Долгое время коммуникации в сфере науки и технологий подразумевали односторонний диалог с обществом: считалось, что отсутствие понимания науки у окружающих можно компенсировать только предоставлением большего объема информации. Однако это не совсем так: необходимо полноценное взаимодействие с обществом, которое подразумевает не только просвещение, но и вовлечение людей в различные процессы, происходящие в науке.
«Сфера научных коммуникаций в России – все еще terra incognita, однако это создает большой задел для развития, – считает директор по продвижению инновационной деятельности «РВК» Илья Курмышев. – Главное, ориентируясь на успешные зарубежные модели, использовать это отставание для рывка. “РВК” поддерживает инициативы по развитию сферы научных коммуникаций в рамках проекта “Коммуникационная лаборатория”, направленного на развитие сообщества научных коммуникаторов, образовательные и нетворкинговые программы».
Как рассказывает специалист по научным коммуникациям Университета ИТМО Дмитрий Мальков, за границей, где важность двустороннего диалога между обществом и наукой осознали раньше, чем в России, развивается такое направление, как «научная демократия». Общество имеет право голоса в принятии решения, какие направления науки необходимо поддерживать больше, чем другие. Такая «власть народа» справедлива, так как большинство научных исследований проводятся на средства налогоплательщиков, а они должны знать, куда вкладываются эти бюджеты, повлияют ли результаты работы ученых на их жизнь.
Для самих ученых участие в коммуникации с обществом не менее важно. Все больше представителей науки покидают «башни из слоновой кости» и готовы поделиться своим открытием не только со своими коллегами в профильных журналах и на конференциях, но и с людьми, далекими от науки.
«В зарубежных практиках ученых, которые осознают необходимость такого рода коммуникаций, все больше, – рассказывает Дмитрий Мальков. – Понимая, что совершили социально значимое открытие, они сами становятся инициаторами продвижения этого знания: связываются с пресс-службой своего учреждения, выступают в СМИ, проводят научно-популярные лекции. В России эта культура прижилась не до конца: подчас представителям пресс-служб университетов, НИИ, исследовательских центров приходится самим отслеживать интересные научные публикации и после предлагать ученым сделать их открытие достоянием общественности, объяснять, почему это важно».
Причин полюбить научные коммуникации у ученых достаточно. Исследования показывают наличие прямой связи между индексом цитируемости ученого и степенью его публичности, причем это влияние двустороннее. Нередки случаи, когда результаты исследований, представленные в средствах массовой информации, привлекают в лабораторию талантливых студентов. Еще одно интересное последствие научной коммуникации – неофициальный нетворкинг между учеными из разных областей знаний и их дальнейшее сотрудничество. Также распространение информации об исследованиях повышает шансы лаборатории на успешное соискание дополнительного финансирования.
«Сейчас основная цель специалистов по научным коммуникациями в России – это создание инфраструктуры, в которую бы входили представители научного сообщества, СМИ, органы государственной власти, различные культурные центры и, конечно, общество. Ведь одна из задач этой структуры – сделать заинтересованного обывателя активным участником научного прогресса, – делится Дмитрий Мальков. – Существует специальный термин – «гражданская наука», в рамках которой любой может внести свой вклад в продвижение знаний о мире. Одна из наиболее ярких инициатив – это онлайн-игра EyeWire от MIT, которая предлагает каждому желающему внести свою лепту в исследование нейронных связей сетчатки глаза. В проекте участвуют миллионы людей, а результаты их деятельности используются в исследованиях ученых, которые после отражаются в научных публикациях. Примечательно, что в числе авторов указывают пользователей, чьи результаты учитывались при подготовке публикации. А статьи MIT принимают очень серьезные журналы: согласитесь, не каждый человек может похвастаться публикацией в Nature».
В последние годы заметен значительный сдвиг в развитии научных коммуникаций в России. Появляются проекты, нацеленные на организацию диалога между обществом, СМИ и наукой, новые научно-популярные издания, открываются музеи. Так, в Санкт-Петербурге появится музей «Мир науки» в Лахте, который станет одновременно образовательным центром и местом реализации научных инициатив, популярностью пользуются научные бои Science Slam и фестиваль Geek Picnik. Город поддерживает мировые научно-просветительские инициативы: 2015 год объявлен Международным годом света и световых технологий и сопровождается рядом мероприятий, нацеленных на повышение осведомленности людей о значении света в нашей жизни.
Однако научно-популярная деятельность – лишь практическая составляющая научных коммуникаций, которые сами по себе являются предметом академическим. Необходимость развивать это направление и обеспечивать появление новых специалистов осознают российские вузы. Со следующего учебного года в Университете ИТМО появится факультатив по научным коммуникациям для студентов, который впоследствии перерастет в магистерскую программу.
«В нашей стране большой потенциал для развития научной коммуникации: российские ученые становятся все более открыты миру. Они привлекают своих иностранных коллег к совместным исследованиям, сами участвуют в проектах за рубежом. Так, благодаря новым возможностям мы способны вернуться к исследованию лунного грунта в Антарктиде. Туда отправится экспедиция под руководством профессора Уральского федерального университета Виктора Гроховского, который в 2013 году попал в десятку ученых, изменивших мир, по версии журнала Nature. В реализации этого исследования могут принять участие не только ученые и СМИ, но и общество в целом. Запущен краудфандинговый проект по сбору части средств на проведение экспедиции, которая может стать ежегодной», – резюмирует руководитель пресс-службы УрФУ Дмитрий Бенеманский.
Пресс-служба Университета ИТМО