Хорошее дистанционное образование, или Максим на хайпе
Каких жертв стоит создание качественного онлайн-курса и сможет ли дистанционное образование заменить личность преподавателя, рассуждает профессор Университета ИТМО Анатолий Шалыто.
В марте 2017 года Максим Буздалов, доцент кафедры компьютерных технологий Университета ИТМО, чемпион ACM ICPC 2009 года, лауреат премии Правительства РФ, повторно запустил два дистанционных курса: на английском и русском языках. В феврале ему пришло письмо из Центра дистанционного обучения вуза об его англоязычном курсе, на который первоначально записались 45 тысяч слушателей (с учетом второго запуска — 65 тысяч):
«Мы получили письмо от edX о том, что они провели обширное исследование курсов, размещенных на этой платформе, опросили слушателей и составили перечень самых качественных курсов с точки зрения актуальности, популярности и уровня полученных слушателями результатов, — было написано в письме. — Ваш курс „How to Win Coding Competitions: Secrets of Champions“ вошел в этот список, и нам предложили продолжить обучение слушателей на курсе, а также поднять стоимость сертификата до 99 долларов, так как они экспериментально вводят новую ценовую политику в зависимости от качества курса. Мы считаем, что это хорошая новость — курс высоко оценен слушателями. Сейчас мы сделали перезапуск курса на 20 марта. Ниша олимпиадного программирования на edX на сегодняшний день уверенно занята нами, конкуренции на платформе по этой тематике нет, и до тех пор, пока мы не разработали новую концепцию курса для чемпионов, мы хотели бы оставить слушателям возможность обучаться у Вас. Более того, спустя сутки после открытия записи без какой-либо рекламы уже было оплачено несколько сертификатов. Поэтому мы можем сделать вывод, что этот перезапуск слушатели ждут».
Название курсу дали не мы, а маркетинговые службы платформы edX, что привело к тому, что люди, не умеющие писать программы, бросились изучать этот курс в надежде, что для них откроется секрет, как стать чемпионом мира по программированию. Некоторые секреты действительно есть, на русском языке они описаны здесь и здесь.
Вот что рассказал Максим о том, как ему жилось в то время.
«Первые дни после старта курса я „жил“ на этом форуме, — рассказывал Максим, как ему жилось после запуска курса. — Мне поступало множество сообщений с edX, чуть ли не в сто раз больше, чем от слушателей подобного русского курса. При этом приходилось читать и править программы на разных языках, и много раз объяснять одно и то же».
Максиму руководители факультета выделили двух помощников. Однако один из них так и не появился, а другой не справился с нагрузкой, и Максим в одиночку достаточно долго продолжал «жить» на форуме, отвечая в среднем на 50 вопросов в день. Это при том, что доля выполнявших домашние задания от всех слушающих курс была незначительной.
Число слушателей курса Максима составляет значительную часть зарубежных слушателей российских интернет-курсов. Это подтверждается, например, тем, что на встрече ректора Высшей школы экономики Ярослава Кузьминова с президентом России Владимиром Путиным, посвященной 25-летию Высшей школы экономики, Ярослав Иванович, в частности, сказал: «Мы смогли вовремя организовать Национальную ассоциацию открытого образования. Если мы посмотрим на результаты „Вышки“, Физтеха и ИТМО, то у нас почти 150 тысяч слушателей в США и около 100 тысяч слушателей в Европейском союзе. Это такая новая „мягкая сила“, которая кровно связана с новыми возможностями, с тем, что мы вовремя вскочили в этот поезд, и не только организовали свои платформы, но и в Coursera, и в edX активно участвуем».
При первом запуске англоязычного курса Максиму пришлось запускать также и онлайн-курс на русском языке на «Национальной платформе открытого образования», который называется «Алгоритмы программирования и структуры данных». В первый раз его прослушали около 3 тысяч человек. Запуск второго курса в те же сроки, что и на английском языке, еще больше усложнил жизнь Максима, но он справился, о чем свидетельствуют отзывы слушателей. Процитирую некоторые из них.
— «Курс отличный! Считаю, что подход к изучению алгоритмов через решение задач очень удачный, так как интересные задачи сами по себе провоцируют небольшие самостоятельные исследования. Работа Максима Викторовича на форуме вызывает восхищение, оперативность и содержание ответов на очень высоком уровне — иной раз только из одного поста узнаешь нового не меньше, чем из лекции»;
— «Хочется вторую часть! Тем ещё много — динамическое программирование, например. Максим провел огромную работу, помогая оптимизировать решения на форуме, что не делает никто (я занимался и на Степике, и Курсере). За такую помощь я готов платить. Вообще цена в тысячу рублей за сертификат для курса такого качества мала»;
— «Курс отлично подходит для расширения кругозора (что и было целью моего участия). Лекции в целом составлены грамотно и подробно, а задания подобраны интересные и требуют порой пошевелить мозгами. На мой взгляд, сложность курса высоковата: несмотря на то, что мне удалось выполнить большую часть заданий курса, приходилось тратить на них в среднем больше времени, чем указано было в описании к курсу (иногда даже в два раза больше). В остальном же хочу поблагодарить команду составителей курса за отличное качество, а Максима Буздалова за помощь и ценные советы на форуме!»;
Больше отзывов по ссылке.
Русскоязычный курс закрыть нельзя хотя бы потому, что он включен в одну из программ бакалавриата нашего университета, так что Максиму придется его вести.
В заключение отмечу, что многие думают, что дистанционное образование может стать альтернативой «реальному» образованию, однако из изложенного следует, что обеспечить хорошее дистанционное образование далеко не так просто, как кажется: разработать хороший курс сложно и дорого, а поддерживать его при большом активно обучающихся может оказаться вообще невозможным: что бы делал Максим и все мы, если бы пришлось проверять задания от 45 тысяч слушателей? Если же подходить к обучению «попроще», то обучать можно сколько угодно слушателей.
Опыт моих знакомых, достаточно молодых талантливых людей, один из которых по-настоящему обучался машинному обучению, а второй — финансовой математике, свидетельствует о том, что каждый из таких курсов стоит очень дорого и проходит практически индивидуально.
И помните, что ученики Ландау, сдававшие его теорминимум, как-то обходились без дистанционного обучения, а по мнению профессора СПбГУ, психолингвиста Татьяны Черниговской, онлайн-курсы, хоть и являются отличной вещью, могут быть полезны лишь в качестве дополнительного образования, но учиться необходимо по-прежнему у конкретных людей — личностей, которых никакой онлайн-курс никогда не заменит.