Встреча прошла в формате видеоконференции и собрала студентов математических и IТ-специальностей — призеров и победителей всероссийских и международных турниров (международных математических олимпиад школьников и студентов ― IМО и IМС, а также студенческого чемпионата по программированию IСРС).
Среди участников ― обучающиеся МГУ, МФТИ, СПбГУ, НГУ, ННГУ и Университета ИТМО, который представили четыре студента факультета информационных технологий и программирования. Каждый из них уже успел добиться успехов на международных соревнованиях и олимпиадах.
Например, Михаил Галибов два года назад выиграл олимпиаду «Курчатов» по математике. Александр Елисеев побеждал и занимал высокие места на олимпиадах среди школьников по математике три года подряд ― с 2019-го по 2021-й. Серьезных успехов на олимпиадах добился и Виталий Егоров ― в прошлом году студент первого курса бакалавриата стал золотым медалистом олимпиады школьников по информатике и программированию. А студент второго курса бакалавриата факультета информационных технологий и программирования ИТМО Даниил Казанцев в 2019 году победил на международном научном конкурсе для школьников и студентов Google Science Fair по разработке системы реабилитации инвалидов с нарушениями слуха и речи (читайте большую историю Даниила в материале ITMO.NEWS).
Также во встрече приняли участие министр науки и высшего образования Валерий Фальков и помощник президента Андрей Фурсенко.
Как подчеркнул президент, Россия всегда славилась своими математиками ― именно благодаря традициям и основам, заложенным еще Александровым, Колмогоровым и другими выдающимися учеными и сегодня российские школьники и студенты регулярно побеждают на международных олимпиадах. При этом математика никогда не была чем-то абстрактным: именно эта наука составляет базу для развития ключевых технологий, поэтому сегодня особенно важно выстроить систему математической подготовки и поднимать престиж образования в этой области.
Своим мнением о том, как должна проводиться такая подготовка, с президентом поделились студенты: они обсудили, как должны развиваться физмат-школы, в том числе в регионах, какая поддержка нужна молодым ученым и как сделать математическое образование более привлекательным для школьников. Особое внимание студенты ИТМО уделили формированию новых моделей образования, развитию комфортной среды в университетах, а также поговорили с президентом о строительстве ИТМО Хайпарка ― комплексного научно-образовательного и инновационного центра мирового уровня, который расположится в городе-спутнике Южный.
Модульность обучения и новая среда для развития
По словам студента ИТМО Михаила Галибова, чтобы образование было эффективным, необходимо переходить к новым моделям обучения. Привычная система (4+2) уже устарела. Он считает, что наиболее понятной и эффективной моделью для студентов может стать модульное обучение, или система 2+2+2, когда первые два года можно изучать фундаментальные предметы, затем сосредоточиться на практических курсах ― дисциплинах по выбору, которые помогут приобрести прикладные навыки по выбранной специальности, и наконец, в последние два года ― приобрести смежную специальность, которая в перспективе позволит работать на стыке дисциплин.
Сам Михаил сейчас учится на втором курсе бакалавриата, но уже определился с дальнейшим направлением ― впоследствии он хочет заниматься либо разработкой игр, либо углубить свои знания в области биологии и развиваться в сфере нейротехнологий и биоинженерии. По его словам, программа ИТМО дает ему возможность самому выстраивать индивидуальную траекторию обучения. Например, на его направлении можно выбрать курс Android-разработки от JetBrains и уже во время обучения попробовать заниматься промышленным программированием.
«На данный момент некоторые мои однокурсники уже определились с тем, чем они хотят заниматься, и углубленное изучение информации, которая минимально связана с их дальнейшим родом деятельности, кажется бессмысленным. Поэтому очевидно, зачем нужны следующие 2 года с более узкой специализацией на конкретных предметах. Я считаю, студентам будет намного интереснее изучать то, что им действительно нравится, и то, с чем бы они хотели связать свою жизнь, а модульность также позволит изучать смежные направления с дальнейшим возможным уходом в науку. Процесс обучения станет более продуктивным и эффективным. В ИТМО сейчас уже дают возможность прикоснуться к прикладной деятельности», ― рассказал он.
При этом такие модели образования невозможны без создания новой среды для обучения и творчества. И одним из ключевых элементов этой среды становятся новые пространства, где студенты могут учиться и общаться в неформальной обстановке. В Университете ИТМО такие пространства уже создаются ― в двух корпусах работают коворкинги, которые открыты 24/7. По словам Михаила Галибова, это дает возможность формировать более гибкое расписание, заниматься групповыми проектами и самообразованием.
Он добавил, что новые форматы, которые позволяют студентам гибко подходить к своему образованию, должны стать основой и для организации работы в ИТМО Хайпарке ― комплексном научно-образовательном и инновационном центре, который строится по программе «Кампусы мирового уровня».
В этом его поддержал Владимир Путин ― по словам президента, правительство уже занимается поддержкой новых форматов обучения. И именно они должны составлять основу работы современных университетских кампусов, сеть которых планируется создать в стране до 2030 года.
«Возможность после двух лет обучения скорректировать свою будущую профессию, процесс получения знаний, а потом еще через 2 года в магистратуре определить для себя окончательную траекторию развития как раз порождает более гибкую систему систему получения образования. Мы как раз этим занимаемся и поддерживаем. Частью этого являются и коворкинги, то есть создание комфортной среды, о которой вы сказали. В частности, мы работаем над этим, развивая программу современных кампусов», ― сказал он.
Глава государства также обратил внимание, что для поддержки университетов в целом сейчас реализуется программа «Приоритет-2030», участниками которой стали более 100 ведущих вузов.
«Процесс создания комфортной образовательной среды должен быть в центре нашего внимания. Поэтому мы будем двигаться по всем этим направлениям и дальше. Но в этом вопросе мы также надеемся на обратную связь от студентов, чтобы понять, что реально работает, а что требует корректировки», ― добавил он.
Поддержка победителей олимпиад
Отдельно на встрече обсудили размер студенческих стипендий и грантов для победителей олимпиад. По словам Владимира Путина, сегодня талантливые школьники и студенты регулярно приносят России медали на международных соревнованиях по математике по информатике. И такие результаты должны достойно вознаграждаться.
Помощник президента Андрей Фурсенко отметил, что за такими ребятами уже «встают в очередь» крупные компании. А Валерий Фальков добавил, что вузы дают им определенные преференции ― например, льготы при поступлении в университет. Однако Владимир Путин предложил дополнительно проработать вопрос материального поощрения победителей.
«Что касается материальной поддержки, в том числе стипендий, то мы подготовим и представим [предложения]. Конечно, такая поддержка должна быть особой», ― ответил Валерий Фальков.
Добавим, что 2022 год станет для России знаковым с точки зрения математики. 6 июля в Петербурге стартует Международный конгресс математиков ― самая крупная и наиболее влиятельная конференция среди ученых в этой области. Как подчеркнул президент, Россия принимала такое масштабное событие лишь однажды ― в 1966 году. Ожидается, что конгресс объединит свыше 5 тысяч ведущих ученых со всего мира. Помимо этого, в 2022 году в ведущих вузах страны в течение нескольких месяцев будут проходить специальные математические конференции.
Редакция новостного портала