Расскажите, пожалуйста о премии «Главные женщины» и о том, как вы оказались среди номинанток?
Премия нацелена на то, чтобы продвигать истории женщин, которые успешны в своей деятельности, и при этом несут окружающим какую-то философию, миссию. Через эту премию они могут рассказать о себе, о своих целях в жизни, а также сформировать свой личный бренд.
Когда я в первый раз узнала об этой премии, я подумала, что это достойно уважения, но при этом отметила: «Да, это очень здорово, но это, наверное, не обо мне». А потом я поговорила с коллегами, подумала и решила: «А почему не обо мне?»
Я считаю себя счастливой женщиной, которая может и умеет совмещать науку, преподавание, бизнес и, самое главное, семью. У меня есть огромное желание привлечь внимание общественности к преподавательской деятельности, повысить престиж профессии «педагог». Преподаватель призван вдохновлять студентов на научные открытия, и эту мысль я сумела донести во время собеседования до организаторов конкурса, после чего была номинирована на премию «Главные женщины».
Для вас было неожиданно, что вашу заявку отобрали для дальнейшей борьбы за награду?
Среди номинанток на данную премию я видела прекрасных женщин, имеющих собственный бизнес, аккаунты в соцсетях с тысячными аудиториями, наградами и дипломами международного уровня. Но мои успехи и достижения заключаются в другом: в количестве выпущенных магистрантов, написанных статей в научные журналы, разработанных онлайн-курсах. И, безусловно, для меня стало неожиданным, что организаторам конкурса станет интересно мое отношение к науке, бизнесу и жизни в целом, и та идея, которую я пыталась донести.
Что же это за идея?
Мне хочется повысить престиж педагогических и преподавательских профессий. Чтобы люди с гордостью могли говорить, что являются педагогами, преподавателями, научными сотрудниками. Ведь, сказать по правде, у нас есть стереотип, что преподаватель в университете — это человек, который, скажем так, не преуспел в своей основной профессии.
Но это не так. На самом деле работать преподавателем непросто. И сегодня нужно повышать заинтересованность преподавателей и престиж этой профессии.
Как-то я задумалась, кто такой преподаватель в современном мире. Учитель, гуру, наставник? Или специалист, предоставляющий услуги в области образования? Пора признать, что взгляды сместились. Сейчас в центре образовательного процесса находится учащийся. Он сам составляет траекторию и программу, выбирает курсы, формат обучения, а также и преподавателя.
Получается, что с каждым днем повышаются требования к современному педагогу. Недостаточно обладать только теоретическими знаниями, необходимо показывать свою экспертизу, свой опыт и практические знания.
На протяжении 14 лет я совмещаю работу на предприятиях по специальности и преподавательскую деятельность. Днем я работаю менеджером по качеству на производстве, а вечером рассказываю студентам, как разрабатывается система экологического менеджмента, система менеджмента качества. Более того, я призываю своих коллег «по цеху» делиться знаниями и опытом с молодым поколением, и многие из них с удовольствием принимают участие в образовательном процессе в качестве экспертов.
Я верю, что моя жизненная позиция будет способствовать трансферу знаний между бизнесом и наукой, а также повысит престиж педагогических профессий.
Вас выдвинули как одну и претенденток на премию. Что будет происходить дальше?
Я могу сказать, что уже многое произошло! Прежде чем опубликовать информацию о моей номинации, было необходимо пройти небольшой квест. Одним из интересных этапов было интервью, где я отвечала на вопросы: «в чем женская сила», «почему важно развивать личный бренд». Такие вопросы дали мне пищу для размышлений.
Специально для премии была проведена профессиональная фотосессия. Предварительно со всеми участницами работал стилист, который старался подчеркнуть индивидуальность каждой. Когда меня спросили, что я хочу увидеть в своем образе, я ответила, что я точно знаю, чего не хочу: традиционный образ преподавателя. Я стремлюсь развенчать стереотип, что женщина-преподаватель, женщина в науке — это серая мышь с кичкой на голове.
Впереди самый волнительный период — онлайн-голосование, которое стартовало 16 марта и завершится 16 апреля. Кому близка моя миссия, мои ценности, могут отдать свой голос за меня на сайте премии в номинации «Образование, консалтинг и бизнес-обучение».
Женщина в науке и бизнесе
Любой подобный конкурс так или иначе ставит целью показать роль женщин в науке, бизнесе, экономике. Это также и повод поговорить о дискриминации и проблемах, с которыми сталкиваются женщины при построении карьеры. По вашему опыту, насколько сложно женщине построить карьеру?
Я не могу сказать, что из-за того, что я женщина, то у меня возникают проблемы или сложности, связанные с продвижением в науке или бизнесе. Но совмещать науку, бизнес и семью — большая задача. Не забывать о том, что я жена и мама. Но здесь я могу сказать, что я счастливая женщина, у меня хорошая основа, поддержка со стороны семьи, и она дает мне возможность развиваться.
