Приложение FASTEP работает следующим образом: вы наводите свой телефон на устройство. Нейронные сети распознают класс техники и ее модель, проверяют наличие инструкций в своей базе. Если они есть, то вам предлагаются несколько подходящих руководств. Вы выбираете ту, что вас интересует, и затем снова наводите камеру телефона, чтобы в режиме дополненной реальности увидеть пошаговую инструкцию.

FASTEP. Источник: fastep.io
FASTEP. Источник: fastep.io

Расскажите, как появилась идея приложения FASTEP?

Сергей Соляник, генеральный директор Spider Group: Еще в 2013 году мы начали заниматься дополненной реальностью — разработали приложение Fingo для примерки мебели в интерьере. А идея удаленного ассистента возникла около трех лет назад. Изначально мы планировали создать его для полевых сотрудников, обслуживающих промышленное оборудование, чтобы они могли получать онлайн-консультации от экспертов. Но задача оказалась достаточно сложной, поэтому мы переключились на более востребованное решение для B2C сегмента: автономные инструкции к бытовой технике. Однако в тот момент слабые девайсы не позволяли выстроить полноценный трекинг пространства, собственно, поэтому мы вернулись к этой задумке только в прошлом году.

Почему вы считаете, что такое приложение будет востребовано?

Алексей Лисовицкий, PR-директор Spider Group: По данным маркетингового исследования 2011 года, 40% людей использует только половину возможностей своей техники. И это проблема: производитель тратит деньги на разработку и реализацию функций, которые конечный потребитель не видит. Таким образом, человек чувствует себя обманутым, потому что он из своего кармана оплатил широкий функционал, которым не пользуется. Но это ложное ощущение, ведь на деле все указанные способности у техники есть, только она слишком сложная, чтобы ее применять. Клиент не чувствует преимуществ, за которые он заплатил, а производители и ритейлеры несут дополнительные расходы на репутацию, доказывая, что техника действительно работает. Мы упираемся в то, что проблемы начинаются именно на этапе создания инструкций.

Алексей Лисовицкий. Фото из личного архива
Алексей Лисовицкий. Фото из личного архива

Что не так с традиционными бумажными инструкциями? Почему они не работают?

Алексей Лисовицкий: Инструкция — это не просто свод пояснений к технике, а важный юридический документ, который призван описать все потенциальные опасности. Чем подробнее оговорены возможные угрозы, тем более защищен производитель. Но в результате этого инструкция разрастается до неимоверных пределов, и найти в ней что-либо становится все труднее. В итоге покупатель теряет надежду, а руководство становится по сути бесполезным. Только представьте, более 50% рабочего времени техподдержки уходит на то, чтобы объяснить клиентам информацию, которая уже есть у них в инструкциях. На деле мы решаем проблемы не только владельца техники, но и производителя, потому что зачастую человек идет за информацией в интернет. Там он получает объяснения от блогера, но никто не гарантирует компетенции этого человека, к тому же он может рассказать все в таких выражениях, что просто испортит имидж компании.

Как вы собираете информацию для инструкций?

Сергей Соляник: Мы сформировали список оборудования, которое наиболее часто запрашивают пользователи в сети. Сейчас в приложении 1500 инструкций — это порядка 300 моделей, из расчета, что на одну модель приходится несколько предписаний. Мы ищем официальную информацию на сайтах производителей или запрашиваем ее напрямую. Затем наши специалисты обрабатывают информацию и формируют пошаговые руководства. Мы стараемся разложить все варианты использования оборудования на очень простые и понятные пользователям шаги.

Сергей Соляник. Фото из личного архива
Сергей Соляник. Фото из личного архива

Кто сейчас работает над приложением?

Сергей Соляник: Весь проект реализуется на базе компании Spider Group, которая была основана еще в 2000 году. С самого начала мы занимались различными проектами в цифровой сфере: когда была актуальной задача делать сайты — делали их, в конце концов перешли в зону мобильной разработки. Наша команда — это не сборная солянка разработчиков, а сложившийся коллектив, который в течение долгого времени работает вместе.

Почему вы приняли решение пойти в Акселератор ИТМО?

Сергей Соляник: Мы пошли в акселератор, чтобы получить квалифицированную помощь и скорректировать курс развития нашего продукта. Изначально мы считали, что целевая аудитория приложения — это конечный потребитель бытовой техники, но в процессе обсуждения продукта с нашим трекером и представителями компании МТС поняли, что нам нужно в том числе смотреть в сторону B2B сегмента.

Алексей Лисовицкий: Добавлю, что от Акселератора ИТМО мы получили интересный академический взгляд на наш бизнес, и благодаря советам ментора уже несколько оптимизировали свой продукт.

Акселератор ИТМО. Фото: ITMO.NEWS

Акселератор ИТМО. Фото: ITMO.NEWS

Если говорить о развитии в B2B сегменте, то о каком формате идет речь?

Сергей Соляник: Основной функционал приложения не сильно изменится, там останутся искусственный интеллект и нейронные сети. Но для создания «удаленного ассистента» нам нужно будет изучить официальную документацию, плотно пообщаться со специалистами, которые занимаются обслуживанием техники. Вместе мы должны будем подготовить понятные регламентированные шаги для решения конкретных задач. Таких, как осмотр оборудования перед началом смены.

Правильно понимаю, что проект для B2B выходит за рамки бытовой техники?

Сергей Соляник: Да, но начинать мы хотим с небольших задач, а в перспективе можем дойти и до таких сложных отраслей, как авиационная промышленность.

В Акселератор ИТМО вы шли только за консультациями или в том числе за финансированием?

Сергей Соляник: На данном этапе мы не стремимся привлечь инвестиции, потому что в конце прошлого года получили грант на развитие проекта от Фонда содействия инновациям. Сейчас вся разработка ведётся на эти деньги. Привлекать деньги будем уже в следующем году, чтобы масштабироваться и выходить на другие рынки.

FASTEP. Источник: fastep.io
FASTEP. Источник: fastep.io

Когда будет релиз?

Сергей Соляник: Приложение с базовым функционалом появится уже в середине июня в App Store и Google Play. Мы не планируем запуск масштабной рекламы, потому что хотим собрать обратную связь от небольшого потока первых пользователей, посмотреть, насколько им будет удобно.

Как будет развиваться приложение до конца года?

Сергей Соляник: Мы планируем перейти на наш собственный движок дополненной реальности. Он должен улучшить трекинг и позволить привязывать метки к пространству для объекта любой формы. Это важно, потому что, например, у кофемашины расположение кнопок может выходить за рамки передней панели. Также мы хотим добавить в приложение информацию об официальных сервисных центрах. И наконец, перспектива следующего года — автономные консультации, то есть связь со специалистом сервисного центра. Если человек не смог найти в инструкции решение своей проблемы, или у него случилась какая-то внештатная поломка, то он может вызвать на связь специалиста сервисного центра и запросить помощь.