Игра «Добрый бизнес» основана на методологии Models of Impact Toolkit, разработанной Мэтью Маносом. В России ее организуют выпускники международной программы обмена среди молодых профессионалов Professional Fellows program при поддержке Американских советов по международному образованию, привлекая лекторов и кураторов из других организаций.
Цель игры – подсказать социальным предпринимателям и НКО новые подходы к финансовой устойчивости. Представители бизнеса узнают, как добавить социальную компоненту в свою бизнес-модель, а те, кто только в поиске идеи, может найти ее на тренинге во время дискуссий и групповой работы.
Сначала участники разбирают модели монетизации и социального эффекта на примерах действующих социально-предпринимательских проектов в России и в мире. Затем в игровой форме проектируют модели социального бизнеса, которые потом можно будет воплотить в жизнь.
«Мы проводим серию мероприятий в разных городах – за последние месяцы провели две бизнес-игры в Москве, одну в Казани и одну в Санкт-Петербурге. Мероприятия во многом схожи между собой, но везде разные кейсы и идеи. Например, мы берем наиболее близкие составу участников примеры социальных бизнесов, которые презентуем в первой части. Социальную проблему, которую решает та или иная команда, они выбирают бросанием кубика, а затем учатся решать эту проблему посредством социального бизнеса. Наша задача – не выбрать самую важную проблему, а научиться самому принципу социального предпринимательства, научиться совмещать социальную проблему и бизнес-решение. Иногда решения выглядят на первый взгляд странно, но это тоже часть задумки: работая креативно и смотря на вещи по-новому, участники развивают навык бизнес-моделирования, который они затем применяют к своим задачам», – объяснил организатор игры Григорий Мартишин, амбассадор Models of Impact в России, предприниматель, преподаватель факультета бизнеса «Капитаны» РЭУ им. Г. В. Плеханова.
По условиям игры, участники разбились на несколько команд. Каждая команда предложила шесть проблем, которые волнуют участников. То, с какой конкретной проблемой предстояло работать команде, определял случай – кубик с шестью гранями. После того, как бросанием кубика определилась проблема для каждой команды, участники продумывали, как можно снизить остроту проблемы и продумать бизнес-модель, способствующую ее решению.
Участникам необходимо учесть и социальное влияние бизнеса, и просчитать экономическую составляющую, в рамках которой надо понять, кто будет благополучателем, какая проблема решается, насколько силен вклад такого предпринимательского проекта и насколько он экономически оправдан.
«Игра “Добрый бизнес” – это мероприятие, которое позволяет осуществить вход в понимание тематики социального предпринимательства новым людям и узнать новое тем, кто уже внутри сферы. Среди участников есть как новички в этой области, так и уже состоявшиеся социальные предприниматели, для которых такая игра – это возможность услышать новые веяния, обменяться опытом и найти новые точки для развития своего проекта. Специально организованная игра позволяет выстроить грамотную коммуникацию между молодыми и опытными и создать некий совместный продукт», – объяснил Юрий Купоросов, менеджер управления по развитию студенческих инициатив Университета ИТМО.
«Центр инноваций социальной сферы Ленинградской области проводит множество мероприятий по вовлечению молодого поколения в предпринимательство, и социальное предпринимательство – одно из направлений. Сегодня на социальное предпринимательство люди откликаются с большей радостью, потому что для молодых людей важно не только заработать деньги, но и внести какой-то вклад. Такие игры, как “Добрый бизнес”, помогают не на словах узнать, как работает социальный бизнес, а на практике отработать некоторые навыки. Другими словами, это тренинг, в рамках которого ты пробуешь создать что-то работающее, сам себе задаешь вопросы и сам ищешь на них ответы. Наша задача как органов власти – сказать, что мы поддержим любые обоснованные начинания. Предпринимательский труд тяжелый, а с социальным вкладом вдвойне, ведь это готовность вкладываться 24 на 7, попытка не потерять интерес к занятию и не выгореть в процессе. В этом мы стараемся им помогать, в том числе мотивационными и образовательными мероприятиями, программами субсидирования», – прокомментировала Ирина Вишневская, директор Центра инноваций социальной сферы Ленинградской области.
Сразу три команды, участвующих в игре, сфокусировались на проблемах людей пенсионного возраста. Так, одна команда решала проблему одиночества и социальной адаптации пожилых людей с помощью перераспределения имеющегося жилого фонда пенсионеров. Участники предложили создать бизнес-структуру, которая распределит жилье между пенсионерами, у которых есть лишняя жилплощадь, и желание объединиться с кем-то. Так, по психологической совместимости определяются пенсионеры, которые желают и могут проживать вместе, при этом другая квартира освобождается, и ее можно сдавать. Также участники рассмотрели вариант подселения к пенсионерам молодых семей, которые могут им помогать в быту.
