Конкурс проводился по нескольким номинациям. Так, в номинации «Эксперимент» оценивались различные научно-популярные мероприятия, организованные командой научных коммуникаторов, или те, в которых принимал участие университет или исследовательский центр. В номинации «Эффект присутствия» оценивались наиболее успешные и яркие проекты, которые командам научных коммуникаторов удалось реализовать со СМИ. А в номинации «Сверхтекучесть» нужно было описать успешные проекты, которые удалось реализовать на собственных площадках вуза. Гран-при получает команда, которая показала лучшие результаты по всем номинациям.
Главную награду, гран-при премии 2018 года, получила команда Департамента по стратегическим коммуникациям Университета ИТМО. За последний год команде петербургского вуза удалось реализовать более 70 различных мероприятий, запустить ряд креативных кампаний, увеличить число подписчиков в социальных сетях на 25 %, а также, что самое главное, привлечь в университет абитуриентов со средним баллом ЕГЭ в 90,3.
«Цель подразделений по коммуникациям – постоянно искать новые форматы, удивлять аудиторию и с разных сторон преподносить информацию. Ведь наша глобальная цель – поиск и привлечение единомышленников. Чем больше мы притягиваем людей, которые мыслят, как мы, тем сильнее мы становимся. Для внешней аудитории мы развиваем Университет ИТМО как центр притяжения талантов, где каждый может реализовать свои способности на 100 %. Для внутренней аудитории мы всегда подчеркиваем, что вуз работает для студентов», – отметила в своем выступлении на форуме «Коммуникационная лаборатория» начальник Департамента по стратегическим коммуникациям Университета ИТМО Анна Веклич.
Малый гран-при в конкурсе «Коммуникационной лаборатории» – победу в номинации «Эврика» – выиграл Российский научный фонд. Второе место занял Институт проблем передачи информации РАН (который также взял «серебро» в номинации «Эксперимент»), третье – Институт ядерной физики СО РАН. Первое место в номинации «Сверхтекучесть» занял НИТУ «МИСиС». Призерами в этой номинации стали два университета с Дальнего Востока: Дальневосточный федеральный университет и Северо-Восточный федеральный университет. Второе и третье место в номинации «Эффект присутствия» заняли Красноярский научный центр РАН и Уральский федеральный университет. Наконец, «бронзу» в номинации «Эксперимент» взял Сколковский институт науки и технологий.
«Среди победителей — как записные фавориты, так и новые лица. Высокие стандарты работы коммуникационных служб Университета ИТМО и НИУ ВШЭ ни для кого не секрет, они достойно выступили и в прошлом году, а вот РНФ и СО РАН показали себя в этот раз гораздо сильнее: они заметно выросли за прошлый год, и жюри логично отметило этот прогресс. Радует, что среди победителей много новых лиц из регионов: Владивосток, Якутск, Красноярск, Екатеринбург. Их кейсы известны специалистам, но регионам гораздо сложнее взаимодействовать с московскими СМИ, и мы надеемся, что признание экспертов премии поможет коллегам в их каждодневной работе», — отметила куратор премии «Коммуникационная лаборатория», недавно избранный президент АКСОНа Александра Борисова.
Церемония награждения прошла в рамках II Всероссийского форума научных коммуникаторов. Организатором форума второй год выступает АКСОН. В этом году мероприятие состоялось в Москве на площадке Московского физико-технического института, обладателя гран-при прошлого года. На форуме эксперты обсудили актуальные вызовы, с которыми сталкиваются научные коммуникаторы в России, проблемы и методики продвижения науки среди общественности, а также вовлечения самих ученых в более активную коммуникацию с общественностью. Участники поделились успешными практиками реализации коммуникационных проектов и затронули тему профессиональной этики в области научной коммуникации.
«Одной из наиболее актуальных обсуждаемых на форуме тем стала профессиональная самоидентификация специалистов по научной коммуникации. Поскольку об этой профессии в России заговорили всего несколько лет назад, разговоры о роли этих специалистов часто приводят к бурным дискуссиям. К примеру, в какой степени мы должны отстаивать интересы наших работодателей? Ведь на нас распространяются как корпоративные нормы организаций, в которых мы работаем, так и нормы научного сообщества в широком смысле слова. А зачастую они могут друг с другом конфликтовать. Есть ли у нас в таком случае хоть какая-то независимость, или же мы выполняем сугубо сервисную функцию в научной организации? На все эти вопросы сообществу научных коммуникаторов еще только предстоит ответить. Еще одной вечной темой для обсуждений является взаимодействие научных журналистов со специалистами по коммуникации. Как правило, в ходе таких обсуждений можно прочувствовать всю палитру взаимных чувств, от любви до ненависти. Прошедший форум не был лишен и этого», – прокомментировал директор Центра по научной коммуникации Университета ИТМО Дмитрий Мальков.