Фестиваль Geek Picnic проводится ежегодно в Москве и Санкт-Петербурге с 2014 года, но в этот раз, как и многим мероприятиям, ему пришлось полностью переместиться в онлайн. Несмотря на это, организаторы постарались максимально сохранить атмосферу open air.

Партнерами фестиваля традиционно выступают ведущие университеты, научные организации, музеи и крупные СМИ. Так, Университет ИТМО сотрудничает с Geek Picnic на протяжении уже нескольких лет, правда, в этом году отдельного стенда у вуза не было. Зато студенты и сотрудники университета подготовили разнообразную контент-программу: аспирант физико-технического факультета Гоша Зограф провел science talk «Границы только у нас в голове», студенты магистратуры Art&Science провели два воркшопа по 3D моделированию и созданию инстаграм-масок, а руководители лаборатории FabLab и Центра ITMO.KIDS провели квиз «Существуют ли технологии» на отдельной площадке Geek kids.

Все активности проходили на нескольких сценах — каждая со своей тематикой. Самой «научной» стала площадка «NonFiction», которая открылась выступлением Элизабет Таскер — известного британского астрофизика, доцента Института космоса и космонавтики Японского агентства аэрокосмических исследований, специализирующейся на экзопланетах, автора бестселлера  «Фабрика планет: Экзопланеты и поиски второй Земли». Элизабет рассказала о том, как по мнению ученых образуются планеты, как на основании этих теорий были предсказаны открытия экзопланет, почему их было так сложно обнаружить и, наконец, существуют ли за пределами Солнечной системы планеты, похожие на нашу.

Элизабет Таскер. Источник: physicsworld.com
Элизабет Таскер. Источник: physicsworld.com

Мультивселенные в космологии и внутри нас

Главную тему фестиваля — «Мультивселенные» — подробно раскрыл Владислав Терехович, философ, старший преподаватель кафедры философии науки и техники в СПбГУ и доцент факультета гуманитарных наук в НИУ ВШЭ. Он рассказал о том, как вопрос существования параллельных вселенных рассматривается в космологии, квантовой механике и метафизике, какие аргументы за и против приводят ученые и философы, можем ли мы воспринимать или экспериментально подтвердить теорию мультиверса, и почему она ставит крест на фундаментальном понятии индивидуальности сознания человека.

Площадку «Geek Portal» почти целиком захватила космическая тематика. Татьяна Подладчикова, старший преподаватель Сколковского института науки и технологий и Космического центра Сколтеха, рассказала о влиянии вспышек на Солнце на нашу планету, опасности геомагнитных бурях и угрозе мощных магнитных выбросов — на примере «Солнечного супершторма» 1859 года, вызвавшего отказ телеграфных систем по всей Европе и Америке. Известный популяризатор астрономических наук, автор ютуб-канала о космосе Виталий Егоров порассуждал о том, какие полезные ресурсы можно добыть на Луне, можно ли основать там колонию и, главное, стоит ли оно того? Другой популярный научный блогер Дмитрий Побединский, автор ютуб-канала «Физика от Побединского», рассказал о том, как по мнению ученых выглядит топология Вселенной: является ли она плоским конечным или искривленным бесконечным пространством, замкнутым в самом себе, можно ли достигнуть ее края — и вернуться в изначальную точку, где находятся границы наблюдаемой Вселенной и почему существуют звезды, которые мы никогда не сможем увидеть.

Виталий Егоров. Источник: youtube.com
Виталий Егоров. Источник: youtube.com

Главная тема года

Не осталась в стороне и главная тема 2020 года. На круглом столе социолог, преподаватель МВШСЭН Павел Степанцов, урбанист, президент компании «Habidatum», специализирующейся на urban data, Алексей Новиков и философ, куратор Центра новой философии Александр Вилейкис обсудили, как изменилось восприятие городской среды и инфраструктуры в условиях пандемии. Эксперты в области нейропсихологии — врач и научный журналист Анна Хоружая, главный редактор портала Нейроновости Алексей Паевский и врач-психиатр, научный исследователь Наталья Захарова — рассказали, насколько сильно пандемия ударила по психике обычных людей и врачей, и можно ли как-то компенсировать этот ущерб. А итоги подвели в большой дискуссии «Долгие проводы: уроки коронавируса» Александр Панчин, один из главных популяризаторов науки в России, Артем Елмуратов, биомедик, сооснователь медико-генетического центра Genotek, и Павел Яковлев, директор по ранней разработке и исследованиям компании Biocad, обсудили, что общество и наука смогли извлечь из ситуации с глобальной пандемией, как мир будет развиваться дальше, и что всех нас ждет в ближайшем будущем.

