Итак, первый рабочий день после отпуска, а опять хочется отдыхать. Как все-таки настроиться на работу?
Разберитесь, что мотивирует в работе лично вас. Например, для кого-то работа ― это возможность запускать творческие проекты. Вспомните, что вдохновляет на рабочем месте именно вас, порассуждайте об этом и зафиксируйте свои мысли.
Дробите большие задачи на более мелкие. После отпуска непросто сразу приступать к сложным и большим проектам. Проблему легче решить, если разбить большую задачу на несколько небольших дел. Спланируйте работу по каждой мелкой задаче, приступайте к последовательному выполнению и фиксируйте результат.
Тактика полезна не только после отпуска. Если не привыкли пользоваться планировщиками, можно визуализировать процесс на бумаге: запишите сложную задачу на лист бумаги, проведите от нее несколько стрелок и подробно распишите все составляющие процесса. Например, вам нужно сделать презентацию. С чего начать? Напишите план выступления, найдите информацию для слайдов, подберите иллюстрации и, наконец, сверстайте всё вместе.
Расставляйте приоритеты. Задач всегда очень много и хочется сделать всё и сразу. Так не бывает. Попробуйте приоритезировать работу, используя матрицу Эйзенхауэра. Она выглядит как большой квадрат, который разделен на четыре блока — «важно и срочно», «важно, но несрочно», «не важно, но срочно» и «неважно и несрочно». Оцените, насколько важно и срочно нужно выполнить конкретную задачу, и поместите ее в соответствующий блок. Важные и срочные задачи ― первый приоритет. Не важные, но срочные дела можно делегировать коллегам или помощникам. Важные, но несрочные ― сделать позже, а неважные и несрочные со временем могут вообще потерять актуальность.
Следите за негативными утверждениями, которые мешают вам справляться с работой. Сталкиваясь с проблемой или неопределенной ситуацией, мы часто (скорее всего неосознанно) произносим фразы-блокаторы: «Я ничего не понял», «Это не серьезно», «Ну и делайте сами» и так далее. Это негативные утверждения, которые разрешают вам не заниматься неприятными делами. Чтобы справится с нежеланием что-то делать, задайте себе вопрос: «Почему я так реагирую?», «Почему я не хочу заниматься этим делом?», «Почему не получается?». В зависимости от ответа продумайте дальнейшие шаги. Задавайте себе этот вопрос до тех пор, пока не поймете истинную природу своего блокатора. После того, как вы наконец найдете ответ на вопрос «почему», приступайте к действию.
«У меня есть свой блокатор, когда я хочу отстраниться от нелюбимых дел. Это фраза "Что за дела?". Например, "Что за дела? Опять нужно переделывать рабочий план дисциплины". Когда я ловлю себя на этой мысли, я начинаю внутренний диалог. Почему я не хочу ничего переделать? Потому что я потрачу на это некоторое время. Почему я потрачу время? Потому что я не знаю, какие коррективы необходимо внести. Почему я не знаю? Потому что мне необходимы новые знания. Вот это и есть ответ на вопрос», — объясняет Елена Карпова.
А что делать с эмоциями?
Грустить, что отпуск закончился, ― это нормально. Спросите себя, что вас расстраивает в рабочих ситуациях и что можно сделать в этом случае. Даже если исправить ситуацию не в ваших силах, все равно попытайтесь найти в ней что-то позитивное. Вам не нравятся первые пары в 8:20, когда за окном темно и холодно, а отменить занятия невозможно? Постарайтесь посмотреть на ситуацию по-другому. Раньше начнете ― раньше закончите, а свободное время можно потратить на что-то полезное. Например, начать новую статью или книгу, дополнить проект, сходить на выставку, посидеть с коллегами в новом кафе, сходить в кино.
Переживите позитивные впечатления, которые вы получили в отпуске, еще раз. Расскажите о своих путешествиях друзьям и коллегам при встрече, а также делитесь красивыми фотографиями в социальных сетях.
Для того, чтобы снизить напряжение, дарите себе маленькие подарки. При этом очень важно обозначить, за какое конкретное действие вы получили этот подарок. Например, «за интересный и полезный практикум для студентов» или «за постоянное стремление быть интересным на лекции». Не забывайте радовать и других ― дарите коллегам подарки, это всегда приятно.
Продлите ощущение отдыха и в рабочие будни. Попробуйте выбраться на пикник или в поход. Например, в августе сотрудники ИТМО несколько дней рассказывали истории, сидя у костра, и ловили красивые закаты на Ястребином озере.
После работы посетите интересные места в городе, где еще не были. На отдыхе вы не только расслабитесь и перезагрузитесь, но и возможно сможете посмотреть на некоторые сложные задачи совершенно по-другому.
Материал подготовлен по мотивам лекции Елены Карповой «А был ли отпуск? Сохраняем энергию лета как можно дольше», которая состоялась на четвертом онлайн-интенсиве ITMO.Expert «Наставничество как вид лидерства». Онлайн-интенсиве проходил с 23 по 25 августа. В нем приняли участие более 200 преподавателей, аспирантов и менторов из 16 городов России. На лекциях, дискуссиях и воркшопах участники узнали о том, какие наставнические практики используют в ИТМО, как помогать сотрудникам адаптироваться и профессионально развиваться и почему университетам важно взаимодействовать с менторами из индустрии. Записи выступлений можно посмотреть по ссылке.