ИТМО — один из первых университетов в России, который в 2018 году начал продвигать идею персонификации образования. У студентов появились широкие возможности выбора содержания и способа освоения дисциплин в зависимости от личных и профессиональных интересов каждого.
Чтобы еще больше разнообразить образовательные программы для студентов, в начале 2021 года был организован конкурс на разработку общеуниверситетских факультативов от преподавателей, на который было подано 72 заявки. После анализа идей экспертной комиссией, состоящей из педагогов разных образовательных программ ИТМО, из отобранных заявок создали банк общеуниверситетских факультативов.
Осенью 2021 года первый проректор Дарья Козлова поделилась с сотрудниками университета идеей создать конкурс студенческих факультативов, который проводился бы наравне с версией для преподавателей. Поэтому эксперты комиссии по отбору общеуниверситетских факультативов под председательством Марии Дидковской и при организационной поддержке начальника отдела реализации образовательных программ Анастасии Крыга разработали условия пилотного конкурса и параметры студенческих факультативов. На первом этапе к участию в проекте пригласили студентов из программы ITMO.Mentors.
«Важно, что мы сделали заход на потенциал, который есть в студенческой среде, и заявили университетскому сообществу, что монополию на контент и преподавание имеют не только преподаватели. Это вызов всем, кто занимается организацией учебного процесса, потому что ребята составили нам реальную конкуренцию», — отметила начальник управления проектирования и реализации образовательных программ Юлия Васильева.
Как отбирались факультативы
Чтобы пройти отбор в конкурсе, участники должны были соответствовать нескольким критериям: работать ментором в ИТМО, быть студентом магистратуры или аспирантуры и не иметь задолженностей. Также участникам нужно было придумать концепцию факультатива и тематический план занятий: что они собираются преподавать и как оценивать прогресс студентов. Экспертная комиссия рассматривала актуальность, полезность, методическую и научную составляющую факультатива, но главным критерием отбора было то, что он должен быть интересен студентам любого года обучения с любой образовательной программы.
«От этого проекта мы ожидаем два главных эффекта. Во-первых, мы создаем базу для собственной модернизации. Студенты, разрабатывающие и преподающие собственные факультативы, входят в резерв кадрового состава для наших образовательных программ. Они понимают и разделяют принципы, ценности и миссию ИТМО, осознают свободу и ограничения, умеют работать в наших форматах, поэтому после обучения могут остаться преподавать у нас. Во-вторых, мы развиваем уникальные компетенции студентов, выбравших факультативы. Дисциплины преподавателей связаны с научными и методическими традициями ИТМО, а менторы разрывают границы, и мы даже не можем предсказать, какое содержание факультативов они предложат», — объяснила Юлия Васильева.
Заявки на конкурс собирались десять дней в конце осени 2021 года. В течение этого времени организаторы получили 20 заявок от студентов, но в результате отбор прошли 13 из них. По словам членов комиссии, по подаче материала и контенту проекты студентов не уступают тому, что делают опытные преподаватели. При этом факультативы смогли охватить совершенно разные тематики: от вычислительной физики, основ автоматизации процессов биосинтеза и биокатализа, управления рисками до вокальной и танцевальной импровизации.
Как готовились факультативы
Чтобы помочь студентам-преподавателям влиться в педагогическую среду, организаторы конкурса провели для них установочные семинары и подобрали им опытных наставников. Большинство из них преподают дисциплины блока Soft Skills в ИТМО.
«Все началось с письма Марии Цыпляевой, которая попросила стать ее наставником для факультатива "Практики регулярного менеджмента". Я всегда готова поддержать инициативу тех, кому доверяю. За время менторства Мария стала настоящим напарником по курсам, которые мы вместе провели в осеннем семестре. Однако, пожалуй, есть еще личная причина: мне самой очень нравится форма наставничества. Например, когда выступаешь бизнес-наставником в социальном акселераторе, так радостно привести к победе команду, которая тебе доверяет. Создавать вместе что-то новое, полезное и меняющее привычный бытовой уклад — важно и ценно», — рассказала преподаватель блока Soft skills Евгения Шестакова.
Два с половиной месяца (с середины января по конец марта) студенты-преподаватели вместе с наставниками готовили программы факультативов, разрабатывали практические занятия и задания для самостоятельной работы, придумывали форматы и правила оценивания студентов. Уже 11 апреля были запущены первые факультативы.
«Наставник помогает студенту построить программу курса, определить образовательные результаты, продумать формы работы на занятии и составить рабочую программу дисциплины. Мы с Аней Пожар, которая ведет "Школу здорового питания", начинали с прописывания образовательных результатов каждого занятия, потом, отталкиваясь от них, Аня написала планы занятий, и я дала обратную связь по их содержанию. Перед первым занятием мы встретились и проговорили весь план еще раз. Также Аня может написать мне не только про план занятия, но и про свои чувства и опасения», — рассказала преподаватель блока Soft skills Антонина Федорова.
Наставники уверены, что пользу от студенческих факультативов ощущают все участники образовательного процесса. Во-первых, студенты учатся чему-то новому и необычному, а во-вторых, они могут добавить факультатив в диплом при желании и успешной сдаче зачета. Студенты-преподаватели пробуют себя в новой роли, а педагоги Первого неклассического получают возможность структурировать опыт и обменяться им с другими. Наконец, факультативы помогут понять, что сейчас интересно ребятам, на какие навыки есть спрос, а также какие форматы обучения и взаимодействия больше всего удобны студентам.
Конкурс для всех студентов
По словам организаторов конкурса, факультативы от студентов оказались даже более востребованными, чем преподавательские: на большинстве дисциплин были заняты все 30 мест, на три факультатива записалось более 50% слушателей и только на два из них — менее 50%. Такой успех может быть связан с популярностью более коротких форматов обучения у студентов.
В дальнейшем организаторы планируют поработать над форматом остальных факультативов и оформить их в виде более коротких курсов. Так студентам будет проще встроить их в свою программу и комбинировать длительность обучения и набор компетенций, выбирая один или несколько факультативов.
Также теперь в конкурсе на создание факультативов могут участвовать не только студенты-менторы. В середине апреля завершился второй прием заявок на преподавание дисциплин в осеннем семестре следующего учебного года, и в нем организаторы рассмотрят предложения всех студентов независимо от подготовки на программе ITMO.Mentors.
«Смотря на то, с каким интересом менторы включились в работу преподавателей, мне стало ясно, что студенты готовы и хотят этим заниматься, поэтому мы открыли конкурс для всех. Дальше при отборе заявок мы будем смотреть, что это за участники, с какого они направления и года обучения, какой опыт у них есть, и на основе этого принимать решение об их дополнительном обучении на программе менторов», — резюмировала начальник отдела реализации образовательных программ Анастасия Крыга.