Расскажите подробнее о деятельности компании.
Ярослав Смирнов: Всего у нас три продукта. Первый – одгАссист – инструмент автоматизации работы персонала на нижнем уровне. Когда речь заходит о сотрудниках, которые совершают какие-то конкретные операции – делают обходы, проверяют оборудование, – обычно менеджеры не знают ни результатов, ни подробностей. Наша система работает по самоконтролируемому принципу, когда анализируется качество исполнения поставленной задачи, и процесс постепенно оптимизируется.
Второй продукт – шлюз однонаправленной передачи данных, устройство, предназначенное для сбора информации с критических узлов. Представьте, что у вас есть АЭС, и если кто-нибудь взломает систему управления стержнем, все будет очень плохо. Распространенному оборудованию доверять нельзя – в нем есть вполне официальные «закладки», которые позволяют осуществить перехват управления. Для таких случаев придуманы шлюзы, которые на физическом уровне могут только, допустим, собирать данные, а передавать в обратную сторону – нет. Такие шлюзы на рынке есть, но они «заточены» под 19-дюймовые серверные стойки, наш же выполнен так, чтобы его было удобно использовать в промышленности. Идея устройства в том, что есть работающая промышленная сеть, мы присваиваем устройствам IP-адреса, интегрируем их, и все работает фактически «из коробки». Кстати, пилотный образец устройства мы смогли изготовить благодаря ФабЛабу Университета ИТМО.
Правильно ли я понимаю, что злоумышленник может только снять данные, но не передать свои?
Я. С.: Да, возможен только сниффинг. По данным консалтинговой компании Positive Technologies, в 2014 году около 60% корпоративных информационных систем позволяли получить доступ к инфраструктуре извне – то есть даже не из интранета, любому внешнему нарушителю. Мы часто сталкиваемся с тем, что фармакологические производства опасаются подключать наши системы к своим корпоративным сетям, с такими цифрами это неудивительно.
Есть еще третий продукт – средство мониторинга, которое позволяет подключить любой парк оборудования. У одного из наших клиентов 600 точек, с которых собирались данные, и когда это выполнялось классическим способом, цена обслуживания одного узла была около 4 тысяч рублей в месяц. Наша система позволяет вести постоянный мониторинг при цене в 50 рублей в месяц.
Все это выглядит как совершенно разные направления работы.
Я. С.: Представьте крупную компанию, у которой определенный производственный цикл, цеха, которые расположены далеко друг от друга, объекты, люди, которые выполняют различные технологические операции. И все это необходимо друг с другом связать и автоматизировать. Если смотреть с этого уровня, то все, что мы делаем – это одно направление.
Допустим, у вас на производстве работает 50 человек, у них есть определенный круг задач, которые они должны выполнять в определенное время и фиксировать результаты. Если все записывается в бумажную тетрадку, то невозможно проверить, была ли работа выполнена добросовестно, или работник проставил «галочки» потом, сидя за столом. Тут менеджмент качества может строиться исключительно на доверии. Другая проблема: если специалисту нужно совершить обход и зафиксировать 30 параметров, он записывает их на бумажку, потом переписывает их во второй раз или переносит в базу на компьютере. Мы проводили исследования, вся эта ненужная работа может занимать 30% рабочего времени. А если работа сотрудника носит разъездной характер, то ситуация теряется еще сильнее. И здесь дело уже не столько в том, чтобы верить или не верить подчиненному, сколько в невозможности проанализировать логистику и оптимизировать процесс его работы. Некоторые продукты предоставляют функционал слежки, одгАссист принципиально другой. Его задача не следить, а по возможности полностью автоматизировать работу.
Как именно устроен одгАссист?
Я. С.: Если говорить о том, что система представляет из себя физически, – это устройства на базе изрядно «подчищенного» Android в защищенном корпусе. На нем установлен наш внутренний мессенджер, который работает на основе протокола XMPP, с возможностью выдачи задач и привязкой координат. Кроме того, есть пакет десктопных программ, консоль оператора и панель управления для администратора системы, база данных для хранения всей информации и система аналитики для бизнеса. Серверная часть написана на Java, и если базовая аналитика реализована как десктопная задача, то вещи более высокого, стратегического уровня доступны через веб-интерфейс.
В системе есть сценарии для развертывания на разных типах производства, три стандартных кейса: фармпроизводство, энергетические предприятия и сервисная компания, которая занимается аутсорсом. Есть стандартные шаблоны документов, которые нужны для каждого типа производства, генераторы отчетов и так далее. У каждой компании свои регламенты проведения работ, но систему можно полностью развернуть на производстве за два дня. Гораздо больше времени уйдет на обучение персонала, подготовку инструкций, согласование регламентов и так далее.
