Об одном эксперименте в подготовке ИТ-предпринимателей
Кафедра «Компьютерные технологии» (называемая обычно КТ) Университета ИТМО была организована в 1991 г. профессорами Владимиром Николаевичем Васильевым и Владимиром Глебовичем Парфеновым. Классное образование сегодня предполагает, что на кафедре развивается несколько направлений. Таких направлений в общем случае обычно бывает четыре: обучение, олимпиады, наука и предпринимательство.
«Отцы-основатели» основной акцент делали на высококачественном обучении сразу в четырех областях: естественно-научной, инженерной, программистской и гуманитарной. Это требовало очень сильных поступающих, которые могли «такое» выдержать. По сложности обучения нас можно было сравнить только с МФТИ в период его становления. Особенно трудно было учиться первые три года. Можно сказать, что и на КТ, и в МФТИ для тех, кто «выживал», в дальнейшем профессиональных проблем не бывало. Назову таких специалистов «выжившими». Чтобы все это преодолеть, наши выпускники, наряду с отменными знаниями в области математики, физики, программирования и иностранного языка, обладали еще упорством и упертостью.
В 1995 г. В. Г. Парфенов стал формировать на кафедре второе направление — спортивное программирование, которое развивает в молодых талантливых людях «бойцовские» качества. При непосредственном участии и под руководством Андрея Станкевича кафедра в этом направлении добилась невиданного в мире результата: ее студенты (при ограничении, что в финале можно выступать не более двух раз) семь раз побеждали на чемпионатах мира по программированию ICPC и шесть раз занимали третьи места на этих чемпионатах среди команд университетов всего мира. Когда об этом рассказываешь, многие не верят, предполагая, что если мы встретимся с командами из Китая, а тем более из МТИ, Стэнфорда и Гарварда, то они нам такого покажут… И показывают, только обычно не нам…
За создание научно-практической и методической разработки «Инновационная система поиска и подготовки высококвалифицированных специалистов в области производства программного обеспечения на основе проектного и соревновательного подходов» мы в 2008 г. получили Премию Правительства РФ в области образования, так как проектный и соревновательный подходы формируют в молодых людях взаимно дополняющие и во многом противоречивые качества. Это свидетельствовало о том, что нам на кафедре удалось эффективно объединить первые два направления образования.
Теперь о третьем направлении — науке. В первые годы научные исследования у нас проводились, но не по профилю кафедры — по математике, а главном образом по физике (оптике). Исследования в области математики проводились в основном под руководством Николая Юрьевича Додонова, а в области физики — в основном под руководством Сергея Аркадьевича Козлова. По физике были достигнуты большие успехи: наши студенты выигрывали около 10% всех студенческих грантов, которые вручали известнейшие в мире оптические общества The Optical Society of America (OSA) и The Society of Photo-Optical Instrumentation Engineers (SPIE).
С моим появлением в 1998 г. на кафедре научные исследования стали проводиться в одной из областей по профилю кафедры компьютерных технологий — автоматному программированию. При этом я с первых дней понимал, что этого для научной работы хорошей кафедры маловато, и поэтому перед собой ставил ту же задачу, что и Мальчиш-Кибальчиш: ночь простоять и день продержаться — обеспечить появление «народной» (студенческой) инициативы, направленной на то, чтобы проводить научные исследования не только по автоматному программированию. Сначала мы расширили сферу своих интересов на область верификации (правда, автоматных программ), а потом на одно из направлений искусственного интеллекта — генетическое программирование (правда, для генерации с его помощью автоматов).
Со временем исследования по генетическим алгоритмам переросли в исследования по эволюционным вычислениям, которые с тех пор проводятся под руководством Максима Буздалова, и уже давно не имеют ничего общего с автоматами.
После этого под руководством Владимира Ульянцева на кафедре стало развиваться еще одно направление искусственного интеллекта — разработка методов применения алгоритмов решения задачи о выполнимости булевой формулы для построения управляющих конечных автоматов и методов построения управляющих конечных автоматов по обучающим примерам на основе решения задачи удовлетворения ограничений. Через некоторое время и Володя во многом отошел от автоматов, но хорошо, что не совсем.
С появлением на кафедре первого молодого исследователя, который не оканчивал КТ, — Андрея Фильченкова — у нас стали проводиться исследования по широкому круг задач машинного обучения, среди которых исследования по автоматам встретилось лишь однажды.
