О проекте
ITMO.Mentors ― уникальный для системы образования проект, который в этом году запустил офис поддержки научно-педагогических работников ИТМО. Благодаря нему студенты ИТМО могут пройти обучающий курс по педагогической деятельности и надпрофессиональным компетенциям, чтобы потом сопровождать преподавателей в образовательном процессе и войти в кадровый резерв молодых преподавателей университета.
ITMO.Mentors в цифрах
На отборочном этапе проект собрал более 300 заявок. Более 200 менторов были трудоустроены уже в осеннем семестре. С ними работали более 15 подразделений Университета ИТМО. И практически каждое из них получило хотя бы одного помощника.
Что ждет менторов дальше
Дальнейшие шаги менторов зависят от их изначальной программы обучения.
Первую траекторию выбирали те, кто уже участвовал в образовательной деятельности или в момент подачи заявки уже взаимодействовал с преподавателями или студентами в организации учебного процесса. Ведь у таких студентов уже есть возможность не ждать семестр и сразу влиться в процесс, а некоторые компетенции получить в течение 32 академических часов.
В рамках обучения по проекту менторы первой траектории выбирали практические занятия для развития необходимых компетенций. Также им были доступны лекции и учебные материалы на онлайн-курсе.
Участники первой траектории пройдут финальный опрос по итоговой оценке менторской деятельности, получат отзывы от студентов и преподавателей. После этого их участие в преподавательской деятельности будет согласовано с преподавателями и деканами факультетов, а также будут заключены трудовые договоры на весенний семестр.
Также в соответствии с одной из основных целей проекта — подготовкой кадрового резерва университета из числа студентов ИТМО — ребят будут готовить к конкурсу ППС: пройдут встречи, семинары и вебинары. Студенты узнают, как готовиться к конкурсу и успешно пройти его.
Вторая траектория была открыта для тех, у кого не было опыта в образовательной деятельности или тех, кто только поступил в ИТМО. В начале следующего календарного года их ждет распределение в зависимости от желаемого подразделения или преподавателя для работы, собеседования, согласование участия в преподавательском процессе деканами факультетов. Также собеседования ждут всех участников, которые будут работать с новым для себя преподавателем.
Таким образом, для первой траектории весенний семестр станет завершающим, а вторую — ждет еще целый год работы с преподавателями.
«Мы очень рады, что обучение в рамках проекта завершилось так хорошо для менторов, а также для нас как его организаторов и непосредственных участников. Большая часть ребят закрыли курс и получили удостоверения. Однако мы понимаем, что это не главное. Главное — результат, навыки и компетенции, которые они развили и освоили в рамках обучения. Они будут полезны им не только в преподавательской деятельности, но и в жизни», — говорит Екатерина Безызвестных, специалист по учебно-методической работе офиса поддержки научно-педагогических работников.
По ее словам, многие ребята уже выбрали направление, в котором они хотели бы сопровождать дисциплины. У кого-то уже есть договоренности с преподавателями, с которыми они познакомились в рамках практики или обучения. В весеннем семестре они продолжат взаимодействие.
При этом некоторые участники проекта могли понять, что менторство — это не то, чем они хотели бы заниматься. Их организаторы благодарят за участие в проекте и желают дальнейшего развития.
«Некоторые ребята в начале проекта хотели сопровождать технические дисциплины, а в процессе обучения сменили направление. И это тоже очень важный результат. Одно из важнейших направлений нашей деятельности — предоставить возможность профессиональной пробы, возможность понять, что ближе участникам и двигаться в комфортном направлении, в котором они ощущают себя нужными», — отмечает Екатерина Безызвестных.
Следующий набор менторов планируется с нового учебного года. В нем организаторы постараются учесть все комментарии и обратную связь, чтобы сделать проект еще лучше, интереснее и динамичнее.
Для этого в проекте ITMO.Mentors большое внимание уделяется обратной связи: все участники заполняли анкеты при поступлении на курс, в течение всего периода обучения после каждого практического занятия, а также после завершения обучения.