Как все это выглядит на практике?
Я. С.: Опыт внедрения ERP-систем показывает, что если она не будет удобной тем, кто с ней работает больше всего, то она не будет работать вообще. Вы, наверное, видели, как администратор в «Макдоналдсе» с помощью стилуса забивает данные в мобильный терминал Motorola. Представьте на его месте работягу-слесаря. Мы потратили много времени на тесты и работу с персоналом нижнего уровня, и для того, чтобы автоматизировать ввод, мы используем специальную систему меток, чтобы работнику не приходилось что-то искать в устройстве. Есть оптические метки, NFC-метки, радиометки вроде iBeacon. Все это позволяет сделать так, что людям удобнее работать с одгАссист, чем с привычными бумажками. Удобнее сделать работу, чем не сделать.
Олег Шахов: Окончательная цель в том, чтобы повышать производительность труда, и в этом преимущество для каждого из уровней. Топ-менеджменту – деньги, то есть экономия или дополнительный заработок, для директора направления – качество и безопасность выполнения работы, для операционного руководителя – контроль над персоналом. Для персонала плюсы в том, что меньше бумажной возни, и работа становится проще и безопаснее.
Я. С.: К примеру, нашу систему использует НТФФ «ПОЛИСАН» – там одгАссист внедрен в инженерной и энергетической службах. Есть большой объем параметров, которые им необходимо собирать – каждый день необходимо совершать обходы, проверять параметры работы и работоспособность оборудования, открывать электрические шкафы и так далее. После внедрения нашей системы им удалось избавиться от огромного количества журналов и получить прирост работоспособности около 45%. Сотруднику не нужно ничего искать, он подошел, отсканировал QR-метку, и уже двигаясь дальше ввел показания. Нет проблем с неправильным вводом данных, нет исправлений в журнале с подписями «исправленному верить» и так далее. Кроме того, сразу исчезают замечания по аудитам: инженер, который является операционным руководителем, сразу же получает сигнал, если что-то идет не так.
А если работа сотрудника носит разъездной характер?
О. Ш.: Здесь тоже замкнутый автоматизированный цикл. Руководитель составляет список задач и график их выполнения, они приходят сотруднику на устройство и на почту. Он видит уведомления и выполняет их, и если не выполняет, то руководитель об этом узнает. Самый простой пример – когда фирма занимается выездным обслуживанием компьютеров. Составляется база данных по оборудованию, у клиента размещаются метки, и исполнитель сканирует их, когда приезжает на объект. Все это помогает видеть, насколько эффективен исполнитель, или насколько проблемный клиент – если у него постоянно ломается один и тот же компьютер, к примеру.
Насколько высок спрос на автоматизацию производства?
Я. С.: Сейчас есть повальное увлечение ERP-системами. Это здорово, хотя до недавних пор ходила шутка, что в России наконец-то появилась ERP-система, которая не ухудшает производительность, а улучшает ее. Мы ищем конкурентов, которые предлагают такой же функционал, что и мы, но пока что найти не можем. Нам было бы проще – могли бы показывать компаниям, что мы лучше по каким-то показателям.
О. Ш.: Логистические компании используют нечто подобное, но у них другие задачи – чтобы человек удаленно отметил, что доставил заказ или что-то в этом роде. В таких случаях обычно на устройства – терминалы и планшеты – переносится интерфейс компьютерных программ, и они подходят только для узкого использования.
Я. С.: Летом мы общались с представителями крупной российской компании на тему автоматизации процесса инвентаризации. Обычно ее проводит комиссия, в которую входят высокооплачиваемые сотрудники, как минимум кто-то из бухгалтерии, представитель отдела, иногда – директор направления. И они неделю ходят по предприятию и отмечают в журналах то, что видят, причем неважно, что именно: главное, чтобы у предмета был инвентарный номер.
Мы предлагали этой компании «поменять веру» – изменить сам подход к инвентаризации. Для этого было нужно приклеить к объектам штрих-коды, а во время инвентаризации сотрудники должны фиксировать их на фото. Новые картинки сверяются со старыми, выявляется фактор подобия, и если где-то изображения не совпадают, строится список для проверки одним из руководителей. Длинная процедура становится простой и удобной, и при этом остается абсолютно легитимной. В компании немножко испугались этой идеи, и я сомневаюсь, что она будет принята скоро. Но мы продолжаем работать в этом направлении.
Александр Пушкаш,
Редакция новостного портала Университета ИТМО