Но главный разрыв «пуповины», связывающей нас с автоматами, произошел после моего знакомства с академиком РАН Константином Георгиевичем Скрябиным, в результате которого мы сначала под руководством Федора Царева, а потом Алексея Сергушичева, стали заниматься биоинформатикой, разрабатывая методы сборки геномных последовательностей на основе восстановления фрагментов по парным чтениям, а затем и системной биологией. Про это я написал статью «Как биоинформатика и системная биология появились на кафедре „Компьютерные технологии“ Университета ИТМО», состоящую из четырех частей (2009−2011; 2012−2016,; 2017−2018; 2019−2020).
Перечень наших публикаций, в том числе и в очень престижных журналах, приведен в книге: Шалыто А.А. Мои счастливые годы жизни на кафедре «Компьютерные технологии» Университета ИТМО (к тридцатилетию кафедры) (2021 г.).
Наши успехи в области науки могут быть представлены одним числом: в 2016 г. мы заняли 56-е место среди всех университетов мира в области Computer Science по рейтингу Times Higher Education. В последующие годы мы от этого места удалялись не очень далеко. Этому, в частности, способствовало наше активное научное и человеческое общение с Максимом Артемовым из Университета Вашингтона в Сент-Луисе и Валерием Вяткиным из Университета Аалто. Это достижение, конечно, не семь первых мест, занятых нашими студентами на чемпионатах мира ICPC, но тоже классно, так как по этому показателю мы обогнали многие известные университеты мира.
Итак, кафедре КТ удалось добиться больших успехов в трех направлениях образования (обучение, олимпиады и наука) из указанных выше четырех, в то время как аналогичные кафедры в лучших университетах мира обычно добиваются успеха только в двух из них (например, «обучение и наука» или «обучение и олимпиады»).
В последние годы составной частью образования становится предпринимательство. Несмотря на то что достаточно большое число наших выпускников добились успехов в этой области, целенаправленного привлечения именно наших «выживших» студентов к этому направлению обучения не было — четвертое направление образования на кафедре специальным образом не развивалось.
Попытку привлечения к предпринимательству в нашем университете делали наш выпускник Михаил Кудинов и его родной брат, выпускник матмеха СПбГУ, Владимир Кудинов — путем организации «Открытой Стартап Школы SumIT». Так, в рамках первой школы, проходившей с 21.07 по 31.08 2012 г., были изданы мои «Заметки о мотивации». На первом заседании этой школы выступал и я. В 2013 г. для «Стартап-школы SUMIT», проходившей с 10.03 по 29.04, «Заметки о мотивации» были изданы дважды. Особенности этой школы состояли в том, что она не была ориентирована на наших особенных студентов, а также в том, что сами братья тогда, в отличие от настоящего времени, еще не были столь успешными предпринимателями.
Потом Кудиновы стали взаимодействовать на территории Университета ИТМО со стартап-акселератором Сергея Фрадкова, но на наших студентах его деятельность практически не отразилась.
IdealMachineНесколько лет назад в университете появился факультет технологического менеджмента и инноваций. С 2019 г. этим факультетом — бизнес-школой — руководит Антон Сергеевич Гопка. Этот факультет имеет своих студентов, которые, возможно, очень хорошие, но они не наши…
Недавно на меня вышел наш выпускник 2017 г., который является суперуспешным предпринимателем, Григорий Ткаченко. Он предложил, что совместно со своим одногруппником — другим суперуспешным предпринимателем Даниэлем Гальпером (год их поступления на кафедру — 2011) — они хотят начать учить предпринимательству в рамках курса «Стартапы» именно наших студентов. Я, естественно, поддержал это начинание, а Оксана Николаевна Павлова обеспечила проведение 10.02.2022 г. первой онлайн-лекции, на которой я присутствовал. Запись этой лекции опубликована на YouTube-канале факультета информационных технологий и программирования Университета ИТМО.
Моя поддержка этого начинания связана с тем, что этих ребят я давно и достаточно хорошо знаю.
Сначала немного о моем сравнительно недавнем общении с Даниэлем. В августе 2017 г. я получил такое письмо: «Анатолий Абрамович, добрый день. Меня зовут Даниэль Гальпер. Я окончил бакалавриат КТ в 2015 г. Мне очень запомнился вопрос, заданный Вами на лекции: ''Почему я в 65 лет могу работать минимум по 12 часов в день, а вы в свои 20 ноете, что не можете работать сутки напролет?''
Я создал компанию — сервис по изготовлению и доставке готовой еды по подписке Grow Food. Сегодня мы продаем порядка 1 000 000 готовых блюд в двух столицах. У нас два производства, логистика, маркетинг и т. д. Всего работает около 600 человек, но толковых среди них, к сожалению, не так много. Мы пытаемся сделать максимально технологическую компанию в пищевой промышленности с точки зрения производства, маркетинга и всей инфраструктуры, автоматизируя максимальное число процессов.
