В этом году в фестивале участвуют более 70 художников из 17 стран. Среди них — художник, куратор, участник Documenta 13 и 56-й Венецианской биеннале, основатель и главный редактор журнала e-flux Антон Видокле, пионеры российского science art ― арт-группа «Куда Бегут Собаки», звуковой художник и дизайнер музыкальных инструментов Борис Шершенков, австрийская художница, участница фестиваля Ars Electronica Ребекка Мерлик (Rebecca Merlic), итальянский интердисциплинарный художник Эмилио Ваварелла (Emilio Vavarella), музыкант-экспериментатор из Нью-Йорка Ханс Таммен (Hans Tammen) и другие.
В программе фестиваля — не только выставки в AIR, Академии Штиглица, Анненкирхе, галереях «Люда» и «Борей», но и видеопоказы в Главном штабе Эрмитажа, звуковые перформансы и обширная публичная программа с артист-токами и лекциями.
Тема фестиваля в этом году — «Космос и Хаос», эти понятия рассматриваются в контексте современных технологий и крайне разросшегося информационного и медийного поля. Вопросы, которые поднимаются в рамках выставочной и публичной программы, охватывают темы вживления технологического в человеческое, их взаимодействие и взаимовлияние.
Art.ITMO.Residency впервые стала одной из основных площадок проведения фестиваля — здесь разместились 12 работ художников из России, США и Европы. В их числе ― инсталляции четырех студентов и выпускников магистратуры «Искусство и наука» Университета ИТМО, которые прошли отбор в рамках опен-колла от медиалаборатории Cyland — главного организатора фестиваля «Киберфест».
Опен-колл проводился специально для студентов Университета ИТМО, Школы молодого художника фонда «ПРО АРТЕ» и Академии Штиглица и предполагал не только отбор для участия в фестивале и помощь в реализации проектов, но и целый год занятий со специалистами медиалаборатории: видеохудожниками, саунд-арт-художниками, инженерами и так далее.
Победителями опен-колла в числе прочих стали три магистранта Art&Science, а также выпускник программы Григорий Киргизов ― на выставке он представил скульптуру «Исток формы», смоделированную из узоров, порождаемых одномерным клеточным автоматом (так называемым «Правилом 30»). Антон Щеголев и Александр Погребняк создали медиаинсталляцию из осциллографов и звуковых фрагментов, некоторые из них сгенерированы нейросетью. Галина Алферова вместе с аспирантом химико-биологического кластера Семёном Кольцовым визуализировала аттрактор Лоренца — одну из математических моделей хаоса, давшую миру всем известный эффект бабочки.
О том, как можно осмыслить хаос с помощью медиатехнологий и как создавались работы, мы поговорили с их авторами и куратором экспозиции в пространстве AIR.
Елена Губанова
художник и куратор «Киберфеста»
― Мы всегда заявляли, что наш фестиваль для молодых художников. И что искусство, которое мы показываем, не какое-то никому не нужное, а очень даже востребованное во всем мире. Поэтому мы очень рады, что нам удалось провести целый год занятий со студентами ИТМО и «ПРО АРТЕ». Мы знакомили их с нашей лабораторией, с ними работали наши кураторы и инженеры, обучали их работе в специализированных программах.
Наш фестиваль имеет свои особенности, это не Art&Science как таковой, нам все-таки очень важна визуальная составляющая проектов. И в обеих институциях — «ПРО АРТЕ» и ИТМО — есть свои тонкости. В «ПРО АРТЕ» в основном приходят молодые художники из традиционных художественных вузов — им было интересно знакомиться и осваивать технику и технологии. В ИТМО, наоборот, все подкованы технически и научно, но есть некоторые проблемы с визуализацией и эстетикой — видимо, не хватает насмотренности. Наша же миссия в том, чтобы пропагандировать технологическое искусство, но в более традиционном художественном виде — через визуальные истории с эмоциональным подтекстом.
Также мы предложили всем художникам сделать проект специально для «Киберфеста», выбрали лучшие, дали им финансовую и техническую поддержку. В итоге на фестивале у нас представлены семь проектов студентов — и мы очень рады, что все так получилось и что наше сотрудничество с ИТМО завершилось совместной выставкой в галерее, которая прекрасно приспособлена для такого искусства. В пространстве есть и звуковое оборудование, и проекторы, и, главное, понимание и любовь к этому всему. В нашем городе это большая редкость.
Галина Алферова
магистрантка второго курса программы «Искусство и наука»
― Проект «Высокая чувствительность» мы сделали вместе с Семёном Кольцовым, аспирантом-химиком из ИТМО. Это визуализация аттрактора Лоренца — математической модели, которую он создал, изучая движения частиц при конвекции жидкостей и газов. Полученный объект, похожий на крылья бабочки, располагался в определенных границах, но в их пределах был совершенно не упорядочен.
Он пришел к двум интересным выводам: первый — там, где все, казалось бы, предопределено, неожиданно возникает хаос. Второй — в этом хаосе, оказывается, спрятан порядок. Неожиданный, странный, плохо понятный, представляющий собой тонкую структуру, таящуюся в беспорядочном потоке информации, но тем более интересный.
