Весной этого года Университет ИТМО запустил арт-резиденцию. Тогда же Центр Art&Science объявил открытый международный конкурс для художников, работающих с новыми медиа, которые получат возможность реализовать в резиденции собственный проект. В международном конкурсе приняли участие 90 художников из 33 стран. Члены жюри выбрали четыре самых ярких заявки. Их авторы смогут провести в резиденции два месяца и подготовить свои проекты для коллективной выставки. Об итогах конкурса рассказываем в нашем материале.

О резиденции

Корпус Университета ИТМО на Биржевой линии, 14
Корпус Университета ИТМО на Биржевой линии, 14

Резиденция Art&Science — это пространство площадью 172 квадратных метра, которое может быть одновременно и мастерской, и площадкой для мероприятий, и выставочным павильоном. Помещение будет полностью укомплектовано для комфортной работы художников: в нем предполагается отдельная зона для выполнения прикладных работ, с набором рабочих инструментов и габаритных устройств вроде компрессора для покраски, гравировальной машины и вакуумно-формовочного станка для создания форм из пластика. Располагается резиденция в корпусе Университета ИТМО на Биржевой линии, 14.

Победители конкурса смогут провести в резиденции два месяца — сентябрь и октябрь. За это время они должны выполнить те проекты, которые они описали в заявке на конкурс. Также предполагается, что художники будут тесно контактировать со студентами и сотрудниками Университета ИТМО.

«Мы планируем, что в течение двух месяцев работы резиденты будут проводить открытые лекции, воркшопы, встречи, во время которых можно будет с ними пообщаться, посмотреть то, над чем они работают», — рассказывает Алия Сахариева, директор центра Art&Science ИТМО

Художникам не только предоставят место для работы, но и покроют все расходы на перелет в Санкт-Петербург и проживание в городе, а также, при необходимости, выделят дополнительное финансирование на создание художественного проекта.

ФабЛаб Университета ИТМО
ФабЛаб Университета ИТМО

Победители

Из 90 заявок были отобраны только четыре кандидата — все они оказались представителями разных стран. Однако, по словам Алии Сахариевой, происхождение и страна проживания художников не играли роли — члены жюри оценивали конкурсантов только по портфолио.

«22 заявки были от российских художников, 68 — от иностранных. Это связано с тем, что направление Art&Science все-таки более развито за рубежом. У нас не стояло цели приглашать только иностранных художников или, наоборот, отдавать предпочтение российским. Жюри оценивали все работы вне зависимости от этих критериев. И выбрали действительно самых сильных претендентов», — отмечает Алия Сахариева.

Все отобранные претенденты — молодые, но уже опытные художники с серьезным академическим бэкграундом.

Так, американская художница и исследовательница новых медиа Линдси Уолш окончила Школу индивидуального обучения имени Галлатина при Нью-Йоркском университете и получила магистерскую степень в области биоарта в Центре передового опыта в области биологических искусств SymbioticA в Университете Западной Австралии.

Проект The Hanging Drop Линдси Уолш. Источник: lyndseywalsh.com
Проект The Hanging Drop Линдси Уолш. Источник: lyndseywalsh.com

В сфере интересов художницы — работа с живыми и биологическими материалами, политика и этика работы с человеческими телами и живыми объектами. Линдси выставляла свои работы в Австралии, США и Германии и публиковалась в международных журналах: X-Press, KALTBLUT, The Massing Lab, Studio XX, Института Гете, CLOT Magazine и Unbore Collective. В настоящее время она работает в резиденции Университета экспериментальной биофизики Университета им. Гумбольдта в Берлине.

Аргентинская художница Лаура Иге обучалась изобразительным искусствам в Национальном Университете Ла-Платы в Буэнос-Айресе и получила магистерскую степень по специальности «Искусство в общественных сферах» в Школе искусств EDHEA в Швейцарии. Художница экспериментирует с изобразительным и звуковым искусством, а также занимается исследованием популярной, цифровой и андеграундной культуры и вопросами женской идентичности.

