Международный фестиваль научно-популярного кино «Мир знаний» был учрежден киностудией «Леннаучфильм» и Национальным комитетом «Интеллектуальные ресурсы России» в феврале 2006 года. Кинофестиваль включает в себя международный конкурс, внеконкурсные показы и специальную программу. Уже в первые годы проведения фестиваль объединил участников из более чем двух десятков стран.
XII Международный кинофестиваль «Мир Знаний» состоялся в Петербурге, с 2016 года организатором фестиваля является Киностудия им. М. Горького. В конкурсную программу фестиваля вошли научно-популярные и образовательные фильмы из России, Франции, Германии, Австралии, Испании, Великобритании и других стран о последних достижениях мировой науки в разных областях знаний.
Специальная программа была посвящена Году экологии в России. Спецпоказы прошли в Президентской библиотеке, в штаб-квартире Русского географического общества, а также в Университете ИТМО, где 18 октября можно было увидеть фильм «Эффект Рения», повествующий о невероятном открытии месторождения самого редкого в мире металла – рения – в кратере вулкана на Курильском острове Итуруп. Представил картину режиссер Дмитрий Семибратов (подробнее о том, как снимался фильм, можно прочитать в большом интервью с режиссером).
По словам Дмитрия Семибратова, такие фестивали, как «Мир знаний», — одна из возможностей встречаться со зрителем.
«Обычно на кинофестивалях люди не готовы воспринимать научно-популярное кино. Сейчас в моде в основном авторское кино, артхаус, фильмы о людях с ограниченными возможностями, религиозная тематика, военно-историческая наконец. А фестиваль “Мир знаний” в этом контексте является хорошей площадкой, где можно познакомить людей с миром науки», — считает он.
При этом сегодня научно-популярные ленты остаются предметом интереса достаточно небольшой аудитории, добавляет режиссер. Но способно ли стать такое кино массовым? Какие темы интересуют современную аудиторию? Об этом мы спросили у самих зрителей.
Максим Горлач, научный сотрудник кафедры нанофотоники и метаматериалов Университета ИТМО
Я занимаюсь научными исследованиями и преподаю, поэтому возможность посмотреть современное научно-популярное кино мне показалась интересной. Тем более недавно я сам был во Владивостоке на конференции «Метанано». Там очень красивая природа, и я надеялся увидеть ее и в ленте.
Соглашусь с мнением, что качественное научно-популярное кино у нас в дефиците, поэтому особенно хотелось бы посмотреть, что сейчас делается в этом направлении. Я физик, и если говорить о моих индивидуальных предпочтениях, могу отметить, что мне было бы интересно посмотреть научно-популярное, документальное кино, которое охватывает как научные факты, так и исторические. Например, есть такая пьеса Майкла Фрейна «Копенгаген», где обыгрывается исторический эпизод: диалог Бора и Гейзенберга. По сюжету Гейзенберг, работавший на нацистов, приехал вербовать Бора, чтобы тот поучаствовал в ядерном проекте. В этой пьесе есть физика, но также хорошо освещается историческая перспектива. И как раз такие комплексные сюжеты, на мой взгляд, очень интересны.
Если говорить о вопросе в более широком контексте, я думаю, что научно-популярное кино, интересное современному зрителю, должно сочетать в себе образовательную составляющую, ведь без нее оно не будет научно-популярным, но в то же время освещать моменты, которые привлекут любого зрителя. Должна быть, условно говоря, «приманка», будь то спецэффекты или панорамные съемки. Разумное сочетание этих составляющих — продуманного контента, с одной стороны, и современных кинематографических приемов, с другой, — это именно тот сплав, который привлечет более широкую аудиторию.
Наталья Савченко, химик
Научно-популярное кино я смотрю редко, поэтому посещение фестиваля — лишний повод восполнить этот пробел. Прежде всего меня привлекло, что это документальный фильм. Заинтересовала и конкретная тема, сейчас таких фильмов мало и практически негде их смотреть.
На мой взгляд, современное научно-популярное кино должно быть в первую очередь актуальным. Это не просто освещение неких «бородатых» тем, которые никому уже не интересны, или тем, полезных только узкому кругу зрителей. Кино, безусловно, должно быть рассчитано на определенную целевую аудиторию. Если это молодые люди, то нужно понимать, чем они интересуются, что привлекает их внимание. А это очень сложно в условиях, когда с помощью одного клика можно найти все что угодно. Но думаю, что, к примеру, если о подобных вещах будет рассказывать Шелдон или какой-нибудь другой персонаж массовой культуры, то фильм, определенно, соберет большую аудиторию.
Лидия Лытаева и Екатерина Шастина, дизайнеры
Очень интересно посмотреть и узнать что-то новое о любых неизведанных территориях — причем это может быть фильм как об Антарктиде или космосе, так и о любом неизвестном уголке России. Ведь даже на нашей карте очень много мест, о которых мы совершенно не имеем никакого представления: вы там ни разу не были и, возможно, не будете.
Научно-популярный фильм, который будет интересен современной аудитории, должен отвечать на четко поставленные вопросы. Если мы как зрители в процессе просмотра сможем получить ответы на эти вопросы, тогда это кино будет захватывать, удерживать внимание. При этом вопросы, безусловно, должны быть актуальными. Среди проблем, которые интересны сегодня, можно выделить тему экологии, общее развитие местности, достижения современной науки и техники.
Екатерина Кориум, студентка Университета ИТМО, изучает нанобиотехнологии и бионику
Лично мне очень нравятся документальные фильмы, этот интерес и определил мое желание прийти на фестиваль. Фильмы о науке я смотрю часто, кроме того, большое внимание уделяю документальному кино в принципе. Если говорить именно о научно-популярных фильмах, то, на мой взгляд, интересным может быть все, что связано с неизведанными уголками России. Лично я бы посмотрела обо всем, что пока не открыто в любой области — от экологии до физики. Может ли такое кино стать массовым? Не знаю. На мой взгляд, современное поколение, увы, не зацепишь научным контентом.
Сергей Сушинский, магистрант Университета ИТМО, программа «Научная коммуникация»
Чтобы сделать научно-популярное кино доступным более широкой аудитории, необходимо популяризировать науку, научное кино, организовывать больше подобных фестивалей и налаживать научную коммуникацию этих фестивалей с различными вузами по всей стране. Кроме того, необходимо сотрудничать с молодежными научными клубами, фондами, выходить на СМИ — как региональные, так и федеральные. Чтобы люди ходили на такие фильмы, нужно, разумеется, делать этот жанр популярным. И это, на мой взгляд, вопрос научной коммуникации.
У нас очень много режиссеров и операторов, и, если эта ниша станет востребованной, они, в свою очередь, тоже станут активнее участвовать в процессе, снимать больше качественных научно-популярных фильмов. И, с другой стороны, чтобы кино было интересно зрителю, на мой взгляд, снимать его должны не классические телевизионщики, а все те творческие люди, видеографы, которые сегодня заняты другим контентом. Они находятся в свободном рынке, не получают государственных денег, поэтому всегда ищут какие-то новые приемы, заинтересованы в том, чтобы предлагать более качественный продукт. Они знают, что в таких фильмах должна быть и хорошая режиссура, и динамика, и спецэффекты, чтобы захватить зрителя. Поэтому в итоге факторами, которые, на мой взгляд, помогут исправить ситуацию в современной сфере научно-популярного кино, могут стать свободный рынок и общий тренд на популяризацию.