Бывали ли вы ранее в Санкт-Петербурге?
Я впервые приехал в Россию и Санкт-Петербург. Могу сказать, что я влюблен в этот город, он действительно прекрасен. Один из профессоров Университета ИТМО встретил меня в аэропорту и помог мне организовать тур по городу. Несмотря на то, что у меня каждый день лекции, я успеваю посмотреть и достопримечательности, и погулять по городу, и даже решить административные вопросы. Все очень приветливы и радушны, студенты идут на контакт с радостью. Я очень рад, что оказался здесь.
Это ваш первый опыт преподавания в России, в частности, в Университете ИТМО. Расскажите про ваш регулярный опыт проведения лекций в других странах? Где вам удалось побывать с этой миссией?
Обычно я много путешествую по Европе и читаю лекции в разных университетах Европы, также я бываю в Азии. Сам я родом из Ирана. Получив степень PhD 35 лет назад, я стал преподавать в университете Мемфиса (США), где веду исследовательскую деятельность. Надо признать, я очень люблю книги и активно занимаюсь исследованиями, однако читаю я только два курса в год и, как правило, для аспирантов и магистрантов. В связи с нагрузкой я не привык читать лекции ежедневно по несколько часов в день, поэтому в России я даже немного сорвал голос. Это мой первый преподавательский опыт в России, и мне приятно видеть заинтересованность студентов. Иногда случаются проблемы с пониманием языка. Так, в первый день ко мне пришли несколько студентов, которым пришлосьтруднее, чем остальным, так как я требовал от них того, что требую от своих студентов, такого же отклика. Затем я стал больше обращаться в своих лекциях к кейсам, опираясь на которые студентам стало проще знакомиться с материалом. Большой акцент в работе я делаю на интерактивность, студенты тоже презентуют кейсы. Это очень важно, я делаю это по двум причинам. Во-первых, мне нужно убедиться, что они уделяют достаточно внимания лекции, во-вторых, я помогаю им развить коммуникативные навыки. Именно поэтому очень важно не только слушать, но и выступать самому, что я и прошу у студентов. Также я прошу их вести записи, чтобы отследить развитие коммуникативных письменных навыков. Важно обращать внимание на такие моменты.
Как было принято решение приехать в Университет ИТМО с целым курсом лекций?
Я был в Шанхае (Китай) и выступал на одной из конференций в качестве keynote-спикера. Сразу после моего выступления один из слушателей подошел ко мне, и мы разговорились. Подошедшим оказался американец, который работает преподавателем в Китае, мы стали обсуждать мою деятельность и лекции, которые я читаю в разных странах, после чего собеседник мне задал вопрос, бывал ли я когда-нибудь в России. Именно тогда он заговорил о Санкт-Петербурге, упомянул Университет ИТМО и помог мне связаться с вузом. Так, благодаря нетворкингу я попал в Университет ИТМО.
Читая лекции в Университете ИТМО, вы отметили для себя особенности российских студентов?
О российских студентах я узнал лишь то, что они, как и все другие студенты, хотят многое узнать. И если вы отнесетесь к ним с уважением и сделаете так, чтобы им было легче усвоить материал, они ответят взаимностью. Иногда я уточняю у студентов, поняли ли они все сказанное, и когда слышу неправильный ответ, я не говорю, что студент не прав, а предлагаю найти истину в обсуждении. Я стараюсь как можно больше вовлекать студента в образовательный процесс во время курса, ведь не все владеют английским в совершенстве, а понимание материала курса первостепенно. Единственное отличие, которое я вижу: мне приходится говорить медленнее и четче, так как английский язык здесь не является родным.
В один из дней мы со студентами говорили про профессиональную этику, в рамках этой темы мы работали с некоторыми кейсами, в которых я делился своим опытом, накопленным во время консультаций различных компаний. Обращаясь к своему опыту, я стараюсь помочь студентам освоить установленную этическую культуру между компаниями. В мой курс включены три очень важные темы. Первая тема – устойчивое развитие бизнеса, которое становится общей практикой по всему миру, особенно в Европе и Азии. Сегодня компании должны не только курировать свои финансовые показатели, чтобы создать ценность своей продукции, они должны думать об окружающей среде, защищать ее, понимать свою социальную ответственность перед обществом и правительством и многое другое. В своем курсе я также делаю акцент на корпоративном управлении, которое помогает компании быть наиболее эффективной и выявлять главных игроков (инвесторы, менеджеры и другие). Во время обучения я стараюсь охватить те темы, которые, по моему мнению, наиболее интересны для студентов, и предоставить им ту информацию, которую они не получат из других источников.
Профессиональная этика – одна из областей, с которыми вы работаете в рамках курса. Насколько, по вашему мнению, этот навык определяет профессиональный успех в современном мире? Сегодня мы довольно часто видим, как крупные компании порой демонстрируют не самое этичное отношение, что приводит к крупным скандалам и потере репутации организации.