А у ваших знакомых, подруг, коллег возникали подобные проблемы?
Я не могу сказать, что кто-то в моем окружении сталкивался с дискриминацией. Но мне кажется, что на женщину возложено повышенное обязательство: мы должны быть не только умными, но и красивыми.
Вы были на зарубежных стажировках в США и Европе. Вы можете сравнить, где проблема возможностей для женщин в науке стоит острее?
Впервые я задумалась над этим вопросом в 2018 году на стажировке в Италии. В Болонском Университете активно пропагандируется равенство и толерантность. По словам профессора Алессандры Боноли, которая была моим научным руководителем, женщин в науке, особенно в инженерной области, не так много. На их факультете только две женщины-профессора, остальные все мужчины. И вообще, получить инженерную специальность не так просто для женщины. И Университет инициировал несколько проектов по привлечению женщин в научную деятельность, их развитию и продвижению.
А как обстоит ситуация в России?
Могу сказать, что в экологии не хватает мужчин. Группы, которые обучаются по направлению «Промышленная экология и чистое производство», на 80% состоят из представительниц прекрасного пола. Поэтому об ущемлении прав женщин в науке мне говорить не приходится.
Преподавание в современных условиях
Не могли бы вы немного рассказать о своем пути в науке и преподавании?
Свою преподавательскую деятельность я начала с аспирантуры в рамках педагогической практики. По специальности я инженер-эколог, по призванию — преподаватель. На протяжении 14 лет я делюсь со студентами своими знаниями в области экологического менеджмента, эко-сертификации, экономики замкнутого цикла. Преподавание для меня — это огромное пространство для творчества и развития. Я с огромным удовольствием использую все возможности и ресурсы, которые предоставляет наш Университет ИТМО. Благодаря программам мобильности я смогла пройти стажировки в Йоркском Университете в Англии, в Бостонском Университете в США. После прохождения EMI курса я уверенно преподаю иностранным студентам. При поддержке Университета я получила премию правительства Санкт-Петербурга в области научно-педагогической деятельности в 2019 году.
Мне нравится, что в университете жизнь бьет ключом, меня вдохновляют новые проекты и новые вызовы.
Насколько я знаю, вы активно коммуницируете со студентами и просто с теми, кто интересуется вашей специализацией в социальных сетях, в том числе в Instagram. Как для вас сложился переход в дистант в 2020 году?
События 2020 года послужили для меня мощным толчком к развитию, внедрению инновационных подходов к обучению студентов. Активная увлеченность молодежи, и не только молодежи, социальными сетями подсказали мне идею развития преподавания дисциплин через социальные сети. Для меня большим открытием стали возможности социальных сетей, в частности Instagram. В начале учебного года была открыта моя профессиональная страница (@anastasia_pavlova_eco), где я рассказываю своим студентам с дисциплины «Экологическая Сертификация» про экологический менеджмент и охрану окружающей среды.
С самого начала я получила мощную поддержку со стороны студентов. Их отклик на посты, комментарии в сторис, ответы на предложенные тестовые задания показывали высокую вовлеченность в образовательный процесс и заинтересованность в изучаемом предмете.
Более того, в ходе реализации данного проекта я получила дополнительные результаты в виде экологического просвещения более широкой аудитории. Так называемое «случайное обучение» (Accidental & Serendipitous Learning) проходило для всех посетителей моей страницы. В марте охват достиг 1000 человек.
Помимо этого, очень интересно проходит интеграция и трансфер знаний между наукой и бизнесом, потому что на страницу подписываются коллеги из разных организаций, промышленных предприятий: комментируют работы студентов, выходят со мной в прямой эфир, чтобы рассказать о том, как работает эколог, в чем заключаются задачи химика-технолога на пищевом предприятии.
Так что для меня, наверное, 2020 был не год кризиса, а год возможностей.
А в чем отличия для вас между преподавателем в аудитории и научным коммуникатором в социальных сетях?
Я рассматриваю работу с помощью социальных сетей, как некое дополнение, как возможность интерактивного вовлечения студентов в образовательный процесс. Сейчас существует огромное количество онлайн курсов, всю информацию студент может найти в Интернете. Общение с преподавателем может рассматриваться как некая привилегия, как основное преимущество курса.
Какие ваши дальнейшие профессиональные планы?
Прежде всего, я очень хочу победить в конкурсе и стать «Главной Женщиной 2020». Поэтому я очень рассчитываю на поддержку студентов и коллег. Я собираюсь продолжать свой проект «Обучение через социальную сеть Instagram». В этом году я впервые стала научным руководителем аспирантов, и для меня это огромная ответственность. И, конечно, мечту о докторской никто не отменял.