Лоренц пытался научиться предсказывать погоду с помощью компьютерной модели. Он выбрал уравнения, описывающие связь между переменными (температуры, атмосферного давления, скорости ветра в данный момент времени). Модель была полностью детерминирована.
Позднее Лоренц решил подробнее изучить график изменения одной из переменных. Машина должна была бы точно воспроизвести график. Но Лоренц обнаружил что если в начале графики почти совпадали, то к концу они были совершенно разные. Разгадка обнаружилась не сразу: в памяти машины значения переменных хранились с точностью до шести знаков после запятой, а на распечатку выдавалось только три. Система оказалась исключительно чувствительной к малейшим воздействиям на нее.
Лоренц приводил наглядный пример: если погода действительно относится к классу настолько чувствительных систем, то взмах крыльев чайки может вызвать заметные изменения погоды. Впоследствии чайка была заменена бабочкой, а в 1972 году появилась работа «Предсказуемость: может ли взмах крыльев бабочки в Бразилии вызвать торнадо в Техасе?». Так родился знаменитый термин «эффект бабочки».
Наша инсталляция сделана из 700 кристаллов висмута. Этот металл был выбран неслучайно — его кристаллизация также происходит путем самоорганизации. Вместе с Семёном Кольцовым мы плавили его в турке на газу, затем, при остывании, помещали в него медные проволочки, которые являлись центрами кристаллизации.
Александр Погребняк и Антон Щеголев
магистранты второго курса программы «Искусство и наука»
― Медиаинсталляция «Break-in» посвящена исследованию информационного хаоса. Информационное пространство разрастается вместе с увеличением числа отправителей и получателей — у него появляются собственные качества, индивидуальность, оно начинает с нами, условно говоря, связываться. Зритель выступает в качестве исследователя, который слушает и смотрит, что «говорит» это пространство, пытается разгадать, если связь между этими композициями или нет.
Главный медиум в этой работе — это звук. Он выстраивает нарратив, он же отвечает за визуал. С помощью звука мы «рисуем» изображения на осциллографах — на самом деле эти приборы служат для измерения параметров электричества. Здесь перемешаны звуковые слепки, например переговоры пожарных и полицейских, какие-то рассказы людей, а также истории, полностью сгенерированные и озвученные нейросетями. Так что одна из задач зрителей и слушателей — разгадать, где реальные разговоры, а где сгенерированные.
На каждом из трех осциллографов — отдельная аудиоработа, но некоторые события — как гаснущая и вспыхивающая лампочка над ними — синхронизированы. Соответственно, для восприятия этой инсталляции нужны три человека — они образуют условный триумвират, который сможет полностью познать это пространство.
Идея в том, что данное информационное пространство растет и усложняется, постепенно образуя собой сложный и хаотичный мир. В определенный момент и в определенных условиях в него можно вторгнуться и попытаться изучить. Отсюда и название «Break-in».
В некотором роде здесь можно провести параллели с законами квантовой физики. В момент вторжения вы различаете нечеткие образы и вам кажется, что вы понимаете, что происходит. Но при завершении сеанса связи уже не можете распознать сигналы информационного пространства.
Алина Кугуш
медиахудожница, выпускница школы «ПРО АРТЕ»
― Моя инсталляция называется «Лаборатория X», где «X» обозначает «секретное». Она сделана в жанре мокьюментари, то есть воспроизводит то, чего никогда на самом деле не существовало. В моем случае это лаборатория, в которой был искусственно выведен вирус — и затем транслирован в виде медиаобразов через наши гаджеты.
На самом деле эта работа про теорию заговоров. Она воспроизводит логику мышления по подобию, на этом основаны многие теории. Я воспроизвожу эту логику в абсурдистском ключе и даю зрителю возможность самому собрать свою версию событий из этих данных: вот, например, певица Гвен Стефани, она часто носила косички, своей формой они похожи на образ вируса — значит, она его транслировала еще 20 лет назад и программировала людей им заболеть.
Вдохновением для меня стали различные видео на YouTube, в Ok.live и телепередачи, то есть вообще то, как мы работаем с информацией. На YouTube есть видео, где автор уверяет, что коронавирус придумал Дональд Трамп, потому что когда-то он спонсировал конкурсы красоты, где главный приз — это корона, а стало быть, он связан с коронавирусом.
Все это — попытки объяснить сложное мироустройство каким-то простым способом. Так сказать, привести хаос к космосу (в древнегреческом значении этого слова), если использовать понятия из темы фестиваля.
Этот проект собирался с помощью инженеров из Cyland — они помогали мне настраивать все видео, проекции, загружать их на сайт, чтобы они работали автономно, и реализовать проект так, как он был задуман.
Выставки и публичная программа в рамках фестиваля «Киберфест» продлятся по 28 ноября. Выставка в галерее AIR работает до 23 ноября — увидеть ее можно ежедневно (кроме понедельника) с 12:00 до 21:00 (для посещения нужен QR-код). Подробная программа — на сайте фестиваля.