Как все начиналось
Решение принять участие в челлендже было принято спонтанно, рассказывает студент Богдан Дугалев. Он работал в приемной комиссии вуза, когда к нему пришел друг, сотрудник Red Bull в Санкт-Петербурге, и рассказал о «Флюгтаге». До окончания регистрации на конкурс оставалось всего несколько дней, но студенты Университета ИТМО загорелись идей, и команда для участия была собрана почти сразу же.
«Нам хотелось поучаствовать ради веселья, но мы также хотели показать, что наш университет – крутой и современный! Не каждый вуз может похвастаться тем, что выступает на таких мероприятиях», – пояснил Богдан.
Студенты обратились за поддержкой в Департамент по стратегическим коммуникациям. Сотрудник отдела имиджевых мероприятий Александр Гостев предложил сделать летательный аппарат в виде бумажного самолетика, который будут запускать пять пальцев. А в роли пальцев должны выступить сами участники команды.
«Мы за минимализм. Нужно было запустить самолет, вот мы и придумали сделать большой бумажный самолетик. Все банально и просто, но, тем не менее, никто до этого не додумался», – сказал Александр.
За два часа команда сделала чертеж будущего самолетика и отправила его на отборочный тур. На фестиваль поступает сотни заявок, из которых финалисты выбираются путем открытого голосования. В этом году в финал состязаний в Москве, которые состоялись 13 августа, прошли 42 команды с самыми безумными, веселыми и оригинальными проектами, среди которых была и команда Университета ИТМО «Большие пальцы».
Создание летательного аппарата и подготовка к «взлету»
Бумажный самолетик «складывали» во дворе здания вуза на Кронверкском проспекте. Ребята получили поддержку от университета и смогли закупить все необходимые материалы. По правилам «Флюгтаг» аппарат должен быть сделан из нетонущих и экологически чистых материалов, его вес не должен превышать 200 кг, а размеры – 10 на 10 метров. «Большие пальцы» решили сделать самолетик из древесины.
«Сразу сделать самолетик и транспортировать его в целом виде не получилось бы из-за габаритов, поэтому мы довезли его до Москвы разобранным по частям. Строительством аппарата мы занимались полностью самостоятельно, использовали обычные гвозди и прочие строительные материалы. Точно так же мы сами делали и костюмы из поролона», – рассказал участник команды вуза, студент Федор Барбарин.
Сначала «Большие пальцы» еще пытались как-то рассчитать аэродинамические параметры аппарата, но потом бросили это дело, поняв, что стоит делать акцент на креативности, ведь почти все конструкции участников «Флюгтага» падают в воду, едва сойдя со «взлетной полосы».
По словам студентов, у них не было даже времени собрать самолетик и протестировать его функциональность до отъезда в Москву. Пока разобранный аппарат отправился в столицу автогрузом на специальной машине, сами участники провели ночь в автобусе, так как билетов на поезда уже не было. Прибыв на фестиваль, «Большие пальцы» зарегистрировались на стойке регистрации у стюардессы. Каждый участник команды получил свою должность, став авиатором, пилотом или механиком.
«Все было выполнено в воздушной тематике, очень атмосферно. У нас даже были мини-аэропорты, а командам выдавались забавные стикеры с надписями типа “Ушел за запчастями для самолета” и так далее», – рассказывает Александр Гостев.
Только после регистрации ребята собрали свое устройство и буквально за пару часов до «взлета» убедились, что оно способно ехать, – конструкция надежна.
Выступления участников
Беспокоиться о надежности стоило! Не все аппараты на «Флюгтаг» удостаиваются чести хотя бы быть сброшенными с пирса. Так, авиаторы команды «Толкатели супрематизма» растолкали аппарат так сильно, что он развалился на части еще в воздухе. Команда «Естественный перебор», создав летающего динозавра и нарядившись в виде динозавров, чуть не промахнулась мимо рампы, и в результате их птеродактиль повис на хвосте с пирса, чуть не показав первый в истории Red Bull Flugtag отрицательный результат дальности полета. Но, похоже, для участников этот критерий был далеко не главным!
«Если сравнивать с “Флюгтагами” в мире, нам показалось, что в России люди приезжают на фестиваль не чтобы выиграть, а чтобы просто повеселиться. В мире участники строят реальные летательные аппараты, с закрылками и всякое такое, и это стоит больших денег. У нас же упор делали на веселье, креатив, перформанс. В мире рекорд по дальности – больше 70 метров, а у нас в стране – 19 метров, это о чем-то говорит», – прокомментировал Богдан Дугалев.
