Современному преподавателю нужно успевать не только следить за балансом профессиональных и «мягких» компетенций, но и эффективно выстраивать коммуникацию вокруг собственных проектов. Успех отдельных курсов, запуска магистерских программ и приемных кампаний, востребованность научно-образовательных проектов во многом зависят от умения маневрировать в пространстве информационных возможностей.
Для решения этих задач в декабре 2020 года состоялась пилотная программа повышения квалификации «Научная коммуникация в высшей школе» ― совместный проект Центра научной коммуникации Университета ИТМО и Благотворительного фонда Владимира Потанина. Программа разработана специально для преподавателей и сотрудников российских вузов, которые в разное время получали гранты и стипендии Фонда.
«2020-й год поставил весь мир перед новыми вызовами. Мы все, и высшая школа не исключение, оказались в ситуации ежедневной проверки, насколько хорошо мы умеем адаптироваться. Кризис показал, насколько важна грамотно выстроенная коммуникация. Например, если преподаватель университета умеет продвигать свои идеи и наработки, рассказывать коллегам и сообществу, будущим студентам о своем образовательном продукте, то этого зависит не только успех наборной кампании, но и развитие самого вуза. Поэтому идея создать программу повышения квалификации по научной коммуникации родилась в Фонде, в первую очередь, как мера антикризисной поддержки грантополучателей и выпускников Стипендиальной программы Владимира Потанина разных лет. Мы рады, что коллеги из Центра научной коммуникации Университета ИТМО не только поддержали эту идею, но и смогли в довольно сжатые сроки разработать насыщенный актуальной тематикой и содержанием курс. Хотелось бы отметить, что в группу пилотного набора вошли и преподаватели-победители грантового конкурса Фонда, и наши стипендиаты, которые решили связать свою профессию с высшей школой и сейчас работают в вузах», ― говорит Наталья Шульгина, директор программ Фонда Потанина.
«Это не первый наш совместный проект с Фондом, но впервые он посвящен полностью научной коммуникации, ― отмечает директор Центра научной коммуникации Дарья Денисова. ― Мы очень вдохновлены, что поступил запрос именно на тему научной коммуникации, ведь проектирование такого курса ― это уникальная возможность поработать с сообществом выпускников Стипендиальной программы Владимира Потанина. В ноябре мы согласовали все детали, разработали программу, собрали тьюторов, пригласили экспертов. И тут настало время для волнений: предлагая пройти масштабную программу в декабре такого сложного года, мы внутренне настроились “сражаться” за каждого участника и были осторожны в своих ожиданиях, насколько востребованным окажется курс. Но результат превзошел их все ― только за несколько часов мы получили более 50 регистраций, а всего мы получили более 250 заявок».
Часовые пояса и ментальные карты
Дарья Денисова добавляет, что интерес к курсу проявили как молодые и начинающие преподаватели, так и опытные профессора.
«Заявок было много как из вузов калибра 5-100, так и небольших региональных университетов, что дало возможность сделать уникальные группы, ― рассказывает она. ― Мы в очередной раз убедились, что тема научной коммуникации хорошо воспринимается на всех уровнях высшей школы. Сложнее всего было состыковать обучение для участников из разных часовых поясов».
Даже самый полезный контент тяжело воспринимать без обратной связи, а накопившаяся усталость от Zoom-конференций может повлиять на результативность обучения. Именно поэтому большую ставку в пилотном запуске организаторы сделали на тьюторов ― экспертов в научной коммуникации, которые курировали работу участников в малых группах, а также помогали выстроить цели обучения и проговорить вопросы, которые накапливались в процессе работы.
В команду тьюторов вошли преподаватели и приглашенные эксперты Центра научной коммуникации ― Наталия Рось, Яна Должанская, Анастасия Комарова, Илья Стахеев, Алена Гурьева, Анфиса Родионова.
«Структура и программа курса ― предмет особенной гордости. Понимая, что это будет конец года, когда фокус внимания может быть легко утерян, мы постарались собрать программу, с одной стороны, вдохновляющую и с другой ― максимально практико-ориентированную, учитывающую задачи коллег. Мы охватили три большие темы: непосредственно научную коммуникацию (цели, задачи, стейкхолдеры), работу с медиа и коммуникационными стратегиями, а также креативные практики продвижения и работу с аудиториями», ― рассказывает Дарья Денисова.
