Котики правят играми
Разработкой игр я занимаюсь более двух лет. Но программированием увлеклась еще в детстве: в этой сфере работала моя бабушка, поэтому было логичным выбрать то же направление при поступлении в колледж. Но я быстро поняла, что просто писать код — слишком скучно. Гораздо интереснее создавать игры. Это мой способ творчески реализовать себя и свои идеи.
Чтобы разрабатывать игры, особенно в одиночку, просто программировать недостаточно. Например, мне пришлось разбираться, как работать с 3D, делать анимации, учиться работать со звуком. Очень пригодился и опыт, который я получила в художественной школе.
Во время учебы в колледже и ИТМО я участвовала в разных профильных конкурсах. Например, в 2021 году заняла третье место по Петербургу в компетенции «3D-моделирование для компьютерных игр» в чемпионате Worldskills Russia. А во всероссийском студенческом конкурсе «Твой ход» выиграла поездку в Москву на четыре дня. Помимо конкурсов, я часто участвую в университетских геймджемах, в частности от студклуба Celestial Beasts. На геймджемах команды за ограниченное время разрабатывают прототипы игр по конкретной теме. Участвуя в профильных конкурсах и геймджемах, я получаю опыт и кейсы для портфолио, которые в том числе помогли мне пройти отборочный этап ArtMasters.
Еще у меня есть кошка по кличке Тыква. Котики — самые любимые животные, поэтому посвящаю им все свои игры. Например, в одной из них игрок решает головоломки, управляя котом и его отражением в зеркале, а в другой — чинит механизм, который рождает котов. Также котики помогают мне выигрывать геймджемы. На одном из них судья, у которого был кот, так растрогался, что не смог устоять и поставил моей игре дополнительные баллы.
Как пройти ArtMasters и выиграть
Про ArtMasters я узнала случайно и решила поучаствовать просто из любопытства. И правда ― почему бы не попробовать? Но чем ближе дело шло к финалу ― тем сильнее разбирал азарт. Такой уж у меня характер: тяжело проигрывать, даже когда играю в настолки. Поэтому постепенно захотелось не просто получить какой-то опыт, но и выиграть.
Конкурс проводится в несколько этапов. В отборочном туре нужно было прислать портфолио. Тут мне пригодились проекты и опыт разработки, которые я получила на геймджемах. Еще я проходила тестирование и отвечала на вопросы, например, какая формула отвечает за продолжительность эффективности привлечения трафика, а какая — за баланс игры. Тестирование показалось сложным, потому что я лучше разбираюсь в практической, а не теоретической части геймдизайна.
Тем, кто планирует участвовать в ArtMasters или просто интересуется геймдизайном, советую книги «Level Up. Твой личный гид в мире компьютерных игр» Каллена Джони и «Геймдизайн.Рецепты успеха лучших компьютерных игр от Super Mario и Doom до Assassin's Creed и дальше» Сильвестра Тайнана. Они раскрывают разные вопросы, связанные с играми: как объединить сюжет и интерактивность, какие вовлекающие механики использовать, какие есть тренды на игровом рынке и так далее.
В квалификационном этапе я выбрала одну из трех игр, написала, какие у нее недостатки с точки зрения пользователя и рынка видеоигр и как их можно исправить. В таком задании очень важно укладываться в критерии конкурса. Например, если у презентации есть ограничение по символам, стоит его придерживаться, иначе получишь меньше баллов.
Финал чемпионата включал два модуля — заочный и очный в Москве. На заочном этапе нужно было разработать концепт-документ игры: написать сюжет игры, определить целевую аудиторию, платформу и механики. Требовалось сделать игру в жанре экономического симулятора (idle tycoon). При этом в ней должен был присутствовал харизматичный, но не слишком широко известный культурный, научный или исторический феномен России из прошлого. Поскольку все игры у меня про котов, я выбрала феномен котов Эрмитажа и построила игру на нем. Животные официально трудоустроены в петербургском музее и помогают ловить крыс, а еще у них есть свой пресс-секретарь.
На очном этапе я выполнила два задания. Первое — разработала настольную игру, которая передает опыт игры в хоккей на аркадном автомате. Накануне нас водили на экскурсию, чтобы мы поиграли в автоматы и лучше поняли механику и дух игры. Это было непростое задание, так как я ни разу до этого не придумывала настольные игры.
В настольном хоккее с помощью двух кубиков разыгрываются все события — кто начинает матч, на какую позицию перемещаются хоккеисты, какая вероятность забить шайбу или защитить ворота. Видео: Дмитрий Григорьев / ITMO.NEWS
Второе задание очного этапа было связано с заочным. Теперь концепт-документ игры про котов Эрмитажа нужно было расширить до дизайн-документа. Я прописала более детально персонажей, механики, квесты, экономику и сеттинг игры в целом. Мне кажется, что судьи оценили именно те работы, авторы которых делали чуть больше, чем от них просили. Например, я дополнительно связалась с пресс-секретарем эрмитажных котов и узнала больше о животных, попросила рекомендации у реставраторов, чтобы сделать некоторые мини-игры более правдоподобными, смонтировала видео, где показаны баланс и механики, и, наконец, собрала прототип игры.
По сюжету эрмитажные коты сами заправляют всем в музее — реставрируют предметы искусства, продают билеты, охраняют музей, продвигают его в социальных сетях и так далее. Пользователю, который играет за директора котов, нужно помогать младшим товарищам с обязанностями, нанимать новых работников и вместе с ними развивать музей. Улучшения, которые можно приобрести, распределяются по четырем историческим эпохам. Например, в первой эпохе в музей можно добавить турникет, а во второй — сувенирную лавку. Чтобы получить улучшения, пользователь проходит более 40 мини-игр. Причем часть из них доступна только в игровой день, а другая — в ночь. Такое разнообразие позволяет игроку не заскучать.
Чемпионат ArtMasters 2023 года собрал рекордное количество заявок — более 21 тыс. от участников из 40 стран мира, в том числе Испании, Греции, Германии, Кореи, Японии и других
По итогам финала я с большим отрывом заняла первое место, набрав 91,4 балла, а участник, занявший второе место — 75,5. Я выиграла компьютерный монитор, возможность пройти стажировку в компании IThub games, а также сертификат на 500 тыс. рублей. Его я планирую потратить на реализацию другой, менее масштабной игры. Пока игра только на стадии идеи, но если ее одобрят, я буду работать над ней в качестве геймдизайнера и продюсера.
Что дает участие в конкурсах уровня ArtMasters
В целом ArtMasters очень сильно меня прокачал. Например, я разобралась, как должен выглядеть концепт- и дизайн-документ игры. Разработчики игр используют разные версии документов, поэтому какой-то готовый шаблон найти очень непросто. Думаю, что в следующих играх все-таки стоит прописывать документацию. Это очень полезно для работы в команде — никто не запутается в механиках и сеттинге игры, да и новичкам будет проще объяснять суть проекта.
Еще на чемпионате было дружное комьюнити. Мы жили в одном отеле, ходили друг к другу в гости и проводили время вместе. Я познакомилась со многими участниками из Петербурга, все они оказались крутыми специалистами из разных сфер. Поэтому если вдруг я захочу делать игры для кино или театра, я знаю, к кому обратиться.