От идеи до создания стартапа

С чего начался проект?

Наверное, с двух вещей: с открытия в ИТМО лаборатории машинного обучения и с моей идеи создать ПО с опцией автоматизированного машинного обучения, которое позволяло бы любой компании создавать нейронные сети и другие умные модели без участия специалистов. В 2017 году я вместе с сотрудниками лаборатории ИТМО начал разрабатывать эту концепцию в полноценный продукт, мы даже приняли решение участвовать в акселераторе Университета ИТМО Future Technologies, где как раз-таки образовалась компания Statanly Technologies, но первоначальную идею в итоге свернули.

Почему?

Акселератор рассчитан на то, чтобы людям, которые занимаются техническими разработками, объяснить законы рынка и построения бизнеса. Когда мы командой начали в это вникать, то поняли, что наша идея слишком сложная, непонятная, что делает ее практически не продаваемой. А какой смысл стартапа, если он даже в перспективе не сможет принести денег? Мы отказались от этого продукта и на время ушли в вообще непродуктовый формат.

Demo Day выпускников акселератора Future Technologies
Demo Day выпускников акселератора Future Technologies

Вы начали разрабатывать решения в сфере машинного обучения для бизнеса? То есть то, чем компания занимается по сей день?

Да, все верно. Вообще, после открытия лаборатории туда постепенно стал приходить бизнес: крупные российские и международные компании были заинтересованы в услугах, связанных с машинным обучением. Среди них, к слову, были и достаточно серьезные игроки, такие как «Газпром нефть», Яндекс, Mail.ru Group, Insilico Medicine, Сбербанк, «ВКонтакте». То есть в отличие от продукта, который мы не могли продать, потому что рынок не осознавал его как потребность, в случае с услугами — потребность была на лицо. А так как университет не может напрямую выполнять коммерческие заказы, это достаточно сложно в бюрократическом плане, то мы решили создать компанию Statanly Technologies, которая официально будет сотрудничать с бизнесом.

Это успех или разочарование, что не получилось поработать над своим продуктом?

Понятно, что своим продуктом заниматься интереснее, чем решать задачи на заказ, но с другой стороны, Statanly Technologies стал для нас возможностью без инвестиций заняться бизнесом в сфере машинного обучения, к тому же образовался крепкий костяк специалистов, которыми мы уже можем задумываться о своих продуктах и реализовывать их, потому что теперь у нас есть опыт и какая-то финансовая подушка для этого.

Умный дизайн книг и акселераторы за рубежом

Дизайн книжных обложек. Источник: www.designideas.pics
Дизайн книжных обложек. Источник: www.designideas.pics

Сейчас ваша компания работает над каким-то своим продуктом?

Да, мы развиваем несколько продуктов, наиболее крупный из них — Deflamel Design, который начинался с рядового заказа в Statanly Technologies. К нам пришло эстонское издательство, которое занималось созданием дизайна книг. Это довольно сложный и длительный процесс, потому что для удачной обложки дизайнеру необходимо познакомиться с текстом произведения, проанализировать его, выделить ключевые мысли, сделать десятки набросков, которые будут попадать в сюжет и одновременно быть визуально привлекательной рекламой. Издательство хотело получить алгоритм, который бы упростил эту работу и смог самостоятельно по тексту выдавать вариации обложек.

Как заказ перешел в бизнес?

Это еще не совсем бизнес, скорее самостоятельный проект. Полгода мы работали с издательством, у нас за это время что-то получилось и впоследствии мы решили развивать эту концепцию, потому что она показалась нам достаточно перспективной. Ведь это создание визуального контента для любой книги, журнала, статей в медиа, это может быть интересно даже блогерам, которые тоже нуждаются в картинках под каждый пост.

Изначально над проектом мы начали работать с сотрудниками того самого эстонского издательства, потому что они хорошо ориентировались в развитии стартапа, понимали европейский рынок. В силу того, что это недешевая услуга, мы сразу ориентировались скорее на западных клиентов. Мы хотели попасть в американский акселератор, но у нас не вышло, так что мы стали пробовать европейские — так мы стали участниками Rockstart Accelerator.

Источник: techstartups.com
Источник: techstartups.com

Зачем вам членство в акселераторе? Ведь и вы, и партнеры из Эстонии уже знакомы с бизнес-процессами.

Работа над продуктом требует больших инвестиций, тем более в сфере машинного обучения. Rockstart дает возможность получать финансирование, в том числе найти полноценных инвесторов для проекта, а также сокращает внутренние расходы, позволяя пользоваться сервисами Amazon, Google. Например, сейчас мы смогли получить 100 тысяч евро, правда, 80 тысяч пришлось отдать за обучение, но все-таки у нас появился капитал для того, чтобы свободно развиваться полгода, нанять frontend-разработчиков, которых нам не хватало. В феврале нам предстоит Demo Day, когда финальная версия продукта будет представлена инвесторам, при удачном раскладе мы можем получить от 500 тысяч долларов или евро до нескольких миллионов.

Но это не единственный акселератор, где вы участвовали?

С компанией Statanly Technologies мы прошли акселератор Future Technologies в ИТМО, также московский Generation S. Недавно мы я делал доклад о нашем проекте Deflamel Design в Хельсинки-центре, там нас пригласили на акселерацию Хельсинки, но мы вынуждены были отказаться, так как часть команды уже находится в Нидерландах и работает над сервисом Deflamel Design, а параллельно все-таки нужно выполнять текущие заказы Statanly Technologies.

В чем по-вашему, отличие зарубежных акселераторов от российских?

В основном, наши российские акселераторы не предлагают начальное финансирование. Единственный способ для стартапа найти деньги — это привлечь внимание инвестора. Хотя в России к инвестициям тоже разное отношения, у нас бывали случаи, когда нам предлагали просто смешные суммы — вплоть до 20 тысяч рублей.

Если говорить о нидерландском акселераторе, то там более реалистичный подход: есть конкретные этапы развития проекта, возможность промежуточного финансирования. Ведь для того, чтобы на на Demo Day представить продукт, который зацепит инвестора, над ним надо много работать, в него нужно вложить много времени и денег, мало кто согласится платить за голую идею.

Сергей Федоров
Сергей Федоров

Вообще, надо понимать, что привлечение финансирования — это нормальное состояние стартапа. В силиконовой долине нет стартапов, которые жили бы без этого. Компания Uber уже много лет работает в минус и живет на миллиардные инвестиции. Да, в случае со Statanly Technologies мы выбрали другой путь, но если речь идет о создании продукта, то просто невозможно обойтись без денег.

Сейчас все планы связаны в основном с Deflamel Design?

Нет, бесспорно, я уделяю Deflamel Design существенную часть времени, но не так много, как Statanly Technologies. Вообще, я как-то задумался, что было бы, если бы я сейчас работал техническим директором в какой-нибудь крупной компании. Наверняка, мой доход был бы больше и стабильнее. В бизнесе много рисков, мы не застрахованы от того, что через месяц не найдем клиента и не останемся без денег, но это определенно намного интереснее. На мой взгляд в таком пути саморазвития нет потолка, наоборот постоянно появляются идеи, возможности, которые хочется реализовывать. И для этого, кстати, всегда нужны люди, поэтому наши проекты открыты для студентов ИТМО, мы будем рады видеть талантливых ребят в своей команде.