Выставка продлится до 4 апреля, каждый день в галерее будут проходить арт-медиации (расписание доступно здесь). Также предполагается обширная образовательная программа, в которой примут участие ученые из ИТМО, специалисты по вирусологии, искусствоведы из Эрмитажа. Также состоится ряд артист-токов с некоторыми участниками выставки. Зарегистрироваться на мероприятия образовательной программы можно по ссылке.
Вирусы хорошие и плохие
Главной темой выставки «Staying with the trouble» стала рефлексия по поводу пандемии и переосмысление роли вирусов в нашей жизни. Художникам было предложено поразмышлять не только о пагубном характере вирусов, но и их значении в происхождении и эволюции видов, сместить фокус с их враждебности к созидательному началу. Главная же цель, которую преследовали авторы — помочь людям преодолеть страх перед вирусами в целом и пандемией в частности.
«Концепция возникла из нашего разговора с сокуратором выставки Лаурой Родригез о жизни, выходящей из пандемии. Все очень устали уже от обсуждения Covid-19, при этом волнение ни у кого так и не проходит, даже у тех, кто сделал прививку. Мы подумали, что вирус остается довольно непонятной сущностью и для ученых, которые их исследуют, и для философов, которые о них говорят. Нам показалось интересным предложить эту тему художникам и посмотреть, как они смогут осмыслить эту тему. При этом у нас нет ни одной работы про Covid — мы, скорее, говорим о вирусах как о неотъемлемой части нашей жизни, о том, что они приносят не только болезни и горе, но и позитивные трансформации», — комментирует куратор выставки Христина Отс.
В выставке участвуют как молодые авторы, так и художники с мировым именем. Большинство работ были созданы специально для этой экспозиции и демонстрируются впервые, как, например, проект известной американской исследовательницы, художницы и биохакера Хизер Дьюи-Хагборг. Другие впервые привезены в Россию: например, мини-сериал Нила Белуфа 2014 года, в котором художник осмысляет феномен псевдонаучного знания и фейк-ньюс и случайно предсказывает социополитические сценарии 2020 года, или масштабный проект по изучению мутации тюльпанов от Анны Ридлер, который она ведет уже несколько лет.
«Для нас очень важно, что ни один художник — ни российский, ни зарубежный — не отказался от нашего приглашения поучаствовать, — рассказывает Христина Отс. — поскольку все откликнулись, нам даже пришлось открыть дополнительное пространство — мы предложили художникам самостоятельно его освоить и трансформировать под тотальные инсталляции. Например, целая комната отведена под зону караоке — это последний этап пути зрителя, финальная точка, где он может порадоваться окончанию пандемии и возвращению к обычной жизни. Самое забавное, как мы выяснили буквально накануне, что день открытия выставки совпадает с датой объявления пандемии Всемирной организацией здравоохранения год назад».
Оставаясь со смутой
Само название выставки, которое можно перевести как «Оставаясь со смутой», отсылает к одноименной книге Донны Харауэй, в которой она обращается к теме сосуществования человека с множеством других видов, обитающих на Земле, в том числе и неклеточных, и говорит о необходимости переосмысления и перестраивания отношений с ними. Работы художников — это попытка картографировать наше соседство с вирусами. Средствами различных медиумов, таких как видео-арт, перфоманс, виртуальная реальность, вовлекающие практики, авторы подходят к исследованию вирусов сразу с различных точек зрения: научной, антропологической, поэтической.
Например, художница из Нидерландов Пей-Ин Лин в своем проекте «Вирофилия» обращается к последним открытиям ученых, которые говорят о существовании «полезных» вирусов, например, являющихся частью нашего микробиома и буквально помогающих нам выживать. Вдохновляясь этой идеей, художница создала кулинарную книгу с рецептами, в которых одним из главных ингредиентов является вирус гриппа. Она развернула свою фантазию еще дальше, представив сервис доставки еды из 22 века, где эстетически прекрасные блюда готовятся в лабораторных условиях, а потребителям обещают «поднятие иммунитета и защиту от сезонных заболеваний».
Тему использования вирусов в лечебных целях поднимает и студентка магистратуры Art&Science Надежда Бей в своей работе «Фаготерапия». Это инсталляция в технике VR-рисования, благодаря которой зритель может собственными глазами увидеть процесс взаимодействия бактериофага с золотистым стафилококком — тем самым проживая опыт всех жизненных циклов вируса как бы изнутри микромира.
