Татьяна Хоффман
магистрантка 1 курса, факультет биотехнологий, образовательная программа «Продукты питания на белковой основе»
Прошла курс «International research management essentials»
Я хотела пройти курс именно на английском и выбирала между ним и курсом «Negotiation, Influence and Conflict Management». Одним из решающих факторов того, что я отдала предпочтение курсу «International research management essentials», стало то, что там было много приглашенных зарубежных преподавателей из Америки, Ирландии, Турции.
Мне было интересно пообщаться именно с носителями языка. Еще было важно, что для меня это новый опыт взаимодействия с преподавателями — занятия проводились не в формате лекций, а, скорее, в виде дружеского общения. При этом все дискуссии проходили максимально спокойно, доброжелательно, без традиционной иерархии «учитель-ученик».
Изначально мне казалось, что программа слишком насыщенная. Но в итоге я пришла к пониманию, что все дисциплины Soft Skills больше нацелены на самообразование. Нам преподавали карьерный менеджмент, межкультурные взаимодействия, учили нас строить бизнес-модели и делать SWOT-анализ — все это происходило на конкретных кейсах и четко поставленных проблемах.
Я заметила, что многие мои однокурсники довольно скептично относились к занятиями — дескать, они и так все это знают. Но, например, в моей команде никто понятия не имел, что такое SWOT-анализ и для чего он нужен. Благодаря нашему преподавателю Эдриану Брауну мы узнали, насколько это полезная вещь.
Я рада, что в нашей команде были такие классные ребята — мы в итоге очень сдружились и общаемся до сих пор. Так что я очень благодарна этому курсу в том числе и за то, что мы смогли познакомиться.
Не могу не сказать огромное спасибо и нашему преподавателю Михаилу Курушкину — за то, что он сделал такой сложный предмет привлекательным для большого числа людей, смог пригласить преподавателей такого уровня, причем со всего мира. Это максимально приятные и самоотверженные люди, которые, несмотря на разницу во времени, готовы были вставать в шесть утра, чтобы присутствовать на занятиях, делиться с нами опытом, своими знаниями, помогать нам совершенствоваться.
Людмила Голобородько
магистрантка 1 курса, факультет прикладной оптики, образовательная программа «Прикладная оптика»
Прошла курс «Эффективное управление командой», у преподавателя Антонины Федоровой
Я выбрала этот курс потому, что у меня был богатый опыт командной работы, плюс я два года была старостой группы, и мне это нравилось (надеюсь, что моим одногруппникам тоже). Мне нравится вкладываться в сплочение коллектива, в его гармоничное существование. Но хотелось понимать, насколько хорошо я на самом деле могу выстраивать коммуникацию и как могу расширить свои знания и навыки.
Важной особенностью учебного процесса является не только индивидуальный опыт освоения знаний, но и совместное изучение каких-то аспектов — это дает возможность взглянуть на поставленную задачу шире. В плане построения карьеры этот курс помогает в дальнейшем с меньшими проблемами встроиться в любой коллектив или реализовать свой стартап, выстроить с нуля взаимодействие с сотрудниками.
Мне этот курс дал уверенность в том, что я могу брать на себя ответственность, и показал новые способы решения конфликтов. Самым важным мне кажется напоминание о том, что всегда надо думать об интересах собеседника при построении диалога. Ну и конечно, не забывать о себе, своих интересах и целях.
Я действительно стараюсь применять на практике приобретенные знания при общении с другими людьми, как в семье, так и на работе/учебе. Это был очень полезный курс ― как сам по себе, так и благодаря ребятам, с которыми я его проходила, и нашему преподавателю. Думаю, что эти знания пригодятся и в учебном процессе, и дальше, в развитии карьеры.
Анна Кузнецова
магистрантка 2 курса, факультет программной инженерии и компьютерной техники, образовательная программа «Веб-технологии»
Прошла курс «Эффективное управлению командой» с Юлией Романенко
Я выбирала курс, опираясь на его описание на сайте ITMO Students. Кроме того, я посмотрела все видео представления преподавателей. Меня заинтересовало описание курса, так как я осознавала, что умение работать в команде ― отчасти моя слабая сторона: я привыкла все делать сама, делегировать ответственность и задачи было большой проблемой. Также мне хотелось развить свои лидерские способности, навыки общения.
Еще один пункт, который подтолкнул меня к выбору курса — насыщенность материала. Программа курса включает в себя очень много разнообразных тем, полный спектр Soft Skills, которые мне хотелось изучить.
Честно говоря, сначала я относилась к Soft Skills довольно скептически. Думаю, это из-за того, что обучение в бакалавриате я проходила в классическом вузе и по технической специальности, занимаясь только развитием Hard Skills. Но чем больше занятий мы проходили, тем быстрее пропадал мой скептический настрой. Мое восприятие полностью поменяло то, что все знания мы отрабатывали на практике, а потом я видела результат применения новых навыков в повседневной жизни.
Кроме изучения непосредственно тонкостей управления, формирования и эффективности команд, много времени было уделено личностному развитию, коммуникации. Я открыла для себя методики целеполагания, решения конфликтов, начала учиться делегировать задачи, стала более уверенно чувствовать себя в общении с людьми.
