Международный фестиваль медиапоэзии 101 стартовал в Северной столице 12 апреля, и за это время его участники успели поэкспериментировать с компьютерной и человеческой памятью, подискутировать о ее месте в мире высоких технологий, а также поговорить о биологическом аспекте памяти. Память стала центральной темой фестиваля: организаторы решили поднять вопрос о том, где заканчиваются возможности человека новой цифровой эпохи и начинаются технологические аспекты.
«На новой сцене Александринского театра мы учились превращать текст в белковую структуру, говорили о стирании текста как методе создания цифрового произведения искусства. Мы работали с нейроинтерфейсами, обсуждали ASCII код и создавали из него визуально-вербальные произведения, которые одновременно были и кодом. И мы пришли к выводам о смерти памяти и господствующей парадигме настоящего, которое переносится цифровым способом передачи информации», — подводит промежуточные итоги форума преподаватель факультета свободных искусств и наук СПбГУ Наталья Федорова.
30 апреля состоялось одно из ключевых мероприятий фестиваля — открытие выставки «Форматирование памяти» в галерее «Вертикаль» на Аптекарском проспекте, 4. До 7 мая включительно все желающие могут увидеть, как в соединении технологий и творчества рождается искусство XXI века. Для детального же обсуждения симбиоза памяти человека и машины был организован симпозиум «Total recall: память как застывшая информация», выступить на котором пригласили поэтов и ученых из российских и зарубежных образовательных и научно-исследовательских организаций.
Одну из наиболее обсуждаемых сегодня тем в сфере информационных технологий на симпозиуме затронул Дмитрий Муромцев, директор международной лаборатории Университета ИТМО «Интеллектуальные методы обработки информации и семантические технологии». По его словам, уже более пятидесяти лет человечество пытается понять, где же наступает момент, когда поведение машины может стать осмысленным. Параллельно с этим перед цивилизацией стоит другая задача — наконец-то осознать, что есть информация. Люди работают со все большим объемом данных, которые имеют смысл не сами по себе, а только в определенных контексте и форме. Вместе с тем, как убежден преподаватель Университета ИТМО, людям есть чему поучиться у машин — например, не рефлексировать при принятии решений.
«Если бы наш род не обладал склонностью к противоречиям, не было бы жизни вообще, потому что для нее противоречия необходимы. Конечно, существуют способы поддержания работы компьютерных программ и в условиях противоречивости, но нельзя сказать, что они эффективны. Ведь рано или поздно им приходится делать вывод, и тут уже речь идет не о человеке, который может взять на себя ответственность за решение, а о машине. Мы часто хотим, чтобы она вела себя подобно человеку, мы хотим от нее адекватных действий, например, получить жетончик в метро. Но даже такие простые системы срабатывают не всегда, и мы сердимся, хотя вины машины здесь нет: она просто не умеет обрабатывать противоречия», — отмечает эксперт.
По словам Дмитрия Муромцева, следующее десятилетие подарит миру ряд открытий в области коммуникаций с компьютерами. На уровне простых вопросов и ответов, в ситуациях, когда не нужно рассуждать и продуцировать новую информацию, люди, возможно, скоро увидят способность машин к осмысленному представлению информации. Но это произойдет в случае, если они смогут достаточно умело пользоваться семантикой, а люди при этому не будут чувствовать себя некомфортно.
«Мы достигли состояния, когда информация перестала быть дефицитом. Она в кармане у каждого из нас. Но что с этим делать дальше? Должны появиться новые методы и технологии, которые позволят нам сделать следующий шаг, потому что компьютерная информация стала некой частью творчества. И это будет интересно обсудить через пару лет», — заключает Дмитрий Муромцев.
Добавим, что о сложностях, с которыми сталкиваются желающие научить машину «думать» по-настоящему, вы можете прочитать в интервью с профессором кафедры вычислительной техники Университета ИТМО Игорем Бессмертным. Материал доступен по ссылке.