Фейерверки, перфомансы и световое шоу
«Ночь света в Гатчине» — одно из крупнейших мультимедиа-событий России и Петербурга в сфере светового дизайна. Ежегодно, чтобы увидеть фейерверки, перформансы, пластические спектакли, арт-объекты и световое шоу, в Гатчинский музей-заповедник приезжают тысячи человек. Например, только в этом году, по подсчетам организаторов, событие привлекло более 14 тысяч участников и зрителей из России, Беларуси, Ливана и других стран.
Главная особенность фестиваля ― его «маршрутный» тип. Здесь можно не просто смотреть на статичные композиции, собранные в одном месте, а гулять по территории всего исторического парка, прокладывать собственные маршруты и вступать в интерактивный диалог со световыми объектами.
Два года подряд «Ночь света в Гатчине» не проводилась из-за пандемии, но в августе 2022-го посетители снова смогли увидеть несколько десятков работ современных художников, дизайнеров, мультимедиа-специалистов, архитекторов и инженеров. 30 инсталляций и видеопроекций были созданы специально для фестиваля и вписаны в пейзаж исторического Дворцового парка Гатчины, дополняя и раскрывая по-новому его ландшафт и атмосферу.
Среди них — 30-ти метровый маяк, указывающий путь любому заблудшему, мост, способный преодолеть границы между людьми, и солнце, которое слышало голоса всех, кто рискнет поднять трубку старого дискового телефона. На поверхности Белого озера зрители увидели проекционный спектакль с участием артистов балета Михайловского театра, а на одной из парковых полян ― встретились с «кометой», неизбежно приближающейся к планете.
В потоке света и информации
Одним из партнеров фестиваля выступила Международная лаборатория светового дизайна ИТМО (Creative Lighting Department ITMO University). Студенты магистратуры «Световой дизайн» под руководством опытных преподавателей-светодизайнеров приняли участие в конкурсе световых инсталляций, видеоарта и видеомэппинга и представили свои работы международному жюри. А руководитель лаборатории, ведущий эксперт и автор более 80-ти дизайн-проектов в области урбанистики и светового дизайна Наталья Быстрянцева вместе с командой впервые реализовала уникальное световое решение на водяной завесе «Поток». Над проектом также работала выпускница программы магистратуры «Световой дизайн», практикующий светодизайнер Валерия Молодовская, техническим директором выступил Дмитрий Денисюк, а контент был создан в сотрудничестве с Аленой Черемисовой и HI-REAL Production (Саратов).
«Сценой» и площадкой для инсталляции стал Карпин мост, соединяющий искусственный каскад между Карпиным прудом и Белым озером Гатчинского парка. Мост был разрушен в годы войны и вновь воссоздан в 80-е годы ХХ века.
«Мы замахнулись на то, что никто никогда в Петербурге и в области не делал ― световое решение на водяной завесе. Представляя свою инсталляцию, мы хотели ответить на вопросы: что будет, если человек станет частью цифровой системы, останется ли он человеком? Поток информации и поток жизни, что здесь доминирует? Мы проводим по 9 часов у экрана телефона, цифра помогает нам сделать данные чистыми, но она также и ослабляет нас — не надо думать, не надо запоминать. В то же время мы ощущаем, что мы живые только рядом с природой, с потоком воды, который дает нам энергию и чувства. Чувства, которые открывают нам возможность дышать полной грудью», ― рассказывает Наталья Быстрянцева.
Инсталляция «Поток» включала три решения ― мультимедийный контент на 4 минуты, заставку и «заднее» статическое освещение, где благодаря эффектам дыма и водопада создавалась динамика светораспределения. Во время работы команде пришлось решить множество непростых задач: например, как создать поток воды и не навредить обитающим в пруду карпам, и наконец как сформировать 5-6 композиционных групп, в которых оценивалась работа объекта в комплексе с дымом, водой и отражением. Управлять дымом ― отдельное искусство. Например, во МХАТ для управления дымовыми эффектами используется целая система контроля влажности и воздушных потоков.
В Петербурге насчитывается более 250 мостов. Но, как отмечает Наталья Быстрянцева, многие из них лишены уникальных световых решений ― чаще всего, на таких объектах можно увидеть стандартное заливающее освещение без учета тектоники и окружения мостов. Либо же специалисты просто пытаются скопировать решения светодизайнеров из других стран. Почему так происходит? С одной стороны, мост ― действительно сложный в эксплуатации объект, и ответственные за него службы объективно опасаются непростых световых решений. С другой ― причина может быть и в отсутствии интереса к экспериментам в области подсветки таких сооружений.
