Очевидно, что далеко не всем переход на удаленную работу дался легко. Отсутствие привычной офисной дисциплины и распорядка дня, прямой коммуникации с коллегами, необходимость совмещать работу с домашними обязанностями, бороться со множеством отвлекающих факторов — все это стало серьезным вызовом для многих новоиспеченных удаленных сотрудников.
Например, по результатам совместного исследования международной сети гибких офисных пространств WeWork и консалтингового агентства Hamilton Place Strategies, 45% опрошенных признали, что стали менее продуктивны во время удаленной работы, а 80% заявили, что меньше чувствуют связь с коллегами, работая на дому. Большая часть — 70% — респондентов заявили, что хотят вернуться в офис (хотя половина из них хотела бы совмещать это с работой из дома).
Одним из решений, к которому пришли многие, в том числе и крупные, компании — это переезд из постоянных офисов в гибкие пространства коворкингов. Например, в петербургской «Ясной поляне» размещается один из офисов службы доставки продуктов «Самокат», креативный отдел сети пекарен «Буше», российское отделение британского производителя электрокаров «Arrival», а еще — более сотни фрилансеров, стартаперов и малых предпринимателей. Среди них и множество выпускников ИТМО: фрилансеров, удаленщиков и владельцев собственных ИТ-компаний.
Корреспондент ITMO.NEWS пообщался с резидентами «Ясной поляны» и узнал, что привело их в коворкинг, почему они предпочитают его работе из дома или в обычном офисе, и почему им так важно быть частью комьюнити.
Ирина Иванова, директор по развитию коворкинга «Ясная поляна»
В 2009 году окончила естественнонаучный факультет Университета ИТМО, выпустилась как эколог. Но по специальности не работала: «Мне было важно, чтобы моя работа была связана с коммуникациями, общением с людьми, а не с документацией и согласованиями» – говорит Ирина.
В «Ясной поляне» я работаю с самого ее основания — совсем недавно мы отметили третий день рождения проекта. Работа с сообществами — это не только то, что меня привлекает. Я считаю, что за этим будущее. Мы в «Ясной поляне» объединяем резидентов самых разных профессий, в основном из сферы IT — мы как точка встречи для таких ребят. Мы регулярно устраиваем мероприятия — развивающие и развлекательные — чтобы резиденты могли пообщаться в непринужденной обстановке, подружиться, договориться о чем-то и даже создать какой-то совместный проект или бизнес. У нас уже целый список таких историй, когда наши резиденты собирали целую команду из ребят, которые работают в коворкинге.
При этом, попав сюда однажды, ты навсегда становишься частью комьюнити — прямо как в ITMO.Family. Многие наши бывшие резиденты продолжают состоять в общих чатах, посещать наши мероприятия и поддерживать связи.
Главная наша задача — именно создание комьюнити и поддержание теплых отношений внутри него. Это и отличает нас от стандартных офисов — к нам люди приходят не только поработать (хотя, за этим, конечно, они приходят в первую очередь), но и провести время, пообщаться, найти «своих». Для резидентов у нас проходит множество тематических мероприятий: киновечера, совместные завтраки, регулярные бранчи, вечеринки, праздники, концерты и так далее.
Плюс, за счет того, что у нас много стартаперов, предпринимателей, создается такая деятельная, креативная атмосфера — здесь люди заряжены на продуктивную работу.
Сейчас у нас более 500 резидентов, за два года мы расширились до 6200 квадратных метров и стали самым большим коворкингом в Петербурге. А в прошлом году мы получили всероссийскую премию COWORKING AWARDS за лучшее комьюнити, попали в топ-10 премии Фонтанки.ру «Признание и влияние» в номинации «Культурное и общественное пространство» и стали лучшим гибким пространством в сфере бизнеса по версии профессиональной премии в сфере недвижимости PROESTATE & TOBY AWARDS.
Георгий Шагинян, разработчик в LLC «Dodo Franchising»
Я учился на факультете информационных технологий и программирования, выпустился в 2015 году. С третьего курса я начал фрилансить — писать мобильные приложения под iOS. На четвертом курсе я устроился на работу в компанию, которая занималась аутсорс-проектами. В этой компании мы с коллегой Арсением Васильевым — тоже выпускником ИТМО — придумали сделать мобильное приложение «Где шаверма», которое бы показывала ближайшие точки с хорошей шавермой в Питере и Москве. Мы занимались этим стартапом в свободное от работы время в течение почти четырех лет. А недавно его купила у нас «Додо пицца» — теперь он будет функционировать как отдельный продукт, но под их эгидой. Мы же попали в команду нового проекта франшизы — приложения для заказа в будущей сети донерных «Донер 42», которая запустится в скором времени.