Кроме того, менторы могли получить помощь своих кураторов ― оперативная коммуникация велась в специально организованных группах в мессенджерах и социальных сетях.
По словам Екатерины Безызвестных, ребята принимали участие в проекте по разным причинам: кто-то хотел попробовать, кто-то с детства хотел реализовать мечту и побывать в роли преподавателя, у кого-то был исследовательский интерес изучить изнутри процесс преподавания, кто-то хотел ответить на личные вопросы, например, как использовать наиболее эффективные методы обучения, цифровые технологии. Каждый пришел со своим запросом, и организаторы старались учитывать все интересы менторов.
Отзывы участников проекта
«Я пришла на проект ITMO.Mentors, потому что хочу работать преподавателем блока soft skills в Университете ИТМО. Я давно закончила бакалавриат, больше 10 лет я проработала в сфере, которая напрямую связана с коммуникацией и общением с людьми и хотела бы продолжить свой путь в сфере преподавания. Поэтому проект стал отличной возможностью это сделать», — делится впечатлениями Юлия Хуторная, студентка 1 курса магистратуры факультета биотехнологий.
По словам Юлии, от участия в проекте она получила гораздо больше, чем ожидала. Оказалось, что у преподавания множество аспектов, например, получилось освоить педагогический дизайн и инструменты обучения в дистанционном формате.
«До того, как я пришла на курс, все казалось проще. Сейчас я понимаю, что преподавание — комплексный процесс. Чтобы преподавать успешно, требуется нестандартный подход и учет многих составляющих, — продолжает она. — На проекте мне особенно понравились преподаватели. Они все очень разные, с разным стилем преподавания и интересными приемами. И ты понимаешь, что нужно позаимствовать определенный опыт у каждого из них».
Юлия рассказывает, что также помогала вести пары в ИТМО — это был важный этап знакомства с нынешними студентами, которые стали ее учениками.
«Поскольку моя работа долгие годы была связана с взаимодействием только со взрослыми людьми, я поняла, что это будет совершенно новый опыт. Сейчас молодые люди совершенно другие, у них новые интересы и возможности и это непременно нужно учитывать», — заключает она.
Другой участник проекта ITMO.Mentors, студент 1 курса магистратуры факультета биотехнологий Дмитрий Пасечный, признается, что пока не решил, планирует ли он продолжить преподавание, однако по итогам курса магистрант приобрел навыки, которые пригодятся ему в жизни.
Например, благодаря участию в программе стало более понятно, как действовать в нестандартных ситуациях, почему важны все типы занятий, какие инструменты, в том числе, онлайн, может использовать преподаватель, что такое мотивация студентов, как правильно управлять дискуссией и взаимодействовать с большой аудиторией.
«Я увидел, что педагогика — это и наука, и искусство, и деятельность одновременно, — говорит он. — Одной из самых интересных частей для меня стали soft skills, которым было уделено много внимания. В жизни очень важно уметь правильно выстраивать приоритеты, распределять время и разговаривать с людьми. Кроме этого, как и любая учеба, ITMO.Mentors учит концентрироваться, работать с информацией и критически ее оценивать. Это был полезный опыт и крутая возможность, которую дает не каждый вуз, это надо понимать. Я буду рад продолжить курс весной».
Михаил Литвинов, аспирант факультета прикладной оптики, отмечает, что уже определился с дальнейшими планами и будет использовать полученные знания на практике.
«Я участвовал в проекте, потому что хочу расширить сферу своих знаний, а преподавание — это то, что мне интересно. Я узнал много нового, что происходит в сфере образования, например, познакомился с различными интересными интерактивными платформами для преподавания. Мне особенно понравилась первая часть курса, когда мы еще занимались очно, вживую коммуницировали друг с другом, работали в команде. В будущем я планирую преподавать, поэтому все навыки, полученные на проекте, буду применять в реальных условиях», — говорит Михаил Литвинов.