«Как правило, световые фестивали в Петербурге направлены не на раскрытие потенциала места, а на быстрые вау-эффекты. Однако мосты были и остаются самыми мощными по энергетике и композиции сооружениями, которые могут увеличить пешеходную активность в городе в разы. Большое спасибо руководству фестиваля за предоставленное доверие и возможность реализации подобных инсталляций. Надеюсь, "Поток" станет примером, и мы реализуем масштабные световые решения с водой в Петербурге в рамках других фестивалей и событий», ― говорит Наталья Быстрянцева.
Культура как невербальный диалог
Центральным событием фестиваля стал международный конкурс световых инсталляций, видеоарта и видеомэппинга, который проводится в Петербурге уже в четвертый раз. Свои работы экспертному жюри представили и студенты магистерской программы «Световой дизайн». Участие в престижном конкурсе стало, своего рода, визитной карточкой магистратуры. В прошлые годы работы студентов уже становились лауреатами, финалистами и победителями фестиваля.
В этот раз конкурсанты проходили отбор в несколько этапов и в итоге на площадку вышло более 20 уникальных работ. Среди них ― инсталляция «Inside Out» выпускницы программы магистратуры «Световой дизайн» 2022 года Валентины Аун из Ливана. Сейчас работа лидирует в конкурсе по числу зрительских симпатий.
«Мне очень понравилась организация самого фестиваля и то, как строилась работа над объектами. Это прекрасный опыт, который помог мне освоить новые техники работы со светом. В этом смысле обучение в магистратуре "Световой дизайн" ИТМО, благодаря которой я попала на фестиваль, дало мне важные знания, как создать концепцию и реализовать идею на практике. А технически воплотить свою задумку мне помогли специалисты на месте. Поэтому опыт участия в подобных фестивалях, безусловно, пригодится в дальнейшем, в моей дальнейшей практике в России и за рубежом. Я посмотрела, как были реализованы другие объекты. Это открыло новые перспективы и новые идеи, которые можно использовать в последующей работе», ― говорит Валентина Аун.
Инсталляция реализована с помощью световых лент, видеомэппинга, мультимедиа-анимации и проекторов. «Inside Out» имитирует колонны одного из центров древних цивилизаций ― ливанского города Баальбека. Работа отсылает зрителей к жестовому взаимодействию и визуальному диалогу ― к общению до появления алфавита. Это своеобразный культурный «разговор», включающий элементы танца, светового шоу и специальных эффектов, который понятен всем без исключения вне зависимости от национальных и языковых различий. По мнению автора, такой подход способен объединять людей и наладить межличностные коммуникации без помощи языка.
«Диалог всегда был ключом к пониманию. В доисторическую эпоху люди могли выражать мысли, потребности и чувства с помощью рисунков, танцев, звуков и жестов. Тело помогало им общаться. Позже, когда финикийцы обосновались на побережье Средиземного моря, примерно в XI веке до нашей эры, они создали алфавит. Алфавит был необходим как легкий способ вести развивающуюся торговлю и распространился дальше, по всему миру. Своей инсталляцией мы хотели показать и в России, и всему миру, что диалог возможен не только как вербальный инструмент. Даже если нет букв и слов, то диалог можно вести через культуру, общаться и понимать друг друга», ― рассказывает Валентина Аун.
«Тема международного фестиваля этого года звучит как "диалог". И это прежде всего диалог разных культур. Такая коммуникация сегодня, в эпоху управляемого хаоса, важна как никогда. Это дает нам всем пример и надежду на достижение понимания, общения и консенсуса в разных сферах жизни. И очень важно, что такой диалог ведется через свет, потому что свет ― это начало жизни на земле. Он нужен всему живому ― от растений до человека. Свет в культуре, свет в душе, свет посредством общения и взаимодействия. Развивая такие коммуникации посредством международных фестивалей, мы укрепляем межкультурный диалог между народами разных стран мира», ― подчеркивает председатель русско-арабского культурного центра в Петербурге Шеайто Муссаллам.
Итоги конкурса жюри подведет в конце сентября. Но посетители фестиваля также могут оценить понравившиеся работы на сайте. Приз зрительских симпатий достанется только одной работе.