Я всегда вспоминаю Вас, когда мотивирую свою команду. Очень хотел бы сотрудничать с альма-матер, помочь какими-нибудь ресурсами, поработать с ребятами при разработке новых технологий в нашей области. Буду очень рад пообщаться с Вами. Если есть такая возможность, то готов подъехать на кафедру, когда Вам будет удобно. Про нас написано здесь и здесь".
Ничего не скажешь — крутые издания. Мы начали сотрудничать в тот же день, в том числе и по вопросу моего похудения :-). Эксперимент в этой части прошел весьма успешно… Отмечу также, что указанные выше производства тогда были не своими, а арендованными…
С тех пор компания Даниэля создала свое современнейшее производство. Вот ролик про их классный завод для изготовления еды, а известный блогер Илья Варламов про Данино производство написал хорошо иллюстрированный текст.
Теперь перейдем к Грише :-). Меня неоднократно «доставали» различные люди, которые утверждали, что я горжусь не теми достижениями наших студентов и выпускников — победами в спортивном программировании и классными научными результатами. По мнению моих критиков, ребята должны заниматься не этим, а зарабатыванием денег (которые, как известно, не пахнут). При этом многие критики считают, что высшим достижением в этом процессе является создание стартапов, которые удается в той или иной форме выгодно продать. Этим критиканам я ответил в тексте «Кого мы готовим», опубликованном на русском и английском языках. Приведу его часть, которая относится к Грише.
«Возможно, некоторые из наших выпускников уже тем или иным путем стали богатыми людьми, но об этом ничего официально не было известно до 25.12.2019 г., когда портал vc.ru опубликовал статью «Владелец Snapchat купил стартап AI Factory с основателями из России». В ней сказано, что этот стартап разработал приложение Cameos, которое из селфи делает короткое видео с наложением разных эффектов и стикеров. Он был куплен компанией Snap за $ 166 млн, выполнившей интеграцию этого приложения в Snapchat.
Стартап был основан в 2018 г. Виктором Шабуровым, который закончил матмех СПбГУ, выпускником МФТИ Александром Машрабовым и окончившим в 2017 г. нашу кафедру Григорием Ткаченко. В результате сделки они все перешли на работу в указанную компанию, видимо, с неплохой зарплатой, так как там даже стажеры получают $ 7 тыс. в месяц.
А вот что в августе 2016 г. в статье «Выбор студентов-программистов: стартап вместо Facebook, Сочи вместо Калифорнии и наука вместо IT-компании» говорил Григорий, который в то время перешел на второй курс магистратуры: «К середине последнего курса бакалавриата, который мне удалось окончить на кафедре КТ с красным дипломом, я уже почти два года работал в Яндексе. Трудоустройство в крупной IT-компании — это отличная возможность стабильной работы, в течение которой человек может спокойно решать определенные задачи. Однако вскоре я понял, что такая занятость — не мое. В крупных компаниях ты не всегда чувствуешь ответственность за судьбу проекта, так как работаешь в числе многих и, как это часто бывает, с течением времени в тебе затухают амбиции, утрачиваются драйв и вовлеченность.
Как-то на лекции Анатолий Абрамович Шалыто сказал, что если человек хочет пойти работать в Google, то ему предварительно стоит провести мысленный эксперимент: на большом белом листе бумаги изобразить 48 тысяч черных точек, а потом вбросить туда еще одну — себя самого :-). Не думаю, что в этой толпе Вы почувствуете себя уютно, и многим из Вас захочется подыскать для себя другие варианты трудоустройства, — сказал он. Я так и поступил, пойдя работать в стартап Machine Learning Works, организованный Виктором Шабуровым в Сочи, в котором тогда было всего 27 человек, из них 23 — программисты".
В преддверии указанной онлайн-лекции я пятого февраля опубликовал текст «Оказывается, функан не помеха стать долларовым миллионером».
Вот он:
На программистских специальностях в лучших вузах страны идет борьба за упрощение программ обучения за счет замены фундаментальных курсов математики на более полезные для практики, например Soft skills. При этом происходит постепенное превращение университетов в производственно-технические училища, которые были в СССР, а потом закрывались. Это находит поддержку у общества, студентов, работодателей и даже классных преподавателей, которые жалеют студентов, у которых в сутках всего лишь 24 часа.
Первым под раздачу обычно попадает функциональный анализ, там, где он есть. Про это мы написали два текста: Антипов Д. Зачем нужен функциональный анализ будущим специалистам по прикладной математике и информатике и Шалыто А. Мысли, навеянные статьей об изучении функционального анализа будущими специалистами по прикладной математике и информатике.
