— Александр Валерьевич, какие предпосылки легли в основу решения о создании Института ИИ?
— Создание Института искусственного интеллекта закономерно: за последние годы ИТМО вошел в группу А+ отечественного рейтинга ИИ, TOP-100 QS в области ИИ и Data Science, разработал национальную модель подготовки кадров. Эти успехи стали результатом целенаправленной работы — с 2017 года мы прошли путь от разрозненных исследовательских групп к созданию Центра компетенций НТИ по машинному обучению (2018), а затем Исследовательского центра «Сильный ИИ в промышленности» (2021). Именно эти центры, объединившие междисциплинарные команды и индустриальных партнеров, заложили основу для нового Института искусственного интеллекта. В состав института также вошли корпоративные лаборатории с «Роснефтью» и «Мосстройинформом», молодежная лаборатория композитного ИИ, учебно-научная лаборатория LISA и другие специализированные подразделения. Сегодня общая численность сотрудников в Институте ИИ превышает несколько сотен человек со всех четырех мегафакультетов университета.
Александр Бухановский. Фото: Дмитрий Григорьев / ITMO NEWS
— Какие стратегические цели университета отражает новая структура?
— Университет ИТМО уже находится в топе российских вузов. Это и хорошо, и плохо. Хорошо, потому что мы уже многого достигли. Плохо, потому что почти достигли потолка эволюции естественными путями. Потому университету нужен новый механизм, которые способен придать его развитию в ближайшее десятилетие дополнительный потенциал. В качестве такого механизма может выступать суверенный ИИ — не просто создаваемый внутри ИТМО, но и приоритетно применяемый нашими же командами для решения собственных задач. Таким образом, ИИ становится драйвером трансформации науки и образования, а предметные коллективы ИТМО имеют преимущества перед другими в силу того, что получают технологии и ресурсы непосредственно «от производителя».
Ожидаю, что к 2030 году в ИТМО может не остаться самостоятельных научных направлений — все они будут преобразованы в единую экосистему AI Inspired Science. Необходимость этого связана с тем, что уже сейчас применение ИИ в деятельности ученых приводит к 1,5-3-кратному ускорению исследований и разработок. Поэтому очень скоро можно ждать сегрегации научного сообщества на две части: те, кто эффективно применяет ИИ, и те, кто не умеет это делать — и потому обречен на вымирание. Но даже среди ученых, использующих ИИ, есть жесткая конкуренция, порождаемая возможностью технологий. Выиграют в итоге те, кто опирается на самый «свежий» ИИ. Думаю, что скоро лучшая предметная наука (физика, химия, биология, медицина) в России и мире будет концентрироваться вокруг исследовательских центров в сфере ИИ, которые создают новые средства автоматизации научного познания. Поэтому для ИТМО создание Института ИИ — это стратегические вложение, имеющее, по сути, экзистенциальный характер, и позволяющее «играть вдолгую».
— Чем новый Институт ИИ будет принципиально отличаться от существующих подразделений в университете или других научных центров в стране? Каковы его уникальные компетенции?
— Ключевое отличие от близких по логике и названию структур в ИТМО или других вузах — порождение Институтом ИИ открытой системы полного инновационного цикла в сфере ИИ, начиная с фундаментальных исследований и заканчивая внедрением и продажами продуктов и услуг.
Важно, что создание Института ИИ это не простое слияние и поглощение подразделений. Напротив, это стратегическое объединение в целом успешных (в своей области) подразделений в своего рода «холдинг», что позволяет им совместно решать совершенно новые задачи. Институт ИИ не разрушает внутреннюю структуру подразделений, но фокусирует их в разных частях единой проблемы — развития ИИ в ИТМО. При этом в новом институте могут работать сотрудники и студенты любых других мегафакультетов, у нас нет никаких ограничений на преподавательскую деятельность или обучение на конкретной программе.
