Какие задания были на разных этапах
На отборочном этапе олимпиады по треку «Робототехника» участники решали задания онлайн. Вопросы были связаны с разными областями знаний, например механикой, программированием и динамикой робототехнических систем. Участникам бакалаврского трека нужно было в симуляторе разработать алгоритм, с помощью которого дрон максимально точно и быстро пройдет трассу. На выполнение задания отводилось 50 часов. Для магистрантов организаторы предоставили робота базовой конфигурации, который двигался по окружности в симуляторе. Также за 50 часов участникам нужно было запрограммировать робота, чтобы он передвигался по рельефу с заданной силой контакта. Всем финалистам нужно было в онлайн-формате рассказать о своем варианте программы для робота, объяснить, почему выбрали именно его, и ответить на вопросы жюри.
Как готовиться к олимпиаде по робототехническому треку
По опыту Евгения Хомутова, бронзового медалиста и аспиранта первого курса факультета систем управления и робототехники, для подготовки к олимпиаде не лишним будет посмотреть дополнительную литературу, которую рекомендуют организаторы «Я ― профессионала», а также специализированные вебинары ― в частности, ему помогли проводимые в рамках олимпиады мастер-классы от Сергея Колюбина, руководителя международной лаборатории «Биомехатроники и энергоэффективной робототехники».
Золотой медалист и магистрант второго курса факультета систем управления и робототехники Алексей Шамраев также считает, что на олимпиаде пригодились профессиональные навыки, которые он использует в работе в лаборатории «Биомехатроники и энергоэффективной робототехники» ИТМО и прошлый опыт участия в олимпиаде.
Александр Дупак, серебряный медалист и студент четвертого курса бакалавриата факультета систем управления и робототехники, перед олимпиадой изучал регламент, чтобы представить, какие задания его могут ждать и как их можно решить. Помимо этого, он освежил в памяти свои старые алгоритмы на GitHub и выписал функции, которые могли бы ему пригодиться.
Что было самым сложным
По словам Евгения Хомутова, самым сложным было финальное задание ― причем не столько постановка задачи, сколько процесс его выполнения. На решение участникам отвели 50 часов, то есть промежуток с середины пятницы до конца воскресенья, поэтому необходимо было заставить себя сконцентрироваться и настроиться на рабочий лад. К тому же, чтобы справиться с заданием, нужно было уметь «кодить» на Python ― это может стать дополнительной сложностью для тех, кто нечасто сталкивается с программированием. Но Евгению все же удалось решить проблему, так как у него был небольшой опыт работы с Python в бакалавриате. Кроме того, с технической стороной задания помогали организаторы, которые отвечали на вопросы в чате.
Как изменилась жизнь медалистов после олимпиады
После победы в олимпиаде Евгений Хомутов смог поступить в аспирантуру факультета систем управления и робототехники ИТМО без сдачи профильного вступительного экзамена. Это стало большим плюсом, потому что подготовка к экзамену проходила параллельно с защитой магистерской диссертации. Также Евгений пополнил свой инвестиционный счет — половиной полученного денежного приза.
Алексею Шамраеву олимпиада помогла уже дважды. После первого опыта, став призером состязания, он поступил в магистратуру ИТМО на факультет систем управления и робототехники. Помимо этого, Сергей Колюбин предложил Алексею работу в международной лаборатории «Биомехатроники и энергоэффективной робототехники» ИТМО. А после победы в олимпиаде в прошлом сезоне Алексею удалось устроиться на работу в лабораторию Сбера. Денежный приз он решил потратить на обучение английскому языку, чтобы сдать вступительный экзамен и поступить в аспирантуру ИТМО.
Александру Дупаку победа в олимпиаде дала возможность путешествовать по России: вместе с другими ребятами, которые выиграли олимпиаду, он съездил в Псков и Новгород. А еще приобрел необходимую компьютерную технику.
Советы будущим участникам от победителей
Евгений Хомутов: «Главное, чего не стоит делать, — это бояться и недооценивать себя. Важно пробовать себя в разных направлениях и проверять свои способности: например, сможешь ли за 50 часов решить задачу, которая заведомо неизвестна. На мой взгляд, все знания и навыки, необходимые для решения задач, можно получить в бакалавриате и магистратуре ИТМО. Поэтому, если подходить к учебе ответственно и выполнять все задания, трудностей на олимпиаде не возникнет. Наконец, важно не бояться задавать вопросы, каким бы глупыми они ни казались на первый взгляд. Ведь глупый вопрос не тот, что задан, а тот, который не спросили».
Алексей Шамраев: «В первую очередь, конечно, не нужно пугаться. Мне кажется, первый этап и был рассчитан на то, что часть студентов испугается и перестанет участвовать. Во-вторых, стоит прорешать демоверсии прошлых лет и посмотреть курсы по темам, которые встречаются в конкретном направлении олимпиады, например для "Робототехники" нужно изучить Robot Operating System — экосистему для программирования роботов».
Александр Дупак: «Может показаться, что "Я ― профессионал" — это сложная олимпиада, с которой могут справиться только гениальные студенты, но на самом деле любой человек из любого региона может изучить интересующую его сферу за несколько месяцев, проявить себя и показать высокий результат. Например, когда я участвовал первый раз (по направлению “Интернет вещей и киберфизические системы”), я набрал довольно высокий балл в отборочном этапе, потому что заранее прорешал все демонстрационные задания и уже на самой олимпиаде мне было гораздо проще».