Первый раз я услышал, что «мозгодробительные» программы отнюдь не помеха :-) для попадания двенадцати выпускников МФТИ в российский список журнала Forbes от старшего вице-президента Сбербанка Юлии Чупиной и члена Попечительского совета кластера «Физтех XXI» Андрея Иващенко. Оказалось, что этим выдающимся предпринимателям не читали лекции ни по экономике, ни по Soft skills, а их заменяли сложная математика и не менее сложная физика, которые ставили мозги, если они у людей были, на место и поддерживали их долгие годы в рабочем состоянии.
Теперь я то же самое услышал и от наших недавних выпускников, которые тоже долларовые миллионеры. Вот как это произошло.
10.02.2022 г. состоялась онлайн-лекция Даниэля Гальпера и Григория Ткаченко про курс «Стартапы», который будет ими запущен уже в весеннем семестре. «Мы — Даня и Гриша, выпускники кафедры К Т Университета ИТМО. Даня — CEO GrowFood (кормит около 20 000 человек, оборот три млрд рублей в год, 1000 сотрудников, номинант Forbes 30 Under 30, закончил физмат школу). Гриша — сооснователь компании AI Factory (куплена за 166M $ компанией Snap для интеграции с приложением Snapchat, где по договору купли-продажи он сейчас работает, руководит командой более чем в 30 человек, номинант Forbes 30 Under 30, закончил физмат лицей, был призером „всероса“ по информатике). У нас получилось построить большие компании и заработать много денег. И сейчас мы хотим помочь студентами пройти по тому же пути и создать крутые и большие технологические стартапы. Вас ждет неклассический курс — мы верим, что научиться предпринимательству можно только на практике. В рамках курса в формате контеста мы предложим реализовать идеи, которые, как мы верим, могут обернуться в миллиардные (в долларах) компании. Лучшие из вас получат грант и возможность дальше развивать продукт с нашим менторством. Также в курсе мы расскажем основы построения стартапов в формате наших лекции и выступлений приглашенных гостей, таких как создатель MSQRD, основатель Foodfox (куплена Yandex и стала Yandex.Eda) или партнер глобального венчурного фонда Runa Capital. Будет весело. До встречи!».
Эта встреча анонсировалась на 16.12.2021 г., но не состоялась из-за болезни Гриши. Ребята вместе учились на кафедре с 2011 г. (с момента поступления в универ прошло всего лишь 10 лет) и сразу после вуза создали свои компании. GrowFood — сервис изготовления правильного питания с доставкой на дом, а AI Factory — компьютерное зрение в социальной и развлекательной сферах. На лекции ребята расскажут, как начинали свой путь на кафедре, как им удалось создать компании в десятки и сотни миллионов долларов. «Это не классическая лекция, где компании приходят вас хантить. Мы проходили через КТ всего пять лет назад: слушали лекции по дискретной математике и теории сложности Станкевича, участвовали в ICPC, ботали функан за ночь до экзамена, и пытались сдать Штукенбергу теорему Геделя. У нас получилось построить большие компании и заработать прилично денег. И сейчас хотим помочь студентам пройти по такому же пути и создать крутые и большие технологичные стартапы».
Так что не бойтесь сложной математики: самое ужасное к чему ее знание может привести — это к попаданию в один из двух списков Forbes: «взрослый» или для тех, кому еще нет тридцати лет. Или Вам не нужны ни миллионы, ни математика, а хочется чего-нибудь существенно более простого. Тогда так и скажите… К сожалению, многие талантливые молодые люди так и говорят…
Для меня ключевым в этом тексте является абзац про сложность обучения на КТ, да это и не могло быть иначе, так как всегда надо помнить слова Татьяны Толстой: «Если Вам учиться легко, то либо Вы талантливы, либо это не образование». Но это сказала женщина с гуманитарным образованием, «отцы-основатели» нашей кафедры решили так построить процесс образования, чтобы и талантливым молодым людям было учиться трудно. Эту же идея продолжают воплощать в жизнь молодые преподаватели, которые сами окончили КТ. В этом была и есть уникальность нашей кафедры.
До этого я опубликовал текст «Оптимально ли применение индивидуальных образовательных программ в математике и предметах, на ней основанных». При его обсуждении снова возник вопрос о том, чему учили и чему надо учить на кафедре КТ, так как сейчас талантливым молодым людям тяжело учиться «не модно» (не о талантливых людях я здесь вообще не говорю). Так учиться не хотят сами студенты, которые могут работать даже с первого курса, получая большие зарплаты, не хотят, чтобы так учили компании, в которых эти студенты работают (сложные предметы отвлекают от работы, не принося работодателям ощутимой пользы), по разным причинам с пониманием ко всему изложенному относятся и руководители образовательных программ.
