«Это международный проект ГУП „Водоканал“ и Финской компании LADEC Ltd. Организации разработали идею, предоставили помещение и ресурсы, преподавателя-экскурсовода, профинансировали поездки на очистные сооружения. Впервые участие предлагалось студентам Петербурга, и обучающиеся Университета ИТМО стали первыми, кто вписался в проект», — рассказала доцент Института дизайна и урбанистики Ирина Шмелева.
Осенью прошлого года были проведены два выездных занятия. Первое прошло в Музее воды и Международном центре передовых водных технологий. На интерактивной экскурсии в музее студентов познакомили с современными технологиями, способствующими улучшению водной среды акватории реки Невы и Балтийского моря, и с тем, как используется вода в большом городе. Кроме того, им подробно объяснили, как используется биоиндикация для контроля качества воды. Оказывается, следить за чистотой водных ресурсов помогают раки. С помощью датчиков ученые контролируют их сердцебиение, которое напрямую указывает на улучшение или ухудшение их состояния. Членистоногие помогают лишь с экспресс-контролем воды — более тщательное химико-бактериологическое исследование проводят уже ученые, измеряя данные по 86 показателям. Помимо изучения качественных характеристик воды, магистранты заинтересовались устройством канализации, системой очистки сточных вод и ремонтом труб. Оказалось, что не всегда ремонт труб водоснабжения требует масштабных раскопок: на некоторых участках в них запускают робота, который обновляет их стенки с помощью пластикового «мешка», надутого горячим воздухом.
По словам магистрантки Алены Казуниной, Музей воды — один из самых интересных музеев в городе, и он может развиваться еще динамичнее.
«Здесь функционирует детский экологический центр, который может заинтересовать современного ребенка различными электронными играми и насыщенной программой. Ежегодно музей участвует в акции „Ночь музеев“, становясь одним из самых посещаемых мест. На мой взгляд, он мог бы расширить аудиторию, привлекая к решению экологических проблем не только детей, но и взрослых с помощью лекций, дискуссий и квестов», — заметила она.
Помимо визита в Музей воды, магистранты посетили Международный центр передовых водных технологий, где сыграли в имитационную игру. Мозговой штурм помог им с помощью полученных знаний придумать способы оптимизации городского водоснабжения. Ребята сформировали четыре команды, в составе которых придумывали систему водообеспечения гипотетических городов с совершенно разными параметрами и источниками воды. Как признаются сами участники, междисциплинарность их подготовки помогла делать правильные решения. Главным ориентиром в разработке стратегий и принятия решений было снижение негативной нагрузки на окружающую среду. Например, в небольшом, но современном городе можно ввести раздвоенную систему водоснабжения — бытовую и питьевую. Предложенный способ предполагает очищение только части воды для экономии энергии и бережного отношения к питьевой воде, так как не все бытовые нужды требуют воды, обладающей качествами питьевой. Завершать очистку можно с помощью фильтров, устанавливаемых в здании.
В конце октября прошлого года прошло второе выездное занятие: группу магистрантов пригласили на автобусную экскурсию на Юго-Западные очистные сооружения. Студентам был продемонстрирован весь технологический цикл очистки сточных вод для крупного мегаполиса. Так, сначала канализационные стоки поступают в приемную камеру, где с помощью решеток убирают крупный мусор. Забавные и неожиданные предметы, попадающие в камеру, сотрудники ЮЗОС уже давно ласково называют «приплываши» — у «Водоканала» уже есть целая коллекция необычных находок. Приплывают на станцию и деньги, и игрушки, и украшения, и дорогие гаджеты. На сооружениях также используют биологическую индикацию: помимо раков, следящих за чистотой воды, в террариуме обитают большие улитки-ахатины, которые реагируют на концентрацию вредных примесей в воздухе. Помимо салата и огурцов, «в пищу» они получают струю воздуха с дымом, сжигающим осадок, образующийся при отстаивании сточных вод. Специалисты утверждают, что пока улитки чувствуют себя хорошо. Очищенная вода стекает в Финский залив и рассеивается в Балтийском море.
«Это знания из серии „Почему небо голубое“: все задумываются над этим вопросом, но мало кто может ответить, — отмечает одна из студенток, Карина Гулордава. — Поэтому нам было очень интересно узнать все технические особенности устройства очистных сооружений. Начинаешь задумываться, какой это огромный труд — создать такую систему, начиная от прокладки сетей в каждую квартиру и заканчивая процессом очистки».
По словам доцента Ирины Шмелевой, в совместных планах Института дизайна и урбанистики вместе с «Водоканалом» осталось еще одно выездное занятие по теме «Очистка питьевой воды». Специалисты готовы показать студентам, как осуществляется забор воды и ее очистка до уровня, регулируемого нормативами, как происходит поставка чистой воды в систему ЖКХ Петербурга, кто несет ответственность за качество питьевой воды в городе.
«Доступность чистой питьевой воды — стратегический аспект управления городом, как и очистка сточных вод — один из индикаторов устойчивого развития мегаполиса. Невозможно реконструировать город или строить новые города или районы, не представляя, как устроена эта сложнейшая система. Именно такие знания получили студенты», — заключила Ирина Шмелева.