Свои взгляды на проблему высказали ректор ИТМО Владимир Васильев, ректор Европейского университета Вадим Волков, заместитель министра науки и высшего образования Марина Боровская, первый проректор Университета ИТМО Дарья Козлова, вице-губернатор Санкт-Петербурга Владимир Княгинин, научный руководитель Московской школы управления «Сколково» Андрей Волков и Елена Чернышкова, директор Центра исследований филантропии и социальных программ бизнеса ВШЭМ УРФУ.
В начале дискуссии Вадим Волков обозначил главные проблемы управления университетом. Во-первых, как оценивать успешность или неуспешность университета и его менеджмента? Ведь вуз, будучи не коммерческим и не бюрократическим учреждением, а организацией с высокой миссией, не поддается оцениванию с точки зрения стандартного управленческого подхода по отработке показателей или количеству заработанных денег.
Во-вторых, костяк университета составляют профессора — это люди, которые имеют независимый источник авторитета, и если это известные и успешные профессора, то они приближаются к звездам являются настоящими звездами своей области. Ставить задачи таким коллегам весьма проблематично, ведь у них самих сильная переговорная позиция. И чем лучше университет, тем более звездный у нее коллектив, и, следовательно, им сложнее управлять.
И наконец, в-третьих, университет — довольно консервативная структура, все изменения в нем происходят медленно, гораздо медленнее, чем хотела бы управленческая команда, что нередко приводит к конфликтам.
Централизованная модель управления, в которой все замкнуто на фигуре ректора, уже не так хорошо работает. По мнению экспертов, успех американских вузов в международных рейтингах можно объяснить как раз их политикой управления — так называемым shared governance, или коллегиальным управлением. Но сработает ли такая модель в реалиях современных российских вузов?
По мнению Дарьи Козловой, первого проректора Университета ИТМО, ни та, ни другая модель не работает в чистом виде. Руководство и управление ИТМО базируется на четырех основаниях: внешней экспертной оценке Международного и Наблюдательного совета, которые определяют направление стратегического развития университета; решениях Ученого совета, 25 % которого составляют сами студенты и который является площадкой для активных дискуссий и мозгового штурма; работе деканов, директоров мегафакультетов, руководителей подразделений и на работе проектных групп, которые формируются специально под каждую конкретную задачу.
Причем, эти рабочие группы не всегда идут под руководством ректора, проректора или декана. Роль руководителя здесь только в том, чтобы правильно собрать эти группы, но руководство осуществляется самими участниками. Ректорат никогда не вмешивается в их деятельность, пока они сами не придут и не покажут те или иные результаты.
«Готовясь к выступлению, я думала, что отличает Университет ИТМО от других, что важно лично для меня? Это, конечно же, свобода: свобода развития, реализации, свобода выбора направления, свобода коллаборации. И, мне кажется, свобода и притягивает к нам кадры», — подчеркнула в ходе дискуссии Дарья Козлова.
Она добавила, что другая суперсила университета — это скорость изменений и имплементации идей. Ведь если от формулирования идеи до ее внедрения проходит год, эта идея уже не будет интересна.
В ближайшем будущем вся структура университета и его управления поменяется кардинальным образом. Цифровизация, которая непременно будет все больше внедряться в сферу образования, приведет к полной перестройке: исчезновению одних должностей, появлению других, кардинальному пересмотру ролей всех участников процесса. Сегодня в университете уже появляются новые роли: научные коммуникаторы, художники, которые вносят трансдисциплинарность в университет и мотивируют ученых своими нестандартными предложениями и подходами.
«Мы понимаем для себя, что Университет ИТМО — это не набор факультетов, а набор платформенных решений. Мы понимаем, что данные меняют нас с сумасшедшей скоростью, что мы скоро разгрузим руководителей от рутины, у них станет больше времени для творчества», — подчеркнула она.
Присутствующий на дискуссии ректор Университета ИТМО Владимир Васильев добавил, что и сами грани между обучающимися и обучающими будут стираться, открытость университета как площадки взаимодействия науки, образования и общества будет только увеличиваться.
«Некоторые наиболее прогрессивные вузы уже перешли на модели междисциплинарности. Некоторые вузы, в том числе и наш, перешли на интердисциплинарность. Это совершенно разные подходы. Но хочу отметить, что это переход к абсолютной открытости площадки. И мы планируем это в будущем. Но когда мы переходим к таким формам, держать регуляторику ту, которую мы имеем сейчас, уже нереально. Соблюдать госстандарты станет крайне сложно – они будут устаревать быстрее, чем появляться», — подчеркнул он.