В результате происходит такое: «У меня сейчас есть группа на втором курсе, которой я рассказываю дифференциальные уравнения и терплю педагогический крах. Потому что они позиционируют себя как программисты и ничего не хотят знать про „непрерывную математику“. Все мои примеры, в том числе из школьной физики, натыкаются на стену неприятия: „Мы это давно забыли, но нам это и не нужно“. Это для меня настоящий вызов. Я думал, что могу всяких студентов заинтересовать. А нет». (Из письма преподавателя одного из ведущих вузов страны).
В другом прекрасном российском вузе «хорошо» работающие студенты ставят ультиматум своим преподавателям: мы крутые специалисты (иначе бы нам столько не платили), поэтому давайте заключим договор — вы к нам с «глупостями» не пристаете, а мы на оценки выше тройки не претендуем. Они, видимо, унаследовали это от дедушки Рокфеллера, который говорил, что «деньги — божественное доказательство высшего вида людей». Вот так или Тик-Ток…
Приведу мнение по поводу уровня математического образования сегодня еще трех выпускников кафедры КТ.
Вот, что написал первый выпускник нашей кафедры доктор физ.-мат. наук Евгений Степанов в объявлении о начале чтения курса вариационного исчисления в физмат клубе Санкт-Петербургского отделения Математического института им. В. А. Стеклова РАН: «Мы продолжаем серию курсов, целью которых является попытка довести объем математических знаний и уровень общей математической культуры студентов и выпускников вузов до того, который считался нормальным 30−40 лет назад, и фактически является минимально необходимым для работы как математиков и физиков, так и инженеров во многих высокотехнологических отраслях промышленности, таких как, например, разработка сложного программного обеспечения, робототехника, анализ больших данных». Кстати, Евгений Олегович мне рассказывал, что часто бывает в одной очень известной научно-технической организации в Москве, так как там тридцатилетние не являются инженерами (я их любовно назвал «питонами»), в то время как пятидесятилетние ими являются.
Потом мне написал Алексей Захаров (выпускник кафедры 2003 г.). «Анатолий Абрамович, ясно, что надо сказать, если такие студенты появятся на нашей кафедре: „Знайте, что многие работодатели знают: кафедра КТ — это знак качества. Это гарантия уровня специалиста. При этом скажу вам по секрету, что курсы по Python, Java и C++ в других готовящих программистов местах могут быть ненамного хуже, а вот функана в этих других местах нет, и матана, диффуров и теорвера на уровне матмеха в других местах нет тоже. Мы считаем, что есть прямая связь между тем, что у нас есть функан и университетский уровень остальной математики, и тем, что наш выпускник гарантированно высокого качества (даже если 99% из них непосредственно в работе диффуры не нужны). Поэтому мы будем это сохранять в программе“. А тех двух человек из группы, которые не поймут и все равно забьют на учебу, после несданного экзамена выгнать, наплевав на „деньги, идущие за студентом“ для того, чтобы сохранить репутацию кафедры (теперь факультета), что намного важнее». После этого Алексей еще раз добавил, что указанные выше предметы не то, что ему особенно нужно по жизни, но они сформировали в нем инженерную культуру, а главное — обеспечили тяжелую многолетнюю тренировку мозга.
Я полностью согласился с Алексеем, который сейчас является начальником департамента в одной из «высокоинтеллектуальных» компаний, но отметил, что, приняв его предложение, отчислять, скорее всего, придется далеко не двоих.
Теперь то, что мне не однажды говорил наш выдающийся выпускник 2011 г. Максим Буздалов: «Мне никогда не было стыдно, что окончил ИТМО, так у нас в программе был функциональный анализ и теория комплексной переменной, а также матфизика, матлогика, физика и много чего еще „вправляющего“ мозг, что отличало нас от многих образовательных шараг».
Без указанных знаний человек может быть специалистом в некоторой области, но инженером, к сожалению, быть не может… И сколько угодно профессора могут говорить, что «человек, который знает физику, может разобраться во всем», многие молодые люди отвечают, что не хотят разбираться во всем, а только в том, за что сегодня в компаниях платят хорошие деньги…
Введение о том, что такое «мозгодробительное» образование, я закончил. В нем и есть «фишка», отличающая наше будущее бизнес-обучение от других его разновидностей. Для того, чтобы твой бизнес-проект рассматривался, сначала ты должен пройти тест: закончить два-три курса бакалавриата КТ. Это объясняется тем, что предлагаемая бизнес-идея может быть прекрасной, но у предложивших ее может либо не хватать знаний, либо воли, либо того и другого одновременно, а «выжившие» на КТ этим обладают.