Всех приглашенных экспертов попросили разобрать самые актуальные приемы и тренды, а также подобрать дискуссионные и где-то провокационные примеры. У участников появилась возможность начать прорабатывать коммуникационную стратегию с со специалистами Университета ИТМО ― руководителем Департамента по стратегическим коммуникациям (ДСК) Анной Веклич, заместителем начальника ДСК Аленой Гупаисовой, заместителем начальника отдела имиджевых мероприятий Александром Гостевым, подумать над личным брендом в науке вместе с лимнологом и популяризатором науки Егором Задереевым, узнать больше о том, как устроена работа с сообществами, поговорить о творческих проектах с куратором Ольгой Ремнёвой, а также потренироваться в научно-популярных выступлениях с Венерой Шакировой, которая готовит участников Science Slam.
Также на программе затронули тему гражданской науки и социологию науки ― экспертами выступили сооснователь АКСОН Александра Борисова и социолог Андрей Кожанов.
Помимо этого, программа включала блок, посвященный Soft Skills, которые также важны для всех, кто занимается или изучает научную коммуникацию. Подробнее об этих навыках участникам рассказала Юлия Романенко, преподаватель дисциплин Soft Skills Университета ИТМО.
Почти половина представителей команды организаторов, включая координатора курса Валерию Прокуратову, в разные годы сами становились победителями стипендиального конкурса Фонда Потанина для студентов или грантового конкурса для преподавателей. Поэтому, как подчеркивает Дарья Денисова, они не понаслышке знают, с чем сталкиваются инициативные представители высшей школы и на каких навыках и возможностях стоит останавливаться особенно подробно.
«Этот курс открыл для меня дверь в мир научной коммуникации. Большое количество информации и знаний, которые нужно было только успевать подбирать. В этом очень помогла практическая часть курса, потребовавшая мгновенного применения этих знаний на практике. Отличную работу проделали тьюторы, помогая и давая ценные советы в самый нужный момент. Можно сказать, что благодаря этому курсу внутреннее желание "что-то делать" обрело форму и теперь стало ясно, что именно нужно сделать и как добиться желаемого результата», ― говорит Александр Рубцов, сотрудник Института солнечно-земной физики СО РАН, НИИ прикладной физики ИГУ, выпускник Стипендиальной программы, победитель стипендиального конкурса 2018/2019 года.
Научная коммуникация и Дарт Вейдер
В конце каждого модуля участники выполняли индивидуальные задания, которые в итоге складывались в коммуникационную стратегию их ключевого образовательного проекта на следующий год. Также стратегия включала описание тех инструментов и форматов научной коммуникации, которые наиболее релевантны поставленным целям. При составлении плана тьюторы помогали учитывать особенности вузов и регионов, в которых работают слушатели. Внутри каждой группы тьюторы выдвигали 1-2 проекта для финального представления.
Среди представленных проектов ― коммуникационная стратегия для Центра политической истории, медиаплан для археологической научной группы, концепция продвижения личного бренда ученого.
«Были представлены и проработанные коммуникационные планы и для курсов по информационным технологиям. Например, в качестве одного из элементов продвижения собственного курса один из слушателей рассказал, что планирует собрать работающий костюм Дарта Вейдера, что само по себе является интересной инженерной задачей, ― приводит пример Дарья Денисова. ― Мы с коллегами отдельно отметили смелость в реализации своих идей, а с другой стороны ― уместность применения: опрометчиво начать использовать модные инструменты в попытке достучаться до своей аудитории. В лучшем случае вы можете не попасть в нее, в худшем ― спровоцировать негативные последствия. Весь курс прошел под знаком доказательного подхода к научной коммуникации и критического подхода к выбору коммуникационных инструментов. Мне кажется, что именно благодаря такой рефлексии у нас получилось сделать такой оптимистичный курс».
Как отмечают организаторы, финальная защита проектов показала, что индивидуальный подход и гибкость программы были оправданы на 100%. Все участники, которые прошли обучение и успешно выполнили все задания, получили сертификаты государственного образца. Центр научной коммуникации и Благотворительный фонд Владимира Потанина планируют сделать еще несколько запусков до конца 2021 года.
«Мы рады, что пилотный запуск программы оказался очень востребован у сообщества наших грантополучателей и стипендиатов. До конца 2021 года у всех, кто не успел пройти обучение в декабре 2020 года, появится такая возможность. Мы благодарны Университету ИТМО и всей команде тьюторов за эту прекрасную возможность», ― комментирует Наталья Шульгина, директор программ Благотворительного фонда Владимира Потанина.