— Какие цели ставит перед собой Институт ИИ в первую очередь: инновационные, научные или просветительские? Как будет достигаться баланс?
— Основная цель новой структуры — создание единой стратегической платформы для развития ИИ как сквозной технологии национального значения. Мы фокусируемся на синтезе научной и инновационной деятельности: от генерации фундаментальных знаний до их внедрения в реальные секторы экономики. Просветительские функции остаются за мегафакультетами, но при этом мы формируем среду, где образование естественно вырастает из исследований. Например, студенты ИТМО привлекаются на стажировки и практику, участвуют в реальных проектах. Также развитие науки и технологий отражается на программах ДПО, реализуемых сотрудниками Института ИИ, ведь сейчас мало просто сделать новую технологию – нужно обучить потребителя ей пользоваться.
Одна из наших ключевых амбиций — создание отечественной технологии сильного ИИ (AGI) профессионального уровня. То есть такого ИИ, который способен действовать как хороший выпускник вуза: обладать базовыми профессиональными знаниями, комбинировать их и непрерывно обучаться в процессе решения новых задач — не уступая в эффективности человеку. Ключевая сложность заключается в разработке системы обучения — по сути, создании надпредметного ИИ, способного самостоятельно проектировать и тренировать профессиональные ИИ-системы. Такой мета-ИИ должен воспроизводить человеческий механизм освоения новых дисциплин: изучение литературы, работу с видеоуроками, решение практических задач и другие методы познания.
Именно AGI может бросить вызов современным предметным ученым — включая тех, кто использует ИИ лишь как инструмент частичной автоматизации, то есть пишет с его помощью статьи или ставит отдельные эксперименты. Мы считаем возможным трансформировать с помощью ИИ весь процесс научной и инженерной деятельности, создавая новый канон и новые требования к обучению таких специалистов. Практическая осуществимость этого подхода уже доказана в проектах в области химии, материаловедения, клинической медицины, нефтегазового инжиниринга и градостроительства — первые рабочие прототипы таких систем будут представлены в ИТМО до конца 2025 года.
Источник: Медиапортал ИТМО
— Как Институт ИИ планирует транслировать свои разработки в реальный сектор экономики? Уже есть конкретные партнеры или индустриальные проекты?
— Институт ИИ не испытывает недостатка в партнерах и заказчиках. Это и крупные нефтегазовые компании (Газпром нефть, Татнефть, Роснефть), организации градостроительной сферы (Мосстроинформ, Рокет Групп, Аметист), банки (в первую очередь, Сбер и Альфа-банк). Кроме того, мы ведем разработки для государственного сектора.
— Как устроена система управления Институтом ИИ? Какие принципы лежат в основе принятия стратегических решений и как распределяются зоны ответственности между участниками управления?
— Институт ИИ — это федеративная система, которая должна быть устойчивой. Поэтому, в отличие от иных подразделений ИТМО, она управляется коллегиально, советом директоров. Каждый директор — это не только PI, но прежде всего лидер, который уже добился абсолютно признаваемого успеха в какой-либо сквозной области, важной для развития всего Института ИИ. Например, в области фундаментальных исследований, порождающих публикации уровня А*, или в части научного фандрайзинга. И именно поэтому этот человек в совете директоров отвечает за стратегию в данной части для всего Института ИИ. А далее отдельные элементы стратегии сводятся вместе «собранием равных» в рамках единого целеполагания.
Если совет директоров это «законодательный орган», то в качестве «исполнительного органа» выступает отдельное подразделение — Центр координации проектной деятельности. Его задача — это обеспечение и контроль исполнения решений совета директоров во всех подразделениях Института. А также оптимизация всех вопросов, связанных с проектным менеджментом, финансами и кадрами, координацией с партнерами, поддержкой инфраструктуры и работы с сообществом. То есть все, чтобы разгрузить иные подразделения института, максимально предоставив им возможность заниматься научной деятельностью и разработками.
