ITMO.FUTURE задумывался как проект, способствующий развитию инициативной деятельности в рамках университета. В течение всего лета любой желающий мог подать заявку со своей идеей через сайт конкурса, пройти экспертный отбор и затем принять участие уже в зрительском голосовании.

В начале конкурса организаторы получили почти сотню заявок ― после всех этапов отбора и голосования с участием 5800 человек осталось только 24. Через сайт конкурса осуществлялся и сбор команды исполнителей — и если предложить инициативу мог любой желающий, то исполнителем мог стать только студент бакалавриата или магистратуры.

Всем исполнителям была предложена помощь менторов-кураторов, выбранных организаторами в зависимости от направленности каждого отдельного проекта и необходимых для реализации компетенций. В итоге до финала дошли 22 команды ― большинство из их проектов полностью закончены, а некоторые уже даже внедрены в инфраструктуру университета.

«Основные сложности, с которыми мы столкнулись, ― это ограниченные сроки. Сама идея возникла в мае, в конце июня мы только запустились, а 30 ноября уже был дедлайн по всем проектам. Поэтому на сбор инициатив, привлечение исполнителей, саму реализацию было не так много времени. За время работы над проектами, а также на защите и у участников, и у менторов возникали новые идеи, поэтому часть проектов еще будут незначительно дорабатываться. Из всех утвержденных инициатив только два проекта не смогли дойти до конца. Поэтому можно уверенно сказать, что в целом проект удался», — комментирует начальник Департамента молодежной политики Университета ИТМО Евгений Раскин.

Евгений Раскин
Евгений Раскин

После успешной защиты и демонстрации выполненных работ все исполнители получат денежное вознаграждение за свои труды — дать возможность студентам заработать и пополнить портфолио было одной из важнейших целей всего конкурса.

Большинство проектов так или иначе связаны с информационными технологиями и улучшением качества информационных сервисов внутри ИТМО — это также было одним из главных пожеланий организаторов конкурса.

Например, в финал конкурса прошли проекты электронных сервисов для более удобной связи преподавателей со студентами и проверки лабораторных работ, новая концепция ведения электронного архива университета, приложение с навигацией по корпусам ИТМО. Ряд проектов уже внедрен в функционал приложения ITMO.Students (App Store и Google Play): сервис заказа еды в столовой, площадка взаимопомощи и система оценивания качества преподавания.

Новая столовая в Университете ИТМО на Кронверкском проспекте
Новая столовая в Университете ИТМО на Кронверкском проспекте

Несколько проектов связаны с организационно-методической работой со студентами: два проекта (от Анны Гаргалык и Мари Шик Алшабаб) представляют собой серию видеоуроков по адаптации иностранных студентов к жизни в России и инфраструктуре университета, еще один видеокурс посвящен работе над ВКР.

«Довольно интересными были проекты благоустройства территорий возле корпусов на Кронверкском и Ломоносова, а еще концепция пространства для ведения научно-технического творчества студентов DoJob. Вообще, каждый проект получился важным и уникальным. Мы верим, что этот конкурс действительно поможет студентам активнее проявлять инициативу и участвовать в развитии университета. Этот посыл мы заложили в названии ITMO.FUTURE — мы действительно считаем, что он будет влиять на будущее ИТМО», — добавляет Евгений Раскин.

Продолжение конкурса уже анонсировано на начало следующего года — ITMO.FUTURE 2.0 будет проводиться с учетом всех недоработок, а размещаться будет на специальной платформе, разработанной одним из участников нынешнего конкурса. В будущем планируется использовать эту же платформу для проведения и других конкурсов, например, конкурса грантов ITMO.Students.

Мы поговорили с несколькими финалистами ITMO.FUTURE об их идеях, сложностях, с которыми они столкнулись на этапе реализации, а также общем впечатлении от конкурса.