Кажется, что какие-то вещи ты уже точно знаешь, но, оказывается, что в них есть очень важные тонкости, о которых, возможно, ты даже не задумывалась. Наиболее полезными и важными лично для меня оказались занятия о мотивации, коммуникации и обратной связи, переговорам и конфликтам. Для меня было удивительно то, что, на самом деле, о правильной мотивации я знаю крайне мало, а в сочетании с грамотной обратной связью она вообще творит чудеса.
Навыки, полученные во время курса, прочно вошли во все аспекты жизни. Уверенно могу сказать, что их использование поднимает эффективность работы в команде и общение с людьми на новый, более высокий уровень. Например, следование простым рекомендациям по формулированию обратной связи поразительно положительно повлияло как на общение с друзьями и семьей, так и на создание групповых проектов по учебе. Можно сказать, что теперь обратная связь — один из моих принципов по жизни.
Не забуду и про навыки переговоров и решения конфликтов. С последними у меня было много сложностей — по большей части, я их просто избегала. Курс помог мне понять, что не нужно бояться конфликтов, и научил, как стоит себя вести, когда они возникают.
Никита Момот
студент 3 курса, факультет прикладной оптики, образовательная программа «Оптико-электронные информационно-измерительные приборы и системы»
Прошел курс «Социальный и эмоциональный интеллект» у Юлии Романенко
В этом году был достаточно интересный выбор дисциплин, я выбрал курс по социальному и эмоциональному интеллекту, поскольку он был актуален лично для меня. Кроме того, мне в принципе хотелось повысить качество и результативность общения с людьми — чтобы быстрее решать проблемы и легче заводить полезные знакомства.
До начала курса я примерно знал, что это такое. Но мне хотелось послушать про различные мелочи и техники использования знаний на практике.
В первую очередь, на курсе были рассмотрены основы: виды эмоций, что их вызывает, на что они влияют. После этого мы изучали различные полезные принципы, техники и т.д. Больше всего мне понравились техники активного слушания. Курс получился достаточно интересным, без скучных лекций — их заменяло большое количество практических занятий.
Завершение курса дало мне осознание того, что я могу определять чужие чувства и эмоции, могу оказывать поддержку. Но над своими эмоциями надо еще работать ― понять самого себя тяжелее.
Из негативных моментов хотел бы отметить сложности с выполнением домашних заданий. Их мы выполняли на платформе Moodle. Но больше всего проблем было с рабочей тетрадью — некоторые задания показались мне неочевидными, слишком большими по объему и довольно скучными по содержанию.
Но в целом курс мне очень понравился — в течение всех шести недель каждый мой вечер пятницы сопровождался приятным общением и положительными эмоциями. Считаю такие занятия очень ценными для развития личности студентов. Как минимум, эти навыки точно полезны всем. И не важно, общаетесь вы с близкими, с коллегами, с друзьями — уметь качественно общаться нужно всегда.
Вячеслав Абдуллаев
студент 3 курса, факультет технологического менеджмента и инноваций, образовательная программа «Управление технологическими инновациями»
Прошел курс «Техники публичных выступлений и презентаций» у Марии Ососковой и Дарьи Хельштейн
Самое ценное — это практика. Потому что базовые вещи в принципе всем и так известны, но, как можно видеть по выступлениям студентов, эти принципы редко соблюдаются. Нужно постоянно оттачивать знания на практике, выходить в поле.
Дисциплины Soft Skills даже в онлайн-формате были достаточно интересны с точки зрения большого количества практических заданий. Приходилось постоянно практиковаться в выступлениях, причем в разных форматах: презентация себя, своего проекта, рассказ истории и т.д.
Самое ценное, что я получил на занятиях — это качественный фидбек. обратная связь давалась очень доброжелательно, с заботой о том, чтобы ребята ни в коем случае не подумали, что с ними что-то не так, а наоборот, еще больше верили в свои силы и стремились улучшать свои навыки. За это огромное спасибо нашему преподавателю.
Больше всего мне запомнился один инсайт. Нам рассказали, что, чтобы справиться с волнением перед выступлением, нужно выучить первые несколько страниц своего текста — чтобы точно знать, о чем будешь говорить в первые три-пять минут. Потому что эти первые минуты самые сложные — обычно мы всегда очень волнуемся. Хорошо выученный текст поможет не выпасть из колеи в начале, а дальше уже можно начинать импровизировать.
Также нам показали, как делать свои выступления более интересными и креативными, советовали, что можно к ним добавить, на чем можно сделать акцент. А наблюдения за другими людьми и их презентациями помогли мне проанализировать собственные недочеты, найти те моменты, которые я могу улучшить в себе.
Выступать мне приходится довольно часто — я руковожу проектом Hult Prize в ИТМО, был амбассадором проекта Changellenge >> в ИТМО, участвовал в форуме «Территории смыслов». Думаю, что занятия определенно помогли мне в моих достижениях.
Подробнее о том, как устроено обучение Soft Skills в Университете ИТМО, читайте в нашем материале. А узнать больше о том, что такое «мягкие» навыки, можно в наших карточках.