Oxford Brookes University начал свою историю в 1865 году как Oxford School of Art, занимая всего один кабинет на первом этаже Института Тейлора в Оксфорде. Сейчас вуз входит в топ-25 вузов Великобритании по качеству преподавания и в топ-50 QS World University Rankings на 2018 год.

«Оксфорд Брукс является лидером так называемых “новых университетов” Великобритании — учебных заведений, получивших статус университетов в 1990-е годы, — рассказывает участница поездки, доцент факультета пищевых биотехнологий и инженерии Оксана Головинская. — Высокий рейтинг вуза обеспечивают качество преподавания, перспективы трудоустройства выпускников, интенсивность научной деятельности, сотрудничество с бизнесом и производствами, а также международное признание исследовательских программ. Оксфорд Брукс продолжает развиваться благодаря инвестициям в инновационные инструменты обучения».

В Университете четыре факультета: Oxford Brookes Business School, Faculty of Health and Life Sciences, Faculty of Humanities and Social Sciences, Faculty of Technology, Design and Environment. Всего на них обучаются более 20 000 студентов, 18% из них иностранцы.

 Университет Оксфорд Брукс. Источник: oxfordstudent.com
Университет Оксфорд Брукс. Источник: oxfordstudent.com

Среда для обеспечения психологического комфорта

За две недели гости из Университета ИТМО получили возможность посмотреть на британский вуз снаружи и изнутри. Они жили в специальном гостевом кампусе, участвовали в лекциях и жизни университета вместе со студентами. По словам участников делегации, образовательная среда университета обеспечивает повсеместный и беспрепятственный доступ к информации и создает благоприятные условия для уединения и коллективной работы.

К примеру, на всей территории Оксфорд Брукс работает Wi-Fi, в том числе в университетских автобусах, с помощью которых можно перемещаться между кампусами. Для студентов доступны тренажерные залы, бассейны, поля для футбола и гольфа, просторные библиотечные залы, круглосуточные IT-центры (где можно взять ноутбук во временное пользование), а также зоны отдыха, в которых можно легко заниматься индивидуальной и совместной работой над учебным проектами.

Среди основных принципов организации образовательного пространства Оксфорд Брукс участники стажировки выделили креативность, свободу, взаимодействие, адаптивность, безопасность и эстетичность.

Участники стажировки в Оксфорд Брукс
Участники стажировки в Оксфорд Брукс

«В Oxford Brookes University на интуитивном уровне ощущаешь взаимопроникновение частного и общественного в организации пространства, — рассказывает доцент факультета прикладной оптики и сотрудница международной лаборатории светового дизайна и городской среды Елена Лекус. — С одной стороны, создается атмосфера открытости, но при этом нет ощущения отсутствия личного пространства. Здесь есть удивительное равновесие между чувством, будто ты со всеми, и осознанием собственного угла, где ты можешь предаться своим мыслям. В новом корпусе нет отдельной зоны для общественного взаимодействия: по всему университету на разных этажах поставлены диваны, где можно посидеть, поговорить, попить кофе».

Вместе с коллегами по образовательной программе «Световой дизайн» Елена Лекус принимает участие в планировке ИТМО Хайпарк. Она подчеркивает, что наблюдения, полученные в поездке, помогут в работе над новым кампусом Университета ИТМО.

Как сделать ближе преподавателей и студентов

Открытость Оксфорд Брукс отражается и в проведении занятий они проходят не только в аудиториях. Преподаватели и студенты выезжают на экскурсии в музеи и проводят занятия на открытом воздухе. Любое их неформальное общение в столовой и кафе тоже часть обучения учебного процесса. По словам преподавателя факультета низкотемпературной энергетики Александры Маюровой, открытое обучение позволяет ломать стереотипы, и студенты больше не боятся идти на контакт с преподавателем.

Университет Оксфорд Брукс. Источник: brookes.ac.uk
Университет Оксфорд Брукс. Источник: brookes.ac.uk

Сплотить коллектив помогают и технологии тимбилдинга. В Оксфорд Брукс предложен оригинальный подход: тренинги для преподавателей и студентов проводят в ресторане университета, где участников делят на команды и предлагают посоревноваться в приготовлении блюд. После завершения совместный ужин и дегустация вин.

Использование IT в образовательном процессе

Инновации Оксфорд Брукс касаются и IT-технологий. Образовательный процесс в университете построен на платформе дистанционного обучения Moodle. Она дает возможность осваивать дисциплину самостоятельно, работая с блоками теоретического материала, практическими заданиями и тестами, которые преподаватель загружает в систему. В процессе самостоятельного обучения на платформе студент всегда может обратиться за помощью к преподавателю или товарищам посредством форума, чата, личных сообщений или вебинарной комнаты. От аналогов систему отличают постоянное развитие (разработчики выпустили последнюю версию 12 марта 2018 года) и открытый код.

Доцент физико-технического факультета Роман Полозков обратил внимание участников встречи на то, что он и его коллеги уже долгое время используют Moodle. На встрече с преподавателями университета ИТМО он выразил готовность поделиться со всеми желающими опытом использования платформы.

Встреча проекта ITMO.EXPERT, посвященная поездке преподавателей в Оксфорд Брукс
Встреча проекта ITMO.EXPERT, посвященная поездке преподавателей в Оксфорд Брукс

Кроме того, в процессе обучения студенты и преподаватели активно пользуются веб-ресурсами для интерактивного взаимодействия, среди которых Padlet (приложение для создания интерактивных досок вопросов в ходе занятия), Mentimeter (инструмент для оценки мнений и ответов на вопросы онлайн во время лекционных занятий) и Popplet (инструмент для интерактивного создания интеллектуальных карт).

Научить нестандартному мышлению

Преподаватели Университета ИТМО признались, что опыт Оксфорд Брукс позволил по-другому взглянуть на интеллект-карту (mind map), инструмент в обучении, который позволяет визуализировать и структурировать процесс генерации идей.

«Создание интеллект-карты — это выстраивание ассоциативных цепочек в несколько итераций, — рассказывает доцент факультета технологического менеджмента и инноваций Ольга Тихомирова. — В Оксфорд Брукс используют свою концепцию работы с интеллект-картами, когда студенты самостоятельно выстраивают цепочки, определяя специфику развития ассоциаций в ходе решения проблем. Эта технология очень мотивирует обучающихся к работе в команде и поиску нестандартных решений».

Встреча проекта ITMO.EXPERT, посвященная поездке преподавателей в Оксфорд Брукс
Встреча проекта ITMO.EXPERT, посвященная поездке преподавателей в Оксфорд Брукс
Технологию интеллект-карт можно использовать как для групповой, так и для индивидуальной работы: от выполнения простых заданий (например, систематизации материала для подготовки к занятию) до работы над сложными междисциплинарными проектами.

Помощь студентам

Как и Университет ИТМО, Оксфорд Брукс предлагает студентам различные возможности для развития предпринимательских навыков и профессионального опыта: бизнес-инкубатор, бизнес-экспертиза идей, практика на предприятиях и сотрудничество с транснациональной производственной, логистической и консалтинговой компанией Unipart Group.

Кроме того, выпускники могут обратиться за помощью в центр университета по трудоустройству. Сотрудники помогут им в написании резюме, подготовят к собеседованию и проконсультируют. Если в течение трех лет после получения диплома выпускник не найдет подходящее место работы, он получит рабочее место в Оксфорд Брукс.

О лучших практиках и опыте их использования в своей работе участники стажировки расскажут подробнее в рамках дальнейших встреч проекта ITMO.EXPERT.