Дарья Вострикова, магистрантка второго курса Института дизайна и урбанистики, образовательная программа «Урбанистика»,

Дарья Вострикова. Фото из личного архива
Дарья Вострикова. Фото из личного архива

Проект «Благоустройство территории перед корпусом на ул. Ломоносова, 9»

Я решила участвовать в ITMO.FUTURE, потому что в ИТМО проводится очень много конкурсов, но мало из них подходят для других специальностей, не связанных с IT. Это было небольшой авантюрой — предложить свою идею, связанную не с технологиями и информатикой, а со строительством. Хотелось попробовать, посмотреть: а вдруг оценят? Хотя сама не верила, что в моей теме есть что-то инновационное.

Идея благоустройства пришла во время моего первого посещения этого корпуса. Почему так безлико? Скучно и совсем не ассоциируется со «студенческим движем». Эта мысль не покидала меня, так что, когда я увидела новость о запуске IF, не было сомнений в идее, которую я хочу предложить.

Проект «Благоустройство территории перед корпусом на ул. Ломоносова, 9»
Проект «Благоустройство территории перед корпусом на ул. Ломоносова, 9»

Можно бесконечно говорить о создании междисциплинарных связей, пользе проведения перемен на свежем воздухе. Конечно, это важно, но вообще студентам нужно просто поболтать после пар, отдохнуть от лекций — и мой проект мог бы стать отличным местом для этого. Плюс хорошее благоустройство дает ощущение студентам, что университет заботится о них и за пределами стен заведения.

Главной сложностью для меня было отсутствие заказчика с четкими требованиями. Приходилось делать все по-своему, ориентируясь исключительно на свой вкус. При этом куратор шел на встречу, отвечал на интересующие меня вопросы, помог связаться с центром мониторинга, который запустил опрос в официальной группе ИТМО в соцсетях. Кстати, результаты этого опроса в основном и стали опорой проекта.

Проект «Благоустройство территории перед корпусом на ул. Ломоносова, 9»
Проект «Благоустройство территории перед корпусом на ул. Ломоносова, 9»

То, что территория будет благоустроена, — вне всяких сомнений. Куратор рассказывал мне, что этим планируют заняться в ближайшие пару лет. Будет ли это благоустройство происходить с учетом моего проекта? Надеюсь, что он будет учтен.

Михаил Рыбкин, студент второго курса факультета инфокоммуникационных технологий, образовательная программа «Мобильные и сетевые технологии»

Михаил Рыбкин. Фото из личного архива
Михаил Рыбкин. Фото из личного архива

Проект «Сервис для связи преподавателей и студентов»

На самом деле, не считаю свою идею чем-то уникально-инновационным — родилась она у меня как решение тех проблем, с которыми сталкивается большинство студентов и, скорее всего, преподавателей.

Основной сложностью было спроектировать систему так, чтобы ею хотелось пользоваться не только студентам, чьи проблемы мне знакомы, но и преподавателям. Очень много времени было потрачено на проработку мелочей, интеграцию с ИСУ, создание поддерживаемого решения. На мой взгляд, такая система была бы очень полезна: с ее помощью можно организовать значительную часть учебного процесса таким образом, что и у студентов, и у преподавателей освободится огромное количество времени.

Проект «Сервис для связи преподавателей и студентов». Источник: teacher.stams.rybkin.me
Проект «Сервис для связи преподавателей и студентов». Источник: teacher.stams.rybkin.me

Одним из основных преимуществ своего проекта я вижу в том, что он родился в стенах университета — а значит, есть возможность «подгонять» функционал под отзывы пользователей. Как раз сейчас система (конкретно интерфейс преподавателя) проходит стадию активного тестирования. Очень надеюсь собрать отзывы будущих пользователей и внести какие-то правки в финальную версию. К слову, «потыкаться» можно по ссылке teacher.stams.rybkin.me. Очень надеюсь, что в дальнейшем у меня получится и дальше развивать эту инициативу. Хочется, чтобы система осталась востребованной.

Касательно конкурса — это однозначно круто, что у нас такое появилось. Для меня участие было невероятно полезным, поскольку появилась мотивация и возможность решить ряд проблем, с которыми сам сталкиваюсь ежедневно. К тому же, я получил бесценный опыт работы с грантовыми программами и внутренними системами университета — уверен, он мне еще пригодится.

