От простого к сложному
Кронштадт — одно из быстро развивающихся туристических направлений Петербурга. Город часто посещают семьи с детьми, здесь много музеев и мест, связанных с военно-морской тематикой, но просветительских пространств, посвященных науке и технике, не хватает. Чтобы восполнить этот пробел, заместитель генерального директора компании «Фармакологическое объединение им. Пастера» Евгений Жмаев и его брат Сергей решили создать Музей привлекательной физики «Светоскоп», а вдохновил их на эту задумку крупный финский научный музей Heureka.
«Мы хотим зажечь интерес к науке у детей и рассказать им всё в деталях, но при этом объяснить всё понятно и достоверно. Но главное, что мы должны делать, — постоянно поддерживать этот интерес, прививать детям любопытство и склонность к изучению устройства реального физического мира. Если удастся пробудить восторг от того, что наш мир можно описать довольно простыми формулами, сделать шаг от простоты к сложности, это уже будет огромное культурное достижение», — так Евгений Жмаев описывает задачи нового пространства.
Чтобы разработать интересную концепцию нового пространства, создатели музея обратились к директору центра выставочного проектирования и научному руководителю Музея оптики ИТМО Сергею Стафееву, который уже более 15 лет занимается организацией научных выставок. По его мнению, чтобы мотивировать детей интересоваться наукой, важно продолжать традиции, заложенные одним из первых популяризаторов Яковом Перельманом еще в 30-х годах прошлого века. И один из лучших способов сделать это — организовать научно-просветительский музей для детей в возрасте от 5 до 14 лет.
«До 5–6 классов серьезно говорить о физике рано. 5–6 класс — это период, когда у ребенка еще есть мотивация познавать мир и базовые знания для этого. У старшеклассников уже другие заботы. Они интенсивно готовятся к поступлению в вузы, и у них уменьшается желание узнавать об окружающем мире что-то новое. Поэтому мы хотим не упустить момент, когда у ребят все еще есть мотивация, и заронить в них зернышки, которые, возможно, потом прорастут», — подчеркнул он.
Оптические иллюзии, механика, цвет и свет
В отличие от других музеев и выставочных пространств, «Светоскоп» объясняет не только физические законы, но и разные оптические явления. Основную часть экспозиции можно посмотреть, купив билет, но при этом немало чудес гости могут увидеть бесплатно при входе в музей. Например, любой желающий может изучить анаморфные изображения, которые становятся понятными только будучи отраженными в цилиндрическом зеркале, рассмотреть устройство генератора Ван де Граафа и катушки Теслы, увидеть Безумного Шляпника из фильма «Алиса в стране чудес» в лентикулярном объемном изображении, пощупать единственный в России бензиновый подвесной мотор для байдарки 1960-х годов и удивиться классическим оптическим иллюзиям и холлофану под потолком.
В основной части музея посетители могут пройти по пяти тематическим выставочным залам. Первое пространство посвящено стереозрению. Здесь посетители узнают о разных способах создания объемного изображения, впервые полученного итальянским ученым Филиппо Брунеллески. Среди экспонатов ― голограммы, лентикулярные изображения, ретроспективы, 3D-телевизор и промовизор. Особенно удивляют сверхреалистичные объемные изображения реальных объектов — волка и драгоценности Фаберже.
Дальше посетители попадают в лес флуоресцентных нитей, которые под действием ультрафиолета накапливают в себе энергию и светятся всеми цветами радуги. В третьем зале можно попробовать выбраться из восьмигранной зеркальной комнаты, найти настоящее изображение своей головы в большом калейдоскопе или полетать с помощью иллюзии. Тема четвертого зала — цвет и свет. С помощью энергии света можно запустить винт самолета, преобразовав свет в электричество, или увидеть, как прозрачные предметы в поляризованном свете становятся цветными.
Последний зал рассказывает о разных механических эффектах — рычагах, необычных зубчатых передачах и маятниках. Гости музея разгадают зеркальный шифр Леонардо да Винчи и обведут рисунок маркером, опираясь только на его отражение, или посмеются, сделав составное изображение одного лица из двух.
Всего музей насчитывает 55 экспонатов. Концепцию и наполнение всех залов, а также описание экспонатов подготовили Сергей Стафеев, инженер центра выставочного проектирования Даниил Шаров и директор центра технологического предпринимательства ИТМО Елена Бобрицкая.
На экспонаты в музее можно не только смотреть, но и активно взаимодействовать с ними. По задумке создателей, именно так посетители смогут лучше понять оптические и физические явления.
«Нам хочется, чтобы популяризация науки была наиболее эффективной, а чтобы сделать это, нужно соблюдать баланс обучения и развлечения. Поэтому практически в каждом зале дети могут делать что-то руками: крутить зубчатые передачи разной формы, играть с маятниками, пробовать разные рычаги, светить фонарем через зеркало на солнечные батареи, чтобы запустить пропеллер самолета, или крутить педали тренажера, чтобы получить свет, необходимый для появления голограммы. Если детей заинтересуют такие вещи, они начнут задавать вопросы "Почему это работает?", "А как?", это поможет взрослым заниматься их образованием», — отметил Сергей Стафеев.
Из музея в лабораторию
Музей работает уже почти два месяца, но в будущем авторы пространства планируют расширять его программу. Например, скоро в музее будут проводиться образовательные семинары ― на таких мероприятиях можно будет увидеть катушку Теслы, генератор Ван де Граафа и другие приборы в действии. Помимо этого, в перспективе коллекция музея пополнится новыми экспонатами, а у посетителей появится возможность услышать детальное описание экспоната с помощью мобильного приложения. А в будущем в «Светоскопе» появится аудитория, где по задумке Евгения Жмаева можно будет ставить физические опыты, недоступные в домашних условиях.
«Даже демонстрационная лаборатория — это уже очень большой шаг к постижению реального мира. Казалось бы, несмотря на то, что какое-то явление уже давно изучено, а установка — апробирована, ваши результаты будут отличаться от результатов ваших предшественников. Поэтому дальше встает вопрос об обработке результатов, статистических погрешностях и воспроизводимости эксперимента. В итоге дети получат ключи к пониманию, как добывать знания, что такое научный метод и чем факты отличаются от артефактов», — говорит он.
Посетить музей привлекательной физики «Светоскоп» можно с 12 до 19 часов каждый день, кроме понедельника, а подробную информацию об адресе и стоимости билетов можно узнать на сайте.