ИТМО и МИСИС — одни из лидеров среди российских университетов в области материаловедения и научной коммуникации. Например, в этом году Первый неклассический занял второе место в рейтинге по научной продуктивности в материаловедении, а с 2016 года реализует единственную в России магистратуру «Научная коммуникация». На программе студенты учатся делать науку понятной и популярной, а также выстраивать взаимодействие между учеными, обществом и государством.
Как искать новые варианты для развития и продвижения идей и научных проектов среди новой аудитории? Именно этот вопрос стал ключевой задачей осенней школы Material Science Communication, которая прошла в начале сентября на площадке ИТМО. Всего для участия в осеннем интенсиве подали заявки 165 студентов из 23 российских университетов, а финальный отбор прошли 35 магистрантов, аспирантов и молодых ученых из Петербурга, Москвы и Краснодара. Все они учатся и проводят исследования в сфере материаловедения или научной коммуникации.
Идея школы возникла благодаря сотрудничеству Центра научной коммуникации ИТМО и Центра стратегических инициатив и студенческого научного общества МИСИС. Компания «Роснано» выступила ключевым партнером мероприятия.
«Ценность научной коммуникации в возникающей синергии идей, компетенций и опыта. Путь от идеи до практической реализации долог и тернист. Задача "Роснано" — помочь пройти этот путь, используя все возможности: финансовые, коммуникационные, технологические и, конечно же, возможности методов научного познания. Поэтому развитие научного сообщества, связанного с "Роснано", — один из ключевых факторов успеха инвестиций в инновационные технологические компании», — объяснила директор по развитию «Роснано» Дария Залужная.
Первый день школы начался со знакомства с университетом. Первый проректор ИТМО Дарья Козлова в приветственном слове подчеркнула, что междисциплинарная школа, ключевыми организаторами которой выступили два сильных университета, — отличный пример кооперации.
Выездную программу школы в учебно-спортивно-оздоровительном центре университета «Ягодное» открыла дискуссия на свежем воздухе о развитии и поддержке науки. В ней приняли участие ректор ИТМО Владимир Васильев, директор Центра стратегических инициатив МИСИС Андрей Воронин, управляющий директор «Роснано» Макар Герман, председатель координационного совета по делам молодежи в научной и образовательных сферах совета при президенте РФ по науке и образованию Никита Марченков и старший научный сотрудник физического факультета, координатор стратегического проекта ИТМО «Научно-технологический прорыв» Алексей Слобожанюк. Спикеры обсудили, какие вызовы сегодня стоят перед образовательными организациями и наукой, какие области будут наиболее активно развиваться в ближайшие десять лет и на что стоит обратить внимание студентам и молодым ученым при построении своей карьеры.
В рамках школы перед участниками выступили ведущие эксперты ИТМО, МИСИС и «Роснано». Макар Герман поделился со студентами стратегией развития компании на ближайшее будущее и секретами построения бренд-стратегии для продвижения проектов ученых. Директор научно-образовательного центра биомедицинской инженерии МИСИС и генеральный директор компании Biomimetix Федор Сенатов рассказал о развитии биоматериаловедения и создании материалов для искусственных органов, а Никита Марченков — о перспективах и возможностях синхротронных исследований.
Алексей Слобожанюк объяснил участникам школы, кто такой PI и как можно построить карьеру в науке. Директор Центра научной коммуникации Дарья Денисова поделилась трендами в научной коммуникации и рабочими инструментами, которые помогут ученым рассказать об исследованиях на широкую аудиторию. А заместитель генерального директора по науке и образованию Политехнического музея, лауреат программы ITMO Fellowship & Professorship Константин Фурсов показал на примерах, как музеи помогают выстраивать коммуникацию между обществом и учеными и какие успешные коммуникационные проекты существуют в этой сфере.
Эти знания пригодились студентам и молодым ученым, чтобы подготовить коммуникационные стратегии для развития собственных проектов. Для этого участников школы разделили на восемь команд ― исходя из их интересов. В каждой группе научные коммуникаторы помогали материаловедам подбирать подходящие коммуникационные и организационные инструменты для развития и продвижения исследований. В итоге такого сотрудничества получилось восемь разнообразных коммуникационных проектов.
«Удивительно было наблюдать, как прямо в процессе работы рождались новые коллаборации, а на существующие проекты авторы смотрели совсем с другого ракурса. Так, например, участники из Университета МИСИС и Политеха Петра Великого объединились для создания интерфейса для сотрудничества между потенциальными инвесторами и учёными, а аспирант КубГУ и научные коммуникаторы ИТМО придумали подкаст про математику и матмоделирование и составил To Do List для запуска проекта», — рассказала магистрантка второго курса образовательной программы «Научная коммуникация» Юлия Волжина.
Кроме того, с помощью мультимедийного лонгрида магистрант МИСИС планирует сделать более узнаваемым исследование о применении наночастиц для лечения онкологических заболеваний, а аспирант КубГУ — с помощью подкаста хочет привлечь в школу математики своего университета молодых ученых.
«Участвуя в школе, я получил бесценную возможность поговорить о науке и о ее будущем с максимально заинтересованными людьми из разных сфер и уровней. Мне понравился формат школы, здесь было максимально комфортное, открытое общение "без галстуков", а также создание и защита актуального практического проекта в рабочих группах. По окончании школы у меня появились новые друзья в научной сфере и новые идеи», — поделился впечатлениями аспирант МИСИС Егор Плахотнюк.
«Для меня стало ценным знакомство с учеными, работа с ними. Было интересно разбираться в научных проектах и подбирать для них наиболее подходящие коммуникативные форматы. Отдельное удовольствие — искать вместе с исследователями и видеть их, когда они сами с некоторым удивлением обнаруживают, сколько жизни в их проекте, как интересно и необычно об этом можно рассказать», — добавила магистрантка второго курса образовательной программы «Научная коммуникация» София Нога.