Другая команда предложила объединить усилия студентов и людей пенсионного возраста в производстве различных товаров – одежде, техники, создании произведений искусства. У пожилых людей есть отработанные навыки, которые стали невостребованными (инженерия, пошив и вязание одежды), в то время как у молодых людей есть представления о современных запросах рынка. Объединив эти навыки, две категории населения могли бы создавать совместный конкурентоспособный продукт.
Третья команда предложила закрывать ряд вакансий молодыми пенсионерами (возраст 60-70 лет). Пенсионеры смогут применить свои профессиональные навыки или же обучиться новым, если это необходимо. Также участники предложили организовывать мастер-классы, в рамках которых пенсионеры делились бы своим профессиональным опытом.
Еще одна команда назвала свой проект «В Питере жить» и предложила создать рекрутинговое агентство, которое соединит людей с низкой и средней специализацией и теряющих постоянное жилье, с компаниями, которые всегда нуждаются в сотрудниках и готовы предоставить жилую площадь – например, хостелами. Таким образом участники предложили бороться с проблемой бездомных, предупреждая ее.
«Я пять лет занимаюсь околокультурной социальной благотворительной деятельностью – “перезагружаю” бюджетные пространства в Петербурге (библиотеки и молодежные центры), превращая их в классные места. Например, сейчас проект, в котором я принимаю участие в составе коллектива Центра добрососедства «Дом», – это создание комьюнити центра, который объединит под одной крышей различные городские сообщества – как группы поддержки, так и волонтеров благотворительных фондов. Я пришла на игру, потому что мне интересен социальный бизнес, я не первый раз участвую в подобных мероприятиях. Я участвовала также в бизнес-инкубаторах, была спикером на различных молодежных конференциях в Петербурге. Мне интересно, кто сейчас эти молодые люди, которые хотят заниматься социальным бизнесом. Кроме того, я сама пришла к тому, что, являясь сотрудником бюджетного учреждения, я вижу изменения изнутри, и мы с моей командой дошли до такого этапа, когда готовы создать свою социально значимую компанию, чтобы расширять свой опыт в регионы, проводить образовательные семинары, заключать контракты с бюджетными учреждениями, чтобы проводить исследования, разрабатывать концепт и создавать дизайн проекты для библиотек, молодежных клубов и домов культуры по всей России», – рассказала Вероника Седилина, сотрудник Центра добрососедства «Дом» и участник команды проекта «В Питере жить».
Последняя команда решала проблему несовершенства семейного досуга с помощью организации тематических пикников (с целью наладить коммуникацию между взрослыми и ребенком и между взрослыми). Такой проект предназначается как для семей, которые осознают проблему коммуникации, так и для тех, кто пока ее не осознал.
«Есть примеры того, как участники игр в дальнейшем развивали идеи, которые родились во время мероприятия, и превратили их в бизнес. Например, один из проектов затрагивает две проблемы пожилых граждан – финансовая проблема и проблема отношения общества к пожилым (пенсионеры чувствуют себя ненужными). Есть студенческий проект "Бабулитто", в рамках которого бабушкам заказывают производство обедов, которыми затем кормят студентов. Соответственно, бабушки получают деньги за свою работу, а студенты с благодарностью съедают приготовленные блюда. Мы не так давно начали проводить такие игры и нам, конечно, интересно наблюдать, что будет дальше. Мы будем собирать аналитику, чтобы понять, как участники применяют полученные навыки. Наша задача не в том, чтобы родилось как можно больше проектов на площадке игры, мы не делаем новый бизнес. Результат – не количество новых проектов, здесь разработанных, а новые навыки участников, которые они применят к своим проектам», – объяснил Григорий Мартишин.
Игра «Добрый бизнес» прошла в знаковом для социального предпринимательства Петербурга и Ленинградской области пространстве «Легко-Легко». Это первый в России магазин, продающий продукцию социальных предпринимателей и НКО, которые занимаются деятельностью, приносящей доход. Среди центров, поставляющих свой товар в «Легко-Легко», Центр по абилитации людей с аутизмом «Антон тут рядом», благотворительная организация, помогающая бездомным людям, «Ночлежка», благотворительный фонд AdVita, помогающий людям с онкологическими заболеваниями (средства поступают в фонд от продажи продукции с героями первого в мире благотворительного мультсериала «Летающие звери»).