Кроме Университета ИТМО участниками первой группы стали МФТИ, НИТУ «МИСиС», НГУ, НИУ ВШЭ, НИЯУ МИФИ и ТГУ.
По вторую группу вошли КФУ, РУДН, Сеченовский университет, СПбПУ, ТПУ, ТюмГУ, УрФУ. Участники третьей группы распределились следующим образом: БФУ им. И. Канта, ДВФУ, Самарский университет, СПбГЭТУ «ЛЭТИ», СФУ, Университет Лобачевского, ЮУрГУ (вузы в группах перечислены в алфавитном порядке).
Как отмечается в официальном сообщении Проекта 5-100, распределение вузов по трем группам предусматривает последующую дифференциацию предоставляемой вузам-участникам Проекта государственной поддержки, то есть объема выделяемой Правительством Российской Федерации субсидии каждой группе учреждений.
Для того чтобы вузы достигли намеченные цели по повышению конкурентоспособности, Совет сформировал несколько рекомендаций для вузов-участников Проекта. В числе рекомендаций эксперты выделили следующие:
Университеты должны фокусироваться на основных приоритетах своего развития. Так, они должны акцентировать внимание на приоритетных исследовательских направлениях, которые помогут университетам получить признание на международной арене в качестве ведущих мировых научно-образовательных центров. При этом необходимо учитывать ресурсы (финансовые, кадровые, временные и другие) и мировую научно-образовательную повестку. Это позволит сделать цели по повышению конкурентоспособности университетов более актуальными на мировой арене.
Кроме того, вузы-участники Проекта 5-100 должны регулярно обновлять и трансформировать как систему управления в целом, так и управленческие стратегии в исследовательской, образовательной и инновационной сферах. Такой подход позволит вузам следовать современным тенденциям развития, а также расширить перечень компетенций в области управления.
Так как необходимо усиливать роль университетов в развитии регионов, Совет рекомендовал вузам усилить взаимодействие с индустрией, в том числе с помощью создания предпринимательской среды внутри университетов и инновационной экосистемы вокруг них. Помимо этого, университетам необходимо уделить больше внимания развитию предпринимательского образования – одного из необходимых направлений создания инновационной культуры как внутри университета, так и в регионе.
Еще одна рекомендация затрагивает кадровый потенциал университетов. Вузы должны усиливать профессорско-преподавательский состав, увеличивать число исследователей, в том числе путем привлечения специалистов из зарубежных университетов.
Также Совет порекомендовал усилить меры по привлечению иностранных студентов, однако важно увеличить не только количественный показатель, но и качественный, так как высокий уровень обучающихся и качества образовательной деятельности позволит формировать репутацию научно-образовательного центра, выпускники которого конкурентоспособны на рынке труда, в том числе международном.
Напомним, заседание Совета по повышению конкурентоспособности ведущих университетов Российской Федерации среди ведущих мировых научно-образовательных центров (Проект 5–100) состоялось 26–27 октября 2018 года в Калининграде на базе Балтийского федерального университета имени Иммануила Канта. В течение двух дней вузы-участники Проекта представили результаты проделанной работы и дальнейшие планы по развитию.
В делегацию вуза вошли ректор Университета ИТМО Владимир Васильев, первый проректор Дарья Козлова, проректор по научной работе Владимир Никифоров, начальник Управления стратегического развития Марианна Чистякова, директор мегафакультета фотоники Владислав Бугров, заместитель директора мегафакультета компьютерных технологий и управления Сергей Колюбин.
Университет ИТМО, сохраняющий в последние несколько лет лидирующие позиции в Проекте 5-100, представил на экспертизу результаты и достижения, а также планы по развитию до 2020 года. Ключевой темой презентации вуза в этом году был выбран искусственный интеллект и это неслучайно. В 2018 году Университет ИТМО стал победителем конкурса Минобрнауки на грантовую поддержку центров Национальной технологической инициативы (НТИ) на базе вузов и научных организаций. Вуз был признан лучшим в направлении «Технологии машинного обучения и когнитивные технологии».
Подробнее о том, как прошло заседание Совета, читайте здесь. Ознакомиться с презентацией Университета ИТМО можно по ссылкам (русскоязычная и англоязычная версии).