Как вы знаете, этика базируется на моральных принципах, например, на семейных ценностях или религиозных воззрениях. Эти взгляды очень сильно варьируются от страны к стране, однако мы говорим о глобальной экономике, а в контексте глобальной экономики профессиональная этика и бизнес этика являются ключевым фактором, потому они определяют репутацию. Сегодня социальные медиа и другие ресурсы передают информацию за секунды, поэтому этическое поведение компаний у всех на виду. Так, например, компании, которые производят продукты питаний, порой используют в своей работе ингредиенты, неприемлемые для потребителя, что может привести к конфликту и подрыву доверия – все эти вопросы лежат в области этики. Бизнес этика – это культура этического поведения, доверия и репутации, а все это, несомненно, важно для компаний.
Почему важно говорить об устойчивом развитии бизнеса, корпоративном управлении и профессиональной этике одновременно, в рамках одного курса?
Эти три темы – то, чему я обучаю аспирантов и магистрантов в Мемфисе. Здесь же я даю 15 лекций, в течение которых стараюсь предложить студентам фундаментальное понимание всех трех областей. Как показывает практика, выбранные темы заботят всех студентов, изучающих бизнес процессы. В свою очередь, каждый предприниматель должен хорошо понимать вещи, о которых здесь идет речь независимо от того, работает он в России, в Китае или в США – все это общая практика. Я стараюсь сформировать комплексную картину бизнеса и методов его изучения, именно поэтому в центре внимания эти три топика. Большой плюс еще и в том, что студент совершенно любой дисциплины (менеджмент, IT, экономика и другие направления) может вынести пользу из моих лекций, так как я стараюсь как можно меньше говорить о технических вещах.
Вы написали 12 книг, многие из которых посвящены вопросам корпоративного управления. Правильно ли я понимаю, что ваш курс базируется на исследовательском опыте, изложенном в этих книгах?
Две работы из общего числа моих книг посвящены вопросам устойчивого развития бизнеса, поэтому лекции, в которых я рассказываю про эту тему, действительно основываются на этих работах. Соответственно, темы про профессиональную этику и корпоративное управление также опираются на то, что я писал об этом ранее в своих книгах, а также на базу по криминалистическому учету, которая упомянута в одной из моих последних работ, которая, в свою очередь, стала очень полезным пособием для студентов, изучающих бизнес. В данном случае речь идет о расследованиях случаев мошенничества в интересующей нас области. Также я акцентирую внимание на том, какие глобальные события мы замечаем в США и в мире, например, финансовые кризисы и финансовые скандалы. Обо всем этом я рассказываю на лекциях.
На чем сделан фокус в курсе? Что должны запомнить студенты?
Я хочу, чтобы студенты вынесли из этого курса понимание роли бизнеса и его процессов в обществе. Мне важно, чтобы студенты осознали роль совета директоров и производителей в предоставлении инвесторам актуальной информации. Сейчас больше половины американцев инвестируют в фондовый рынок. Например, я инвестирую в фондовый рынок в рамках моего выхода на пенсию или в образование для моих детей, а на цены акций влияет корпоративная эффективность: когда корпоративная производительность растет, цена акций идет вверх. Вся отчетность по успеваемости, в свою очередь, зависит от этического поведения и управления. Если руководство предоставляет высококачественную финансовую информацию, инвесторы принимают более правильные и выгодные решения. Если они примут правильные решения, что произойдет? Весь фондовый рынок будет более эффективным, что даст процветание и рост нации. В условиях глобализации, когда одна нация выигрывает, другие нации и государства тоже могут получить от этого выгоду – это та общая картина, которую, я хочу, чтобы студенты поняли.
Курс, который вы читаете за пределами США, является частью вашей преподаваемой программы в Мемфисе или он был разработан специально для лекций-визитов?
Десять лет назад я основал этот курс для студентов программы MBA. С тех пор, как у меня появилась первая книга, я стараюсь дополнить темы всем новым, с чем сталкиваюсь, потому что все, что включает курс, актуально для любого бизнеса.
В течение этих десяти лет заметили ли вы большие изменения в каждой из трех областей?
Самое важное изменение – это технологии. Они оказывают колоссальное влияние на любой вид бизнеса. Я вижу, как технологии играют все большую роль. Взгляните на технологию блокчейн – на то, как ее использует бизнес для совершения своих операций. Электронная коммерция влияет на социальные медиа, которые, в свою очередь, влияют на все остальное. Биткоин – еще одно новшество, которое изменило мир. Другими словами, основные изменения связаны исключительно со стремительным развитием технологий.
Планируете ли вы в будущем вновь приехать в Россию и прочитать лекции, возможно, в других университетах?
Более того, для меня это очень важная задача. Обычно я еду со своей образовательной миссией в один университет, где мою работу замечают, после чего приглашают в другие вузы этой страны или даже другого государства. Нетворкинг становится ключевым фактором, определяющим то, где я оказываюсь со своими лекциями. Так, например, кто-то из моих новых знакомых в России может поспособствовать тому, чтобы законы нетворкинга сработали и здесь, и меня пригласили в другие места – я с радостью выступлю перед студентами. Если Университет ИТМО пригласит меня вновь, я также с большим удовольствием вернусь.