Более того, если за советами и инвестициям будут приходить люди «со стороны», я предлагаю до этого сдавать экзамен в объеме указанных двух-трех курсов бакалавриата КТ.
Это некоторый аналог теорминимума Ландау, который предлагал сдать тем, кто хотел заниматься физикой в его «орбите». Но у Ландау этот теорминимумум предварял занятие той же областью деятельности — теоретической физикой, у нас же, если мое предложение примут, экзамен будет проводиться по одной сфере деятельности (проверке знаний по Computer Science) для того, чтобы приступить к обучению в другой сфере деятельности (построению стартапов).
И еще о Ландау:
Однажды ректор университета в Харькове, где работал молодой Ландау, пригласил Льва Давидовича к себе в кабинет и тоном, исполненным недовольства, сказал: «У Вас странные методы преподавания, профессор. Вы спрашиваете у студентов-физиков то, что входит в программу филологического факультета: „Кто написал Евгения Онегина?“. Педагогическая наука не допускает ничего подобного». Ландау ответил: «В жизни не слышал большей глупости», так как считал, что студенты вряд ли могут знать что-то по физике, если не знают такого. В тот же день Ландау был… уволен. Он не счел возможным тратить время и силы на то, чтобы доказывать неправоту ректора. Он уехал в Москву, а недели через три сообщил харьковским друзьям и ученикам, что будет работать в Институте физических проблем у П. Л. Капицы.
М. Бессараб
Меня за подобные вопросы не увольняют, но я же и не Ландау: —).
Теперь я «передаю» слово Дане (некоторые его мысли из онлайн-лекции): «Мы с Гришей на себе прочувствовали мозгодробительность КТ и решили тратить время и деньги на тех, кто так же, как и мы, ее выдерживают. В ходе учебы на кафедре я прокачал навыки выживания — мне было очень трудно учиться на кафедре (Грише учеба давалась легче), и я делал все, чтобы не вылететь, но потом эти навыки мне очень пригодились в бизнесе. А еще у нас в результате учебы на кафедре развивались навыки быстрого мышления, умение выпутываться из трудных ситуаций, а также умение быстро разобраться и структурировать любую информацию. Не знаю, что труднее: сдать экзамен по логике или принять решение по большой инвестиции. Управлять инвестициями, складами и т. п. довольно просто, когда на кафедре научили решать сложные задачи. При этом каждую проблему рассматриваешь как новые данные или новые типы данных, с которыми понимаешь, что и как делать. Людям, имеющим гуманитарное образование, значительно труднее, так как у них нет многих из этих навыков и они обычно не умеют быстро компилировать объекты друг с другом.
Бывало охренеть как сложно учиться. Периодически от учебы были не самые положительные эмоции, но развитие мышления и формирование воли происходило. Они позволили сначала пройти сверхсложные моменты в учебе, а потом то же самое — один в один — в предпринимательстве.
Параллельно с учебой я искал себя в бизнесе и решал задачу, чтобы не вылететь с КТ. Это было два года проб, ошибок, скитаний и мытарств. Надо мной даже смеялись, потому что я пытался заниматься бизнесом вместо того, чтобы беспроблемно пойти за хорошие деньги работать программистом по найму — в известную компанию или в стартап, организованный кем-то другим.
Интересно, что для того, чтобы закончить КТ и добиться успеха в бизнесе, нужны одни и те же качества: желание (мотивация), упорство (воля) и готовность тяжело вкалывать минимум два-три года.
История с GrowFood была моей пятой попыткой добиться чего-то в бизнесе. Когда я стал распутывать эту историю, то мне казалось, что приготовить еду для потребителя очень просто — значительно проще, чем у Станкевича учиться. Казалось, нет никакой сложности, никаких алгоритмов, без которых я не предполагал бизнеса. Но был не прав — даже для того, чтобы приготовить и доставить потребителю блинчик, требуется использовать семь ИТ-систем, которые мы создали сами. Первая система потребовалась, чтобы правильно планировать производство, иначе из-за большого числа отходов можно было разориться.
Оказалось, что в обеспечении народа качественной едой много проблем и задач, и многие навыки, приобретенные на КТ, очень сильно пригодились, и это притом, что главный навык, который мне прививали, — умение хорошо программировать, так и не пригодился. Однако, оказалось, что за время обучения у меня сильно развилась логика, умение мыслить и т. д. Я супер как прокачал волю, узнал, что такое мотивация…".