Концепт соревнований подтверждает, что это, в первую очередь, фестиваль драйва и позитива. Так, жюри оценивает не только дальность полета, но и дизайн аппарата, а также представление, которое участники устраивают перед «взлетом». К тому же, если аппарат вдруг ломается, не едет по «взлетной полосе», то участники могут поднять его и сбросить в воду как камень. Если посмотреть запись «Флюгтага»-2017, то можно услышать, как ведущий говорит при очередном падении аппарата в воду сразу после старта: «Ну вот, все прошло, как обычно».
Что только ни летело в воду! Гигантские втулки от туалетной бумаги, конверты «Почты России» верхом на улитке, космолеты, автомобили, драконы. Команда «Никита Сергеевич» и вовсе выстроила мини-квартал хрущевок, который уже при «взлете» превратился в летательный аппарат.
Выступление «Больших пальцев»
На шоу и «взлет» каждой команде отводилось по две минуты. По словам участников из Университета ИТМО, на пирсе время пронеслось незаметно. Сначала «пальцы» устроили небольшое азотное шоу, задымив «взлетную полосу». Пилот Эльдар Урманов, как самый легкий по весу участник команды, уселся на носу самолетика. Аппарат вместе с ним начали разгонять, чтобы сбросить в воду.
«Наличие пилота – это правило соревнований. На самом деле, было немного страшно до подъема на пирс. А как только мы оказались на площадке, страх прошел. К тому же на фестивале было огромное количество спасателей, а в воде находились дайверы, которые, в случае если корабль накроет пилота, помогли бы ему. После полета, уже в воде, я должен был вытянуть руку – это значит, что со мной все в порядке. Когда я оказался на поверхности воды, то из-за костюма сначала не увидел неба, и было немного странно», – рассказал Эльдар.
Самолетик Университета ИТМО не побил рекордов дальности, а просто упал в воду, как и почти все остальные аппараты. Но при этом он все равно пролетел шесть метров, получается, на каждый метр падения аппарат продвигался вперед на один метр (высота пирса была как раз шесть метров). Сразу за самолетиком и пилотом в воду прыгнули и остальные «пальцы».
«Это было не обязательно, но мы что, разве зря приехали на этот фестиваль? Я вообще боюсь высоты, и когда мы встали на краю, у меня даже сердце сильно колотилось. Кроме того, до этого я думал, что прыгать в этот грязный зеленый пруд мне совсем не хочется. Но из-за бешеной энергетики на площадке и радости от того, что наш самолетик все-таки поплавал, все страхи ушли – мы прыгнули», – поделился эмоциями студент Илья Нефедов.
Итоги
Третье место на Red Bull Flugtag заняла команда «Носкоплан» из Жуковского, которая собрала биплан в виде носка из пеноблоков. Правда, при разгоне половина аппарата развалилась, но пилот смог поймать встречный ветер и пролететь целых 19 метров по небольшой дуге! Эта дистанция повторила российский рекорд дальности. Но жюри оценивало и креативность, и шоу. Так, второе место заняла команда «Экскадрон гусар летучих» из Твери, которые растопили сердца судей и зрителей костюмированным парадом перед «взлетом», а также формой своего аппарата в виде бутылки шампанского. И наконец, первое место заняли «летчики» из Санкт-Петербурга. Команда «Горячие братья» ярко выступили на шоу и представили на фестивале аппарат в виде пожарной машины, которая поразила всех своей детализацией. К слову, ребята участвовали во «Флюгтаге» уже в третий раз.
Команде «Большие пальцы» посвятят часть документального фильма о Red Bull Flugtag, который покажут на канале «2Х2» в сентябре. В киноленте расскажут истории самых необычных команд фестиваля. Сюжет о команде Университета ИТМО будет рассказан в духе «Превращения» Франца Кафки, в котором герои, проснувшись, вдруг поймут, что они – пальцы.
«Атмосфера на фестивале была очень дружелюбная, все друг другу помогали, люди общались, знакомились. Не было ощущения какой-то эксклюзивности: на соревнованиях собрались участники и с дорогими аппаратами, и со сделанными из подручных средств. Например, одни участники послали детали для своего аппарата самолетом “Почты России”. Детали, конечно же, не прибыли вовремя, и ребята на скорую руку смастерили летательный аппарат из картонных коробок. Было очень весело. В следующем “Флюгтаге” будем участвовать обязательно», – подытожил Александр Гостев.