Видеоинсталляция The House of the Sleeping Beauties Лауры Иге. Источник: cargocollective.com
Видеоинсталляция The House of the Sleeping Beauties Лауры Иге. Источник: cargocollective.com

Нео Кристофер Чунг — южнокорейский художник и ученый, проживающий в Польше, окончил Университет Дьюка в США по специальности «Биомедицинская инженерия», там же учился по программе кинематографических искусств, изучал экспериментальную видеографию и новые медиа. Сейчас он заканчивает магистратуру Академии искусств и дизайна во Вроцлаве и работает ассистентом в Институте информатики Варшавского университета, где занимается геномикой, статистикой и машинным обучением. Как художник, Нео Кристофер Чунг работает на пересечении новых медиа и вычислительной науки, создает визуализации, инсталляции и видеоарт. Его работы экспонировались в США, Польше и других странах.

Аудиовизуальный перформанс Нео Кристофера Чунга и коллектива AOAC. Источник: ncchung.com
Аудиовизуальный перформанс Нео Кристофера Чунга и коллектива AOAC. Источник: ncchung.com

Индийский художник, исследователь, писатель и теоретик Будхадитья Чаттопадхай окончил Индийскую национальную киношколу по специальности «Звук», получил степень магистра искусств в области новых медиа и звукового искусства в Орхусском университете в Дании, и степень PhD в области художественных исследований и исследований звука в Лейденском университете в Нидерландах.

Будхадитья выставлялся на множестве международных выставок и фестивалей в Лондоне, Берлине, Гааге, Копегагене, Брюсселе, Хельсинки. Его научные публикации по медиаэстетике, звуковому искусству, современных медиа, кино и звуковым исследованиям публиковались в международных рецензируемых журналах, в том числе в «Organised Sound», «Journal of Sonic Studies», «Journal for Artistic Research», «Music, Sound, and the Moving Image» и других. Его инсталляции и перфомансы посвящены глобальным насущным проблемам: климатическому кризису, вмешательству человека в окружающую среду и экологию, миграцию, проблеме расизма и деколонизации.

Инсталляция Machine Poetry Будхадитьи Чаттопадхая. Источник: akusmata.com
Инсталляция Machine Poetry Будхадитьи Чаттопадхая. Источник: akusmata.com

Кто отбирал заявки

В качестве членов отборочной комиссии были приглашены действующие художники и кураторы международного уровня. В их числе ― руководитель магистерской программы Art&Science, заведующий Отделом современного искусства Государственного Эрмитажа Дмитрий Озерков.

Кроме того, в состав жюри вошли Татьяна Курочкина, соучредитель и президент фонда Quo Artis — международного проекта по поддержке и продюсированию Art&Science-художников, Ольга Киселева, художница, профессор и руководитель программы «Art & Medium» Университета Сорбонны, сооснователь и директор института «Aesthetic, Art & Science» при Национальном центре научных исследований Франции, а также медиахудожницы Елена Никоноле и Майя Смрекар.

По словам Татьяны Курочкиной, работа жюри была организована так, чтобы голосование было абсолютно беспристрастным — решение принималось на основании большинства голосов.

«Из четырех кандидатов, которые были выбраны, я лично предлагала только двух, остальные были выбраны большинством, в которое я не входила. И я считаю, что это прекрасно, когда решение принимается на таком основании большинства. Замечательно было каждую кандидатуру обсуждать с другими членами жюри и выбрать в результате сильнейших. Мы сошлись на том, что все четыре отобранных кандидата являются очень опытными — это дает гарантию, что предложенные ими проекты будут реализованы в лучшем виде. Еще один важным критерием было то, насколько выбранные художники будут интересны людям, которые будут окружать их в ИТМО: студентам, и ученым, которые будут помогать. Как мне кажется, мы сделали правильный выбор, и эти художники смогут привнести что-то необычное и привлекательное для всех», — отмечает Татьяна.

Дмитрий Озерков
Дмитрий Озерков

Общий уровень присланных работ члены жюри оценили как довольно высокий, а также отметили разнообразие предложенных проектов.

«В целом уровень проектов был неплохой, но все они, конечно, были очень разными — это бросалось в глаза и поэтому нам, конечно, нужно было выработать принципы, по которым мы отбирали. В итоге мы решили выбрать проекты разного плана и свойства: один больше связан с биоартом, другие — с IT. Нам понравились предлагаемые идеи, но мы поймем, насколько эти проекты хороши только тогда, когда они будут реализованы», — прокомментировал итоги конкурса Дмитрий Озерков.

Перейти к содержанию