Пандемия коронавируса. Источник: shutterstock.com
Пандемия коронавируса. Источник: shutterstock.com

Кошачьи лапки на службе прогресса

Собственные образовательные программы были проведены и главными партнерами фестиваля: так, на площадке НИУ ВШЭ прошли лекции по урбанистике и моделях городского развития, была поднята тема использования нейронных сетей в городской среде и предложены способы улучшения городской среды для маломобильных граждан с использованием новых технологий.  На стенде компании Neurobotics прошли лекции по нейрохакингу, а Федерация космонавтики подготовила встречу с настоящими космонавтами, которые рассказали о жизни в космосе и ответили на вопросы зрителей. Самой неожиданной площадкой стал стенд «Республики кошек»: там провели открытую дискуссию по распространенным мифам о кошачьих, рассказали о новом направлении — фелинотерапии, порассуждали, как кошки помогали научному прогрессу — на примере Фелисетт, первой кошки, побывавшей в космосе — и в реальном провели тренировку котиков для космических полетов.

Стенд «Республики кошек». Источник: vk.com/geekpicnic
Стенд «Республики кошек». Источник: vk.com/geekpicnic

Игровая изоляция

Важная для Geek Picnic тема компьютерных игр также не была забыта — тем более, что в последние месяцы она стала как никогда актуальной. О том, как сильно на карантине выросли продажи консолей и потребление игр, рассказали Екатерина Нагорная, аналитик компании Belka Games, Олег Доброштан, директор по развитию 101XP и Дарья Сталь, Куратор трека GameDev на Geek Picnic. Александр Мезин, независимый разработчик игр, поделился своим опытом работы в команде инди-разработки. А ведущий эксперт лаборатории экспериментального проектирования городов НИУ ВШЭ «Шухов Лаб» Антон Артемчук провел лекцию прямо в Minecraft. Кроме этого, велся стрим от Вики Картер по виртуальной вселенной Geek Picnic, созданной специально для фестиваля на онлайн-платформе Roblox.  

Компьютерные игры. Источник: shutterstock.com
Компьютерные игры. Источник: shutterstock.com

«Сделай сам» и вечеринка на Марсе

В программе фестиваля были не только лекции и открытые дискуссии, но и мастер-классы. На площадке DIY студенты магистратуры Art and Science ИТМО провели два воркшопа: Итан Авила, мексиканский режиссер и иллюстратор, показал, как работать и создавать простейшую 3D-анимацию на основе игрового движка Unity, а художница Полина Белокреницкая научила всех желающих создавать собственные маски в Instagram. Андрей Бундин, преподаватель Лаборатории новых медиа, рассказал о технологии создания музыки с помощью смартфонов и других мобильных гаджетов.

В финале программы состоялся показ фильмов от телеканала «Наука»: «Машины против людей» — о достижениях робототехники и антропоморфных роботах и «В погоне за чудом» — экранизации книги «Защита от темных искусств» российского ученого и популяризатора науки Александра Панчина. Сам же фестиваль завершился масштабной виртуальной вечеринкой в декорациях Марса на VR-платформе Spatial: с музыкальным сопровождением от группы Kim & Buran, выступлением аспиранта физико-технического факультета Университета ИТМО Гоши Зографа и перфомансом от арт-группы iBiom

Гоша Зограф
Гоша Зограф

Даты проведения следующего фестиваля уже названы — он будет проходить в течение трех дней с 6 по 8 августа, также в режиме онлайн.

Запись трансляции можно посмотреть на странице Geek Picnic Вконтакте.