В «Додо пицце» нам предложили либо снять офис, либо место в коворкинге. Мы решили, что для команды из двух человек полноценный офис не нужен, так что решили пока обосноваться в «Ясной поляне» — нам это показалось самым крутым вариантом.
У нас свободный график — по желанию мы можем работать и из дома. Но, как фрилансер с большим стажем, я прекрасно понимаю, что дома не всегда можно продуктивно поработать, очень сложно настроиться, становишься ленивым — а еще приходится самому себе готовить. А в коворкинге даже посуду мыть не надо.
Плюс, мне нравится атмосфера: здесь куча стартаперов, фрилансеров — все очень интересные личности, с которыми интересно пообщаться. В первую же неделю нашего пребывания здесь на одной из вечеринок мы познакомились с кучей интересных людей, узнали, что здесь работают наши бывшие коллеги, встретили много старых знакомых.
Для себя я понял, что надо чередовать работу из дома и из коворкинга. Я бываю здесь не каждый день, а только два-три раза в неделю. С точки зрения продуктивности тут 50 на 50: иногда действительно продуктивнее поработать из дома, ни на что не отвлекаясь в течение долгого времени. Но иногда надо пообщаться с коллегой вживую, обсудить план дальнейших действий. Я думаю, сейчас уже все крупные компании научились организовывать работу удаленно, некоторые, как я знаю, до сих пор не пускают своих сотрудников в офисы. Так что это уже новая норма, которую все должны освоить.
Станислав Сааль, разработчик в стартапе «Seller24»
Я поступил на факультет среднего профессионального образования после девятого класса — учился программированию в компьютерных системах. Уже со второго курса я начал работать на фрилансе, поэтому спустя какое-то время мне пришлось уйти с учебы, потому что совмещать уже не получалось. Я продолжал фрилансить вплоть до недавнего времени — карантин сильно повлиял на этот рынок. Так что я начал искать постоянное место работы, рассматривал множество вариантов. Но сложилось так, что работу я нашел через технического директора этого стартапа, который как раз является одним из резидентов коворкинга. То есть фактически я нашел работу именно через комьюнити «Ясной поляны». Это при том, что резидентом я был всего лишь один месяц, но мне удалось влиться в сообщество, и после — сохранить отношения с ними и поддерживать активное общение.
Сейчас я работаю в московском стартапе «Seller24» — мы занимаемся разработкой платформы, которая будет помогать продавцам размещать свои товары на маркет-плейсах вроде «Ozon», «Wildberries», «Беру» и так далее. На данный момент у нас практически готова разработка, и в ближайшее время мы готовимся выпустить mvp.
На самом деле у меня был вариант работать из дома — так бы я зарабатывал даже немного больше, — но я выбрал коворкинг, потому что дома я впадаю в расслабленный режим, мне не хватает дисциплины. Смущает, что всегда рядом диван, на который можно прилечь и уснуть, не надо рано вставать, чтобы куда-то ехать — в общем, это сложно. А если живешь не один, то домашние сильно мешают и отвлекают. Плюс, я влился в коллектив этого коворкинга, поэтому мне интересно сюда приезжать, в том числе ради общения. Тем более мы пересекаемся по сфере интересов — здесь преимущественно находятся люди из сферы ИТ. Мне нравятся мероприятия, которые тут проходят — практически в каждом я участвую.
Иван Корсаков, аналитик в «Самокате»
Я учился на факультете фотоники и оптоинформатики. Магистратуру закончил в 2016 году, а из аспирантуры отчислился в 2019. Мой путь в аналитике начался с подработки в стартапе, со временем я изучил эту область и понял, что она мне интереснее, чем наука.
Я работаю в команде даркстора. Дарксторы - это магазины-склады, предназначенные для обслуживания заказов. Я помогаю команде принимать решения на основе данных: участвую в разработке продуктовых метрик, дизайне экспериментов, готовлю визуальную отчетность для отслеживания результатов.