Интересно, что КТ повлияла на Даню примерно так же, как на В. Познера «Три мушкетера», у которых он учился чести, отваге, мужеству, преданности, дружбе и юмору. Эти качества в студентах нам еще предстоит развивать :-).
Осознав, что «выживающие» на кафедре — это уникальные во многих отношениях люди, у Дани и Гриши родилась идея развивать у нас на кафедре предпринимательство. Они уверены, что КТ очень перспективная среда для создания стартапов.
На лекции ребята провели небольшой ликбез по предпринимательству. Рассказали о том, что деньги не только дают свободу, нужны для удовлетворения личных потребностей, но и для того, чтобы с их помощью создавать что-то новое. Начинать можно, имея очень небольшие деньги или привлекая очень небольшие инвестиции, главное ваши мозги, время, энергия и воля.
Каждый пятый «единорог» (компания, оцениваемая в миллиард долларов) создан студентом, так как людям в этом возрасте почти нечего терять: в это время на жизнь обычно не требуется много денег. Кроме того, если предпринимательство не ваше дело, то чем раньше вы это поймете, тем лучше для того, чтобы пойти работать по найму. Однако, имея опыт предпринимательской деятельности, часто в компании можно претендовать на более высокую должность, чем в случае, когда вы такого опыта не имеете. Если начинать позднее (особенно программистам), то при переходе к предпринимательству обычно приходится выходить из зоны материального комфорта, что часто бывает сделать практически невозможно.
Несколько слов от меня. Прошло не так много времени с того момента, как Гриша и Даня начинали стартапить, но взгляды студентов на учебу, работу по найму и бизнес существенно изменились. Если раньше Даня очень боялся, чтобы его не отчислили из вуза, то нынешние студенты, похоже, больше боятся потерять работу, не отдавая себе отчета, что учеба, особенно на такой кафедре, как наша, в долгосрочной перспективе значительно важнее. Мне кажется, что те, кто этого не понимает, выносят себе приговор, и, кажется, на всю жизнь! Но как говорится, если кажется — надо креститься, а это не входит в круг моих интересов…
Потом дважды студентами был задан практически один и тот же «хороший» вопрос: «Сколько времени нужно тратить на Ваш курс?». Классно, правда? Вам предлагают историю, которая может стать судьбоносной, а вы начинаете в некотором смысле торговаться. Я бы ответил так: «А сколько времени надо тратить на девушку?». Ответ зависит от того, какое прилагательное Вы поставите перед словом «девушка».
Гриша ответил иначе: «Часов десять в неделю». Это число не всем слушателям показалось приемлемым, и Григорий добавил, что, когда он учился и работал в «Яндексе», то на поиск себя в предпринимательстве тратил часов по 40 в неделю… Я думаю, что после этого разочаровавшихся в курсе (на самом деле в себе применительно к предпринимательству) стало больше…
Потом Гриша пояснил, что им не нужны те, кто будет ходить на занятия только для того, чтобы получить легкий зачет, так как для тех, кто запишется на курс, легкого зачета не будет. «Поэтому лучше не записывайтесь вовсе», — сказал он. А Даня добавил: «Мы не профессиональные педагоги, а предприниматели, и не рассчитываем на истории с пересдачами и „хвостами“. Сначала подумайте, за что беретесь… У нас нет цели „сманить“ в предпринимательство успешных программистов, работающих по найму, или ученых. Наша цель — показать вам, что в жизни есть и другой путь, и помочь сделать первые шаги тем, кто захочет пойти в этом направлении, но для этого, естественно, надо потратить время и силы. По сравнению с теми предметами, которые у вас были, наш курс существенно понятнее, но сильно отличается от них».
Дальше менторы поведали, что все успешные предприниматели имеют только одно общее качество — целеустремленность. После этого Даня вновь вернулся к мотивации, о которой писал мне в письме, приведенном выше, так как считает очень важным мотивацию сотрудников простыми идеями. Многие считали, что мои усилия по мотивации окружающих меня молодых людей к «делу» не относится. Может быть это и так, но в последнее время это слово очень часто можно услышать, особенно применительно к онлайн-образованию. Теперь отсутствие мотивации рассматривается и как одна из главных причин трудностей обучения, и не только дистанционного, в школе. Да и Данины слова на эту тему применительно к предпринимательству требуют особого внимания…
Мотивация нужна не только в бизнесе. 05.02.2022 г. на YouTube-канале нашего факультета в рамках «Школы ИТ-собеседований» была выложена лекция на тему «Виды собеседований, и как их проходить» студента третьего курса нашей кафедры Павла Мартынова, который прошел около 30 собеседований. При этом он классифицировал собеседования на три класса: технические, поведенческие и дизайн систем. Так вот, на первом же слайде презентации применительно к поведенческим интервью три раза было приведено словосочетание «Заметки о мотивации», а когда Павел дошел до более подробного рассказа об этом типе собеседований, у него на слайде была такая фраза: «Рекомендую 1111 страниц великого труда А. А. Шалыто». Удивительно, что он знал о существовании моей книги несмотря на то, что я в этом году не читал лекций на третьем курсе.