Пережить опыт эмпатического восприятия вируса предлагает Хизер Дьюи-Хагборг. Ее работа «Вирусное время» исследует тему относительности времени: согласно ряду исследований, для небольших организмов время течет по-другому, например, для мухи мы двигаемся как в замедленной съемке. Художница пытается представить, как может восприниматься течение времени вирусами — и выбирает для этого поэтическую форму.
Вирус как драйвер эволюции
Идея вирусных механизмов как главного генератора эволюции жизни на земле — ключевая для данной выставки. Авторы примеряют эту мысль как к собственным художественным практикам, так и социологическим и технологическим процессам в целом.
Так, петербургская художница Лера Лернер создает перфоманс, в котором сама уподобляется вирусу, и «заражает» пространство вокруг: «Мне очень нравится мысль кураторов о вирусе не как о том, с чем надо бороться, а как о существе, с которым мы ко-эволюционируем и строим этот мир вместе на равных правах», — говорит она.
«Мои перфомативные практики — своего рода вирусные, потому что они вторгаются в повседневную жизнь других людей, меняют их поведение, встраиваются в диалог с пространством, — добавляет художница. — Обычно все наши диалоги зарегулированы, и если что-то выпадает из этих правил, это называют сумасшествием. Я же использую в своей одежде такие предметы, которые вызывают спонтанную коммуникацию в городской среде, становятся точкой слома реальности и возможностью построить ее по-другому. Моя инсталляция «Вид – это моргающий танец D, соединяющий племя и род» состоит из видео-документации танца, которым я заражаю пространство галереи и встраиваю в него коды моего поведения и моей личности. Проект будет демонстрироваться один раз — все мои работы сайт-специфичны и полностью завязаны на пространстве и контексте».
Английская художница Анна Ридлер на протяжении нескольких последних лет собирает базу из более чем десятков тысяч видов тюльпанов. Вирус, который вызывает появление специфического узора на лепестках, называется «Мозаикой» — именно он стал причиной «тюльпанового бума», охватившего Европу в семнадцатом веке и приведшего к одному из крупнейших экономических кризисов. В своей видеоработе художница проводит аналогию между историческими событиями и современностью: полосы на тюльпанах реагируют на рост и падение цены биткоина, демонстрируя истерию и финансовые спекуляции на криптовалютах.
Вирусные спекуляции
Такая непознанная тема как вирусы, оказалась идеальна для различного рода спекуляций. Например, Наталья Тихонова выстроила целый нарратив в жанре научной фантастики вокруг теории о происхождении человечества в результате опытов «внеземных компьютерных цивилизаций». В youtube-видео смешиваются конспирологические теории с реалистичными описаниями технологических инноваций и культурных революций — все это заканчивается фантастическим визионерством о закате человечества и конце цивилизации, от которого может спасти только мутация.
Другой спекулятивный проект представила известная российская группировка iBiom. Выставка совпала с днем открытых дверей в основанном художницами Институте Усталости. Любой желающий сможет записаться на обучение новой науке — социовирусологии, которая появилась на основе работ профессора микробиологии и молекулярной генетики Самуэля Диас-Муньоса по анализу взаимодействия вирусов между собой — по аналогии с тем, как общаются между собой люди. Институт усталости, по словам художников, был открыт в 2020 году, как независимый проект корпорации iBiom — в ответ на проблемы уставшего общества.
«Сейчас мы открываем набор на нашу новую образовательную программу. Профессор Диас-Муньос и его коллеги обнаружили, что многие вирусы ведут себя как общество: у них есть взаимопомощь, альтруизм, кооперацию, конкуренцию и даже читерство. Нам показалось интересным посмотреть на то, как происходит общение между вирусами и как это можно перенести на людей. Сама идея социовирусологии выглядит как весьма перспективное и прорывное направление науки, которое требует своего развития. Мы решили открыть это направление, чтобы начать строить коммьюнити вокруг новой науки. Мы отказались от практик классических институтов: студенты сами будут выбирать, что изучать, у нас не будет системы оценивания, а по итогу обучения мы не выдаем дипломы», — объясняют художницы из группы iBiom.