анализа данных к созданию реального продукта. Компания-организатор Accenture уже пригласила их на стажировку.
В этом году, кроме консалтинговой компании Accenture, кейсы предоставили также «Альфа-Банк» и «Газпромбанк». Чемпионат проходил в два этапа: заочное решение кейсов и очный финал в Москве. На этапе регистрации было отобрано 125 командных заявок из России и стран СНГ, в финал вышли 12 студенческих команд.