Петербургская подкаст-студия «Две дорожки» открылась в сердце Петроградской стороны – на Малой Монетной улице. В этом небольшом помещении на втором этаже административного здания на открытии собрались более десятка человек. Как рассказал ITMO.NEWS Александр Головин, идея создать такое место родилась примерно полгода назад.
«Часто возникала такая проблема, что если записываешься вживую, то прийти просто некуда. Приходилось ютиться по антикафе или договариваться с людьми, которые не знают, что такое подкасты, – проситься тихо посидеть в углу и надеяться, что за стеной не начнут вдруг сверлить или громко разговаривать. Меня неоднократно спрашивали, где можно записать свой подкаст, просили записаться на моем оборудовании. В итоге, после очередного подобного запроса я подумал, что действительно можно создать подходящее место», – рассказал Головин.
В итоге, Александр и его коллега Ирина Асадуллина, объединившись с двумя партнерами из молодого ивент-агентства Ann&Ann’s Анной Петровой и Анной Притчиной, стали искать деньги и помещение. Просмотрев много вариантов, партнеры в итоге остановились на комнате на Петроградке и сами начали делать ремонт. На все вместе ушло около 100 000 рублей.
«Сама комната должна звучать приемлемо. Оборудование оборудованием, но если комната представляет из себя просто железную коробку, то на записи будет отвратительное эхо. Здесь нам повезло: в помещении довольно высокий потолок – 3,5 метра, поэтому мы нижнюю часть комнаты закрыли звукопоглощающим поролоном, а верхнюю часть оставили открытой. Теперь здесь нет сильного эха, когда люди просто разговаривают, но при этом высокие потолки оставляют то, что на языке подкастеров называется “воздухом”. То есть звучание самой комнаты, чувствуется, что люди сидят в комнате, а не находятся в вакууме», – поясняет Головин.
Подкаст с чашкой кофе
Хотя официально «Две дорожки» открылись только в начале сентября, здесь уже записано несколько подкастов – три выпуска «КритМыши», а также пара коммерческих записей.
«Для нас важна репутация “КритМыши”, – рассказывает соосновательница студии Анна Петрова. – То, что здесь пишутся они, важно для клиентов. Подкастов с хорошим звуком немного, поэтому о нас узнают через них, слышат звук и хотят такой же».
«Сюда может прийти любой, кто хочет сделать или уже делает свой подкаст, сесть в это помещение, пригласить гостя и в нормальных условиях с ним побеседовать. Так, чтобы никто не торопил, чтобы можно было выпить чаю или кофе в дружелюбной атмосфере, чтобы не надо было объяснять, что вообще такое подкаст и чем вы занимаетесь», – подхватывает ее слова Головин.
При этом, рассказывают партнеры, «Две дорожки» должны стать не только местом, где можно записать звук. В идеале, студия должна стать точкой притяжения подкастеров города, где можно также послушать лекции, обменяться опытом.
«Для нас было важно реализовать в этом пространстве не только техническую часть, не только запись, но и различные мероприятия, – продолжает Анна Петрова. – С пятницы мы запускаем цикл лекций и мастер-классов, куда могут прийти не только подкастеры. 13 сентября пройдет первая лекция, где мы будем говорить о мероприятиях в офлайне».
При этом, как отмечает Александр, в студии готовы помочь любому сделать свой подкаст с нуля, даже если человек не знает, как записывать звук, сводить его, куда выкладывать и как развивать свой подкаст.
«К нам можно прийти, если у вас есть идея, но вы не знаете, как ее реализовать. Мы буквально за руку проведем человека в мир подкастов – поможем разобраться с технической частью, организуем запись, поможем с гостем, с концепцией. Проработаем стратегию развития. Главное, чтобы была хорошая идея. Есть такая шутка: записывали во Франции, сводили в Германии, мастеринг проводили в Англии, а песня все равно плоха. То же самое с подкастами. Можно обвеситься классным дорогим поролоном, накупить дорогих микрофонов, но если то, что вы говорите, неинтересно, то все бессмысленно. Поэтому нужна идея, нужна история, которую вы хотите донести, а дальше думать о форме воплощения», – поясняет Головин.
На подкастах действительно можно зарабатывать
В ближайших планах студии закончить оборудование помещения так, чтобы в нем комфортно могли бы одновременно беседовать четыре человека, что важно для подкастов с большим количеством гостей. Создатели студии надеются как на подкастеров-одиночек, так и на крупные фирмы, которые хотели бы попробовать запустить свой корпоративный подкаст, но не готовы для этого оборудовать помещение у себя в офисе.
«Самый лучший параметр того, что на подкастах действительно можно зарабатывать – это то, что я до сих пор не умер с голоду, – рассказывает Александр. – Больше года это моя единственная работа. Про большие деньги говорить не приходится, но сам факт, что этим интересуется крупный бизнес, приходит реклама, создается впечатление, что на подкастинге можно зарабатывать много больше, чем сейчас».
Создатели студии приводят в доказательство данные Яндекс.Музыки, согласно которым интерес аудитории к подкастам существенно вырос за последний год: с начала лета количество прослушиваний подкастов на сервисе увеличилось на 60%.
«Меняется привычка потребления у людей – то, как мы потребляем медиаконтент. Популярен сейчас формат, когда вы что-то делаете и попутно смотрите или слушаете. Вы готовите и смотрите канал на YouTube о готовке, вы бегаете и слушаете образовательный подкаст про бег, очень популярно прослушивание в машине. Из-за того что подкаст – очень удобное для потребления медиа, оно завоевывает популярность», – говорит магистрант.
Однако, с досадой продолжает он, качество многих подкастов мешает их слушать. Плохой звук, дикция авторов, неправильное сведение делают подкаст тяжелым для прослушивания.
«Я часто мониторю рынок российских подкастов, и нередко бывает так, что включаешь подкаст, который тебя заинтересовал идеей, подачей, а там звук такой ужасный, люди как будто из трубы говорят», – жалуется он.
Именно эту проблему и надеются решить хотя бы для петербургских подкастеров «Две дорожки».
«Хотелось бы, чтобы хороших подкастов в России становилось больше. К примеру, в России мало нарративных подкастов, в которых не просто люди сидят и разговаривают, а где рассказывается история – подчас это интереснее, чем смотреть фильм. И если это будет происходить здесь, в нашей студии, то я буду очень счастлив», – говорит в завершение Александр Головин.