Многие компании итерациями улучшают свои продукты, шаг за шагом придумывая гипотезы «если мы изменим или добавим вот это, то наш продукт станет лучше». Далее гипотезы проверяют с помощью статистических методов. Все это нужно, чтобы принимать верные решения и не сделать ошибочный вывод в пользу какой-то гипотезы (например, когда разница получилась случайным образом, а не из-за сделанного изменения в продукте)
У компании «Самокат» есть свои офисы — один из них как раз в «Ясной Поляне». Поэтому часть сотрудников, которым удобнее работать из офиса, могут работать из офиса. Удаленка — это здорово, но все-таки живое общение с коллегами позволяет решать многие вопросы гораздо быстрее, тем более некоторым из дома сложнее работать в плане дисциплины.
Я же работал из дома только во время пандемии. Хотя такая возможность была и раньше, но я нечасто ею пользовался. Я живу в пешей доступности от работы, поэтому для меня дорога не играет такую большую роль, как для тех, кому надо долго добираться до офиса — для многих это одна из причин оставаться дома. Мне же в офисе нравится больше, потому что здесь более рабочая атмосфера, и работа идет продуктивнее. Но вообще, я за смешанный формат — когда есть возможность путешествовать, работая из разных мест, но при этом всегда можно вернуться в офис.
Арам Азбекян, специалист в области компьютерного зрения в компании «Arrival»
Я учился на факультете систем управления и робототехники, окончил магистратуру в 2018 году. В компании «Arrival» я занимаюсь задачами, связанными с определением положения объектов с помощью камеры. Мы в «Arrival» стремимся создать так называемое «гибкое» производство, которое позволит создавать разные продукты на одной фабрике. Это то, чего не хватает конвейерному производству, потому что, например, автоконцерну, собирающему седаны на конвейере (как это делается сейчас), нужно будет перестроить всю фабрику, чтобы начать собирать грузовики. Мы же стремимся создать универсальный «сборочный цех», на котором конечный продукт будет сам формировать процесс сборки, и для которого весь необходимый набор технологий будет разбит по так называемым «базовым ячейкам», на которых выполняется ограниченный набор операций.
Такой переход от конвейера в сторону гибкого производства напрямую связан с внедрением интеллектуальных систем на базе компьютерного зрения. Системы компьютерного зрения позволят интеллектуальной системе знать в точности, например, какие детали есть в наличии, а каких деталей не хватает, где они расположены на фабрике, в каком состоянии и так далее.
В России — в Петербурге — расположено лишь одно из подразделений нашей компании, ее филиал. А главный офис находится в Великобритании, там же расположена и главная фабрика, на которой мои коллеги запускают свои алгоритмы. Но происходит это только после их «обкатки» в нашей местной лаборатории. Это необходимый этап для выявления тех небольших проблем, которые могут возникнуть лишь на реальных роботах.
До пандемии дальнейший процесс состоял в дислокации моих коллег в Великобританию и запуске алгоритмов на фабрике. Однако, коронавирус и последовавшее за ним закрытие границ внесли свои коррективы: нам пришлось прибегать к помощи интеграторов. Интеграторы — это такие люди на производстве, которые занимаются формированием и запуском общего сборочного сценария, не вдаваясь в подробности того, как работает тот или иной алгоритм. И если раньше каждая из команд могла отправиться в командировку, чтобы протестировать изолированно свои компоненты в рамках имеющегося сценария, то теперь сразу несколько команд внедряют свои обновления, а интеграторы на месте уже запускают сценарий и констатируют, что ничего не работает. Все это, как уже можно догадаться, приводит к страшнейшей путанице.
До работы в Arrival у меня не было опыта работы из дома. А посидев в этом году с марта по июль дома, мне было с чем сравнить. Я лично из тех людей, для кого дом — это зона комфорта. Я не могу сосредоточенно решать проблемы, когда в двух метрах от рабочего стола стоит холодильник.
Фишками коворкинга я пользуюсь в полной мере. Мероприятия здесь получаются очень душевными, со многими из ребят я дружу. Мы все сильно переживали, что после снятия жестких ограничений люди не будут спешить в коворкинг, и что все мероприятия затухнут. Но это не так. Все любимые нами бранчи, киновечера и разговорные клубы вернулись и снова собирают всех вместе.