Алексей Воронов, студент четвертого курса факультета инфокоммуникационных технологий, образовательная программа «Мобильные и сетевые технологии»

Проект «Навигатор Х»

Проект «Навигатор Х»
Проект «Навигатор Х»

Идея навигатора не моя — я участвовал в проекте в качестве исполнителя. Проект считаю одним из самых сложных. На это есть две причины: во-первых, в интернете нет статей и информации по реализации подобных систем навигации внутри здания, во-вторых, требовалось проделать большое количество работы по отрисовке и заполнению карты данными. Для каждого этажа нужно взять планы, пройти каждый уголок, чтобы отметить, где есть проходы, лестницы и входы. По этим планам отрисовать карту в 2D, затем сделать 3D модель и только потом можно будет размещать на ней точки с аудиториями, лестницами и т.д.

Сейчас приложение, можно сказать, в бета-версии (App Store и Google Play). В следующих версиях планирую добавить другие корпуса университета, внести больше данных о помещениях, например, информацию о том, где находится медкабинет. Еще хочется, чтобы в приложении отображалось расписание преподавателей для выбранной аудитории. Для решения всех этих задач я сейчас работаю над более плотной синхронизацией с ИСУ.

Давид Артемьев, магистрант первого курса факультета энергетики и экотехнологий, образовательная программа «Техника и технологии сжиженного природного газа»

Давид Артемьев. Фото из личного архива
Давид Артемьев. Фото из личного архива

Проект «Разработка системы раздельного сбора отходов на территории университета и концепция «зеленого университета»

Идея о внедрении системы раздельного сбора мусора в Университете ИТМО уже давно была у меня в голове. Меня всегда волновали проблемы, связанные с загрязнением окружающей среды, поэтому, когда я впервые увидел объявление о запуске конкурса ITMO.FUTURE, то сразу же решил подать заявку.

К моему удивлению, на этапе оценивания инициатив студентами и сотрудниками ИТМО моя инициатива заняла второе место по популярности среди остальных 97. Это стало для меня знаком того, что наш университет в целом заинтересован в том, чтобы развиваться в «зеленом» направлении.

В дальнейшем при составлении технического задания организаторы конкурса предложили уже расширить инициативу и включить в нее концепцию зеленого вуза с этапами ее реализации, а также техническое задание на обращение с отходами 4, 5 классов опасности.

Проект «Разработка системы раздельного сбора отходов на территории университета и концепция «зеленого университета»
Проект «Разработка системы раздельного сбора отходов на территории университета и концепция «зеленого университета»

В целом реализация проекта прошла успешно, были лишь совсем небольшие трудности. Например, когда я и моя команда собирали данные о бизнес-процессах университета, то столкнулись с отказом в предоставлении некоторых данных, в том числе и отказ некоторых столовых в предоставлении информации об объемах производимых ими отходов. Также нам не удалось до конца получить корректные данные о тарифах и объемах ЖКХ услуг, что впоследствии вылилось в проблемы с расчетами для одной из инициатив, связанной с энергоэффективностью и ресурсосбережением.

Проект «Разработка системы раздельного сбора отходов на территории университета и концепция «зеленого университета»
Проект «Разработка системы раздельного сбора отходов на территории университета и концепция «зеленого университета»

Результатом и защитой проекта я полностью доволен. Конкурс ITMO.FUTURE показался мне возможностью реализовать свои идеи в собственном университете и внести вклад в его развитие, заручившись поддержкой и финансированием администрации вуза. Подобные мероприятия я считаю полезными в силу того, что они дают студентам и сотрудникам возможность участвовать в развитии и улучшении университета.

В планы входит постепенная реализация концепции «зеленого» вуза и внедрение системы раздельного сбора отходов во всех корпусах университета. Я намереваюсь сделать это на конкурсе ITMO.FUTURE 2.0, который пройдет в следующем году. Также есть желание опубликовать концепцию «зеленого» вуза в открытых источниках, чтобы она служила рабочим пособием для других университетов.