После этого менторы продолжили. «Мы верим, что предпринимательству можно научиться только через опыт, и хотим помочь желающим его приобрести. Курс будет длиться пять месяцев, и мы готовы инвестировать в стартапы, которые поддержим, от 50 тыс. долларов. Также мы устанавливаем три премии в 500, 200 и 100 тыс. рублей за наиболее понравившиеся проекты, в том числе и те, по которым стартапы делаться не будут». После этого менторы озвучили девять перспективных, по их мнению, идей, а также еще около 20 чуть более спорных тем. Естественно, студенческие идеи, если они появятся, также будут обсуждаться. Даня и Гриша кратко охарактеризовали свой курс так: «Как идеи превращать в деньги».
В заключение Даня и Гриша сказали: «У каждого из Вас есть суперсила, которая применяется сейчас в другом направлении, но, по нашему мнению, ее можно очень круто использовать в бизнесе. Поэтому мы верим, люди с КТ могут быть крутыми предпринимателями, реализовывать классные идеи и даже строить „единорогов“, что считается круто в бизнесе, так как свидетельствует о том, что человек сделал что-то настоящее. У нас последнее пока не получилось, но мы хотим это осуществить вместе с вами, так как все „выжившие“ на КТ молодые люди хорошо образованы и обладают волей. Вы умеете быстро думать, можете работать по 16 часов в сутки, создавая компании, а мы вам в этом можем помочь. С возрастом люди тупеют, и у них становится меньше сил. К нам, естественно, это тоже относится — качества, которые развились на кафедре, и мозги несколько притупляются, и мы хотим получить их от вас в обмен на наше время и деньги».
Тем самым менторы-выпускники честно признались, что они начинают отнюдь не бескорыстное мероприятие, а пытаются заработать таким образом очень большие деньги. Я считаю, что это правильно, так как сам, тратя уйму времени на мотивацию талантливых молодых людей и передачу им в разной форме своего жизненного опыта и знаний, хотел и хочу в настоящее время быть причастным к их успехам, в том числе поднимаясь с ними в науке. Материальная заинтересованность, естественно, есть и у меня, но она не является столь определяющей, как в бизнесе.
Интересно, что все изложенное будет происходить не в какой-то бизнес-школе, акселераторе, инкубаторе или фонде, в которые люди приходят с «улицы», а на кафедре, где учатся «выжившие» в трудной учебе грамотные и волевые ИТ-ребята. Видимо, нечто аналогичное, но в значительно большом объеме, реализовано в Массачусетском технологическом институте на Кендалл-сквер — центре промышленности и инновационных исследований, так как там каждая кафедра очень сильна. Там, в частности, в свое время развивался подход к ИТ-образованию, который называли «академической базой тренировки морских пехотинцев». При этом в учебном процессе были лекции, но они служили лишь в качестве пояснения к постановке задачи и концепции возможных ее решений. После этого студенты собирались в неформальные группы, и работа в них и есть основной элемент обучения. Главным инструментом служили так называемые библии, которые являются своего рода базами знаний, коллекциями решений аналогичных задач, накопленных за многие годы. Изучая их, студенты одновременно пополняли их своими результатами. Все это в усиленном виде (в части выкладывания проектов в сеть) я применял при создании проектов на основе автоматного программирования. Нечто похожее предлагают и ребята для обучения предпринимательству, тем более понятия «морские пехотинцы» и «выжившие» в некотором смысле близки.
На следующий день после лекции я поговорил с Гришей по телефону. Он поблагодарил меня за то, что дело пошло, и сказал, что разговаривал с моим бывшим аспирантом суперуспешным ИТ-предпринимателем из Кремниевой долины Никитой Шамгуновым, с которым я заочно познакомил Гришу с целью привлечения его к участию в рассматриваемом бизнес-обучении на нашей кафедре, тем более, что до этого Никита сам собирался стать ментором наших ребят в технологическом предпринимательстве. О мало кому подходящем «мозгодробительном» жизненном пути Никиты я написал текст «О шестимесячных